Главная » 2023 » Май » 2 » Якутск-1939

Якутск-1939

 

Сегодня мы будем гулять по Якутску будущего середины 1950-х — для 1939-го года, когда был составлен Ленинградским Гипрогором генеральный план развития и застройки нашего города. В этом нам поможет репродукция оригинальной карты того времени, которая с 18 апреля, Международного дня охраны памятников, выставлена на экспозиции в воссозданной Восточной надвратной башне Якутской крепости на ул. Кирова, 10а.

ИСТОРИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Какова же история данной карты? Некий пожелавший остаться неизвестным городской коллекционер заявил, что намерен продать карту, доставшуюся ему еще от родителей. Радетели за сохранение объектов культурного наследия решили приобрести ее за указанную продавцом сумму в 15 тысяч рублей.

Председатель Якутского городского отделения ЯРО ВООПИиК Андрей Высоких купил уникальную карту на ткани и сейчас озабочен возможностью реставрации. Карта довольно ветхая, края обтрепались, на сгибах тоже есть утраты. А пока сотрудники Общества охраны памятников отсканировали генеральный план в великолепном разрешении, отфотошопили утраты, сделали четче надписи и пометки. Затем отпечатали на бумаге в увеличенном размере. Эта-то копия и представлена на выставке в Восточной надвратной башне. Любой желающий может ознакомиться с этим вариантом генплана Якутска.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Вид на Якутск со стороны реки можно лицезреть, переправляясь в Нижний Бестях. Сейчас его силуэт формируется телевышкой, высотками мкр-на «Прометей» и вдоль набережной, одиноким зданием IT-парка, домов 202-го и 203-го микрорайонов, а также возвышающейся на сопке ГРЭС-2.

К началу 1930-х многие церкви еще не были лишены колоколен и куполов и на фоне преимущественно одноэтажных домов выделялись своей вертикальной доминантой в сочетании с окружающим ландшафтом, придавали Якутску некую свою выразительность. Утрата деталей храмовых сооружений в середине 1930- х лишила его этого живописного своеобразия городского силуэта. Планировка улиц тоже всегда была головной болью городских архитекторов.

В 1937 году архитектор горкомхоза А. Ильинский писал: «Застройка города в основном одноэтажная деревянная, за исключением нескольких каменных двухэтажных зданий, расположенных в центре города. Архитектурного оформления здания не имеют. Фасады зданий однотипны и не выразительны, расположены здания на участке во многих случаях чисто случайно и выходят за черту красных линий. Нужно отметить, что город строился вначале по примитивному плану, составленному ещё в 1821 г. Сперанским, а затем уже без всякого плана. Элементарные правила планировки не соблюдались, и санитарные требования не учитывались. Грамотного генерального плана города, предусматривающего разумный и здоровый рост, ещё не было и нет до сих пор. Мостовых в городе нет, в летнее время улицы особенно сильно пылят. В осеннее и весеннее время, т. е. в период наибольшего выпада дождевых осадков, пылеобразный покров улиц превращается в жидкую, а местами в тестообразную грязь, непроходимую и даже в отдельных случаях не проезжую».

Из книги главного архитектора Якутска (1966–1971 гг.) О. Карамзина мы узнаем, что в 1937-м архитекторы И. Смольков и А. Ильинский доказывают перед руководством Наркомхоза ЯАССР целесообразность передачи планировочных работ по разработке генерального плана Якутска Ленинградскому отделению института «Гипрогор». Также Смольков настаивает на создании геодезической службы и добивается этого. При помощи этой службы он создает геодезическую сеть города, переносит в натуру идеи генерального плана, производит разбивку красных линий, линий застройки. Кроме этого, геодезическая служба выполняет исполнительные съемки построенных домов, всех инженерных сетей, выдает паспорта земельных участков под строительство жилых и общественных зданий. На репродукции карты генплана мы как раз видим эти участки с обозначением «уч.» и номером.

Александр ДЬЯКОНОВ, секретарь ЯРО ВООПИиК:

— Уверен, что генплан застройки Якутска 1939 года основан на карте, составленной И. Смольковым. На ней же основаны схемы городских дворов по состоянию на 1917 год, которые составил в 1956 году краевед Пантелеймон Попов.

