Якутяне предлагают проектор, который может спасти кино
Совокупные киносборы в стране рухнули на 42% относительно 2021 года, сократившись до 23,7 миллиарда рублей. Меньше кинотеатры собирали только в 2020 году — 22,9 миллиарда, тогда они несколько недель были закрыты из-за пандемии.
Не было печали: после пандемии по киноиндустрии нанесен еще один мощный удар. Мало того что ушел Голливуд, а вместе с ним и выручка, так сейчас регионы не в состоянии из-за санкций приобретать западные технологии. Или чинить поломавшиеся машины. Как обстоят с этим дела в Якутии?
Об этом нам рассказал Петр ЧИРЯЕВ, генеральный директор якутской киносети.
— Сколько всего в Якутии кинотеатров?
— 41 с технологией DSP (digital signal processor). Плюс десять кинотеатров с проекторами Extra Cinema. Итого — 51.
— Есть улусы, где вообще нет кинотеатров?
— Конечно. Их девять. В основном на Севере.
— Перспективы совсем скверные? Существуют же федеральные программы по линии Минкульта...
— Сейчас федеральные программы вообще под вопросом, потому что вся закупаемая техника — импортная. Все компании, которые ее предоставляли, ушли из России из-за известных событий. Это сложная техника со специальными шифровыми ключами и лицензиями. Конечно, можно ввезти через третьи страны, как крутят, допустим, «Аватар» нелегально. Но государству явно сейчас не до кино.
— Тупик?
— Нет. Мы предлагаем перейти на иной стандарт показа с применением нашего проектора. Эту технологию мы сейчас двигаем, уже десять залов открыли.
— Что это за технология?
— Всего в Якутии более 600 населенных пунктов, и почти в 500 из них есть дома культуры. Организовать кинопоказ можно даже в небольших населенных пунктах. Что нам мешает в домах культуры показывать наше кино? Там есть стены, крыша, отопление, кресла, звук, сотрудники, зачастую экраны. В прошлом году мы открыли пилотно кинотеатры именно с нашим оборудованием, которое производится в Якутии на базе технопарка, где собирают проекторы. Их устанавливаем в сельских домах культуры и показываем кино. В этом году по республиканской программе запускаем еще 17 залов. Конкурс уже прошел. 17 сел будут кинофицированы. У якутской технологии нет аналогов в России. Но есть и сторонники, и противники якутской разработки.
— А кто противник-то?
— Те, кто сидит на западных технологиях. Они не хотят, чтобы было российское. Идет борьба. Их понять тоже можно: они не хотят терять бизнес, который построили еще 20 лет назад. Именно тогда в Россию зашла западная технология, кинотеатры стали «переобуваться». Вот в Советском Союзе была пленка. Во всех исключительно деревнях стояли советские кинопроекторы, которые на советской пленке показывали советское кино. Это была мощнейшая индустрия.
На территории СССР этих установок было порядка 160 тысяч. А что такое киноустановка? Это бобинные машины, которые до сих пор стоят в деревенских домах культуры. Три машины сразу, чтобы можно было пленку переставить. Соответственно, в стране было мощнейшее производство этой техники, которая устанавливалась во всех населенных пунктах страны. У нас в Якутии в свое время было 2000 киноустановок!
— Практически в каждой деревне...
— В каждой. Люди любили ходить в кино, когда была такая возможность. Потом пленочная технология умерла, советский кинопрокат развалился, и на это пустое место пришел цифровой голливудский стандарт Digital Cinema — без пленки, на основе цифровых форм производства с жёстких и оптических дисков при помощи цифрового кинопроектора вместо обычного.
Этот стандарт был разработан семью голливудскими киностудиями — «Дисней», «Сони» и так далее. Они разработали свою систему кинопоказа и внедрили во всем мире, в том числе и в России. Эта технология работает чисто в коммерческом виде. И она за 20 лет существования в России открыла около двух тысяч кинотеатров. Но это никак не решило проблему кинофикации страны. В России сейчас порядка 150 000 населенных пунктов, а кинотеатров всего 2 000. Из которых 100 находятся в Москве, 50 — в СанктПетербурге, 20 — в Екатеринбурге. Десятки тысяч населенных пунктов могли бы показывать кино в своих домах культуры, но не имеют такой возможности. Это очень дорого. И очень сложно. Эта бизнес-модель работает только в крупных городах.