 ГЕНПЛАН

В 1939-м согласно государственному заказу, как мы теперь знаем, по инициативе И. Смолькова специалисты Ленинградского Гипрогора разработали генеральный план Якутска. Данный генплан дорабатывался и менялся в зависимости от новых требований в архитектуре и градостроительстве. Тем не менее городские архитекторы и городские власти старались придерживаться концепции этого основного плана. Согласно генплану развитие существующего города шло в основном в северо-западном и южном направлениях. Так появились кварталы от ул. Орджоникидзе до ул. Лермонтова, от ул. Кирова до ул. Дзержинского. И в южном направлении — от ул. Крупской до ул. Дежнева в Заложном районе. Радиальная планировка северо-западной части города, при диагональном направлении ул. Дзержинского, достаточно удобно связывалась с уличной сетью старого плана, но не считалась с естественными особенностями этого района — озером Кустах, старой курьей и т. д. Значительно расширена была территория, главным образом, в сторону Гольминки, ул. Дзержинского и частично в южном направлении за ул. Дежнева в Заложном районе. Развитие застройки в районе Гольминки — Рабочий городок, Авиагородок (будущая Авиагруппа) — было связано со строительством ЯЦЭС (ныне ТЭЦ), а также с усилением значения Даркылахского направления, в связи с перенесением в Даркылах пристани и гидропорта. Также генплан предусматривал развитие городской застройки в северном направлении, вдоль ул. Дзержинского с двух сторон, охватывая территорию от ул. П. Алексеева, Жорницкого до ул. Бестужева-Марлинского. И в южном направлении застраивался Заложный район полностью и часть Сайсарского района, также территория от ул. Каландаришвили в южном направлении между озером Сайсары и Заложным логом.

Согласно генплану продвигалась идея о широких магистралях в центре города, вдоль которых располагались монументальные здания административного характера и такие же жилые дома для республиканских и городских властей, а также заслуженных деятелей, передовиков и ветеранов. Был разработан план окультуривания всего лесного массива городского Парка культуры и отдыха вплоть чуть не до современного Объездного шоссе. Радиальные аллеи с многочисленными скверами, дорожками и площадками в парке (согласно генплану) выглядят грандиозно. Частично это было воплощено в 1940-е годы. Развилось в наивысшей степени в 1957 году, когда парк окончательно облагородили аллеями, засадили тополями из Ботсада, появились атракционы, кинотеатр, читальный зал, танцпол, парашютная вышка, десять беседок. А также были установлены многочисленные памятники, созданные на Мытищинском литейном заводе: сохранившийся поныне памятник всесоюзному старосте Калинину, Ленину (сейчас находится в Алдане), Серго Орджоникидзе (перевезен в Покровск), Петровскому (перед Детским эстетическим центром), «Татьяна» — символ студенчества (переустановлена перед спорткомплексом «Дохсун»), более ранний памятник Сталину, установленный в 1941-м (говорят, статуя закопана в середине 1950-х в глубине парка).

По генплану от парка к центру шла широкая магистраль — улица Кирова. Начиная от озера Талого должна была раскинуться ширь эспланады — широченной и длинной торжественной площади между улицами Кирова и Красной молодежи (ныне им. Аммосова). Эспланада — в старину пустырь между замком и деревней, то есть элемент фортификации. В архитектуре эспланада понимается как открытая площадь между двумя центральными улицами. Сохранились эскизы этой эспланады в Якутске, как раз тоже 1939 года. Монументальный Дом советов (на месте ДП-2) выделяется стремящимся ввысь шпилем. Неоклассическое здание с башней и шпилем обладает, как и должно быть в зодчестве сталинской эпохи, симметричной композицией парадного фасада. В Москве и Ленинграде башни и шпиль проектировали для зданий в значимых участках города — как для жилых домов, организующих центральные магистрали, так и для административных. В особенности для последних. Генплан 1939 года, после паузы военных лет, продолжил свое развитие и детализацию в 1950-е гг. В перспективных рисунках, предложенных Л. Гальпериным, видно, что образ «срисован» с ленинградских видов 1939- го, но более детализирован. Архитекторы те были оторваны от якутской натуры и не выезжали на местность. Решение принималось исходя из личного опыта и предпочтений архитекторов, которые опирались на градостроительную традицию родного Петрограда Ленинграда. Площадь Ленина в Ленинграде и площадь Ленина в Якутске проектировались ими в одно время. Нереализованный проект площади для Якутска и реализованный проект в Ленинграде имеют много общего, в частности центральным элементом является сооружение с башней и шпилем. Площадь-эспланада, выходящая к Арсенальной набережной Невы, фланкирована зданиями, сооруженными по проектам М. Русакова.

В Якутске на месте снесенного титанического здания каменного Гостиного двора просторная площадь, усаженная рядами деревьев, зона отдыха горожан. Вдоль всей площади современные и стильные (так в газетной публикации 1940 года) здания. Судя по эскизам, это подобия административных и жилых домкомбинатов — закольцованные дома с внутренним двориком. Площадь в виде широкого озелененного бульвара направляется к берегу Ленской протоки. Здесь у набережной площадь расширяется. Общественный центр спускается и к Зеленому лугу, где тоже обозначены грандиозная лестница и площадка для прогулок. Напоминает чем-то современную набережную в Хабаровске. Ограду набережной протяженностью во всю длину центральной части Якутска предполагалось выполнить из чугуна, высотой около метра, с гранитными устоями. Рисунок ограды идентичен ампирному рисунку решетки Синего моста на Исаакиевской площади в Петербурге. В звеньях решетки использованы такие элементы, как круги, накладывающиеся друг на друга. Подобный орнамент использовали на эскизном проекте набережной центральной части Якутска с единственным различием: расстояние между центрами кругов увеличено. Можно предположить, что сокращение количества используемых деталей сделано для экономии, чтобы сократить расход чугуна. Вся набережная на этих эскизах тоже представлена современной на тот момент застройкой.

На логу (озеро Теплое) — трехэтажные каменные здания, сгибающиеся углом и продолжающиеся стеной. Чем-то напоминают обрушившееся здание первой аптеки на пл. Орджоникидзе. В начале улицы Ярославского, на месте телеграфа 1930-х (дом купца- «мильонщика» П. Кушнарева), планировалось построить театр с высокими колоннами — одно из украшений городской набережной. Вообще, генплан был лишь рекомендацией по дальнейшему развитию облика Якутска. В частности и вообще окончательный вид города решался в местном управлении городской архитектуры, находившемся тогда в просторной зале Никольской кладбищенской церкви. Здесь работали 50 сотрудников. На стенах висели вариации воплощений генплана, эскизы с видами на Якутск будущего. Старались придерживаться генплана Гипрогора. Всё это планировалось реализовать в течение пятнадцати следующих лет. До 1954–1955 гг. Начало Великой Отечественной войны приостановило воплощение этого плана в жизнь, внесло значительные коррективы. Стремление к монументальности зданий, задумка с линейноосевой перепланировкой городских улиц и площадей Якутска казались в военное время и в послевоенную разруху не столь важными. Видимо, были упущения и ошибки в расчетах: не ожидали, что город в перспективе разрастется, горожан станет в разы больше, и потому задуманные еще до войны широкие магистрали центральных улиц оказались бы весьма кстати. Городские власти с 1940-х старались воплощать более экономные планы, поддерживали более компактный тип застройки. Архитекторы боролись с этим, но получилось то, что получилось. Победила концепция постройки бездушных коробов административных и жилых зданий. Без неоклассицизма, ампира, башенок и шпилей, а также никакой монументальности. Не говоря уже об эспланадах и прочем. Детальный проект планировки Якутска составлен в 1939 году на основе и в развитие генерального проекта, утвержденного Якутским городским Советом и Совнаркомом ЯАССР. Авторский коллектив детального проекта — бригада Гипрогора: архитектор И. Малоземов — руководитель проекта, инженер-экономист Г. Ситко, архитекторы А. Григорьев и В. Казин. В детальном проекте (масштаб 1:2000) обозначены красные линии застройки в пределах всей территории, охваченной генеральным проектом планировки города. При установлении новых красных линий было предусмотрено максимальное сохранение существующего фонда зданий и в первую очередь наиболее крупных зданий города. В Советском Союзе особенно большой размах приняло строительство в послевоенные годы. Тогда, воплощая предвоенный генеральный план Якутска 1939 года, была значительно застроена центральная улица Октябрьская (1931–1960). Благодаря редкому научному исследованию о мерзлотнопочвенных условиях возведения зданий в Якутске стало возможным вести крупное капитальное строительство.