Мы же предлагаем дешевое и доступное оборудование, с помощью которого легко можно показывать кино даже в маленьких деревнях. Допустим, у нас на территории Якутии 486 домов культуры. И всего лишь 41 кинотеатр и плюс 50 кинозалов. Получается, мы спокойно могли бы иметь порядка 200 кинозалов по республике. К тому же ни для кого не секрет, каким успехом пользуется во всем мире якутское кино. Фильмов у нас много. Якутское кино уверенно выходит на общероссийский рынок. Надо помочь ребятам, занятым в киноиндустрии, в этом направлении.
В широкий прокат выходят те фильмы, которые качественно продублированы на русский язык. Например, «Рядовой Чээрин», «Тыгын Дархан», «Пугало». При этом есть множество фильмов с красивой картинкой на якутском языке, которые требуют перевода. Главное, у нас есть поддержка со стороны председателя правительства России Михаила Мишустина, ему технологию демонстрировали в технопарке во время его визита в Якутск. Тем не менее бизнес-лобби с нами яростно борется.
— А как с качеством якутской технологии? Это же совсем неконкурентоспособно!
— Откровенно говоря, мы не претендуем на одинаковое качество, это действительно так. Но оно сопоставимое. В нашем проекторе одинаковое разрешение, одинаковые яркость и контрастность. Западный проектор стоит три миллиона рублей, наш — 600 тысяч. Да, нет долби-звука. Но мы можем подключиться к любым сельским колонкам и уже что-то показывать. Объективно этот космический аппарат, который находится в кинотеатрах крупных городов, мы не сможем установить в каждой деревне. Это нереально. За 20 лет этого не было сделано, чего уж говорить о нынешней ситуации.
— Ну вот «современные» технологии, которые были установлены 20 лет назад, все равно же рано или поздно поизносятся. Требуется ремонт. А на дворе — санкции. Тогда что? Банкротство?
— Допустим, в селе Майя, где очень любят кино, сломался долби-сервер. Новый привезли левыми путями за 800 тысяч рублей. В селе Дюпся было приобретено дорогостоящее оборудование за восемь миллионов давным-давно, оно тоже умерло, на ремонт тоже ушли миллионы. Какой смысл?
— Скажите, в деревнях же есть спрос на кино? Люди ходили бы, если бы была такая возможность?
— Безусловно. Но западные технологии абсолютно не окупаемы в деревнях. Плюс там есть свои особенности в виде договорных отношений: один фильм надо крутить три-четыре недели. Если ты этого не делаешь, то не выполняешь условия правообладателей, и он перестает тебе давать кино. Нет кино — нет кинотеатра. Правила игры такие же, как в крупных городах. Например, если у вас есть аэропорт в мегаполисе, то в маленькой деревне действуют те же правила и те же стандарты. То же самое в кино. Правила одни, их просто нельзя не придерживаться. Поэтому в маленьких деревнях нет хороших фильмов. А если нет хороших фильмов, то западные технологии не окупятся. Абсолютно.
ПОЧЕМУ КРУТЯТ НЕЛЕГАЛЬНО?
С 1 марта прошлого года кинокомпании Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount ушли из России. А значит, ушел весь Голливуд. Что, впрочем, не мешает россиянам смотреть в кинотеатрах пиратские копиии, за которые авторам не производят никакие финансовые отчисления.
В Якутске с успехом крутили и нового «Бэтмена», и «Аватар: путь воды», и другие менее громкие фильмы. Этим не гнушаются все якутские кинотеатры, кроме муниципальной «Лены». Все-таки государственное учреждение. Причем показы проходят вполне публично. Якутяне смотрят фильмы без прокатного удостоверения.
Как это делается? Механизм отработан с марта прошлого года, с тех пор как Голливуд ушел. Это называется «предсеансовое обслуживание». То есть вы покупаете билет на российскую короткометражку, но предупреждены, что перед ней вам покажут «Аватар-2» или другой фильм. И тогда данные о показе не идут в систему ЕАИС, национальную базу Фонда кино по кинопоказу, курируемую Минкультуры. Но если они узнают, то штраф для кинотеатров — 4% годовой выручки.
Первым сеанс с пиратской версией провел художник и театральный режиссер Габбилен Галычев в арт-пространстве WIP на Яузском бульваре в Москве. И понеслась пиратская шхуна по всей стране. Более того, публичные политики это пиратство где-то даже и поощряют. Обычно пиратские киновечеринки проводят сторонние люди, которые просто арендуют у кинотеатра зал.
P. S.
Ни один букер (менеджер) ни одного кинотеатра Якутска не захотел общаться на тему нелегальных сеансов. Что, собственно, объяснимо.
Михаил РОМАНОВ.
Фото:https://newsib.net