В Томске в 1902–1950 годы работал архитектор А. Крячков, занимавшийся научными разработками в области архитектуры, основываясь на собственном опыте строительства в зоне низких температур. Об этом свидетельствует одна из его статей «Устройство оснований на слабом грунте», в которой он дает рекомендации по усовершенствованию конструкций перекрытий и фундаментов в природно-климатических условиях Восточной Сибири. К 1951–1953 годам строители освоили возведение 4-этажных кирпичных жилых административных зданий в условиях вечной мерзлоты, в процессе которого возникало много вопросов, связанных с устройством фундаментов. Накопленный именно в Якутске опыт мерзлотоведения впервые в мире дал возможность возведения сооружений крупного объема в условиях вечной мерзлоты. Первое каменное здание на сваях — ЯЦЭС/ЯТЭЦ — было введено в эксплуатацию еще в конце 1930-х. И да, кстати. Растущий город с планируемыми многоквартирными домами в несколько этажей не мог бы обойтись без горводопровода и водоотводящих магистралей. Именно в далеком 1939 году в Якутске было начато строительство горводопровода с забором воды из реки Лены. Временный водопровод запустили в эксплуатацию уже в конце 1940 года. Однако горожане отказывались от водопроводной воды из-за ее плохого качества и для питья использовали все же лед.

УЛИЦЫ 1939-ГО

Тот из читателей, кто следит из года в год за выпусками нашей рубрики, должен помнить, что улицы Якутска не раз переименовывались. Так, проспект Ленина до 1963-го года назывался Октябрьской улицей, а до революции — улицей Большая или Пришпектом. Ныне Октябрьская улица тянулась от Преображенской церкви к Никольской церкви и называлась до 1963 года ул. Ворошилова, еще ранее — улицей имени Льва Троцкого, а до революции — Никольско-Преображенской. Улица Орджоникидзе называлась Казарменной. Улица Ярославского до революции была Полицейской, до 1940-х — Советской. Одно время, с 1950-х, улица Лермонтова начиналась у ЯЦЭС/ТЭЦ, занимая и нынешнюю улицу Ф. Попова. Но в 1930-е годы Лермонтова начиналась с улицы Дзержинского, а улицей Ф. Попова называлась улица Ярославского. В другой карте конца 1930-х было обозначение этой улицы — ул. Чекиста Ярославского (хотя Е. Ярославский и не был чекистом). Ул. Пирогова была Больничной. Ул. Свердлова — ул. Осоавиахима. Ул. Пояркова — Нагорной. Ул. Петра Алексеева — Лагерной. Ул. Горького доходила до набережной. На юге города за рядом нескольких (1- я, 2-я, 3-я и др.) Дачных улиц от набережной шла на запад большой дугой улица Лесная. Она огибала все юго-западные пределы города и, превращаясь в современную ул. Софронова, доходила до ул. Петровского — аккурат, где в позднее советское время стоял небольшой магазин «Лесной». Ул. Ойунского была Студенческой, Белинского — Полевой. За ипподромом находились улицы Академическая и Мичурина. Улицы Богдана Чижика и 50 лет Советской армии — ул. Первой Пятилетки. Ул. Бестужева-Марлинского — Стаханова. В районе речного порта — ул. Свободы. Ул. Труда была северным краем города, она шла до берега в районе Даркылаха. Улицы Труда, Крайняя и Дальняя очерчивали пределы города.

ПРИЧИНЫ НЕРЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА

И ведь дело не только в том, что началась война и исключительно из-за этого план оказался нереализованным. Смета предполагаемых расходов проекта оказалась колоссальной, так как надо было сперва вложить средства в формирование самой строительной базы. На официальном уровне развитие градостроительной концепции ленинградцев было прервано Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». И в результате проект помимо разбивки на красные линии не получил дальнейшего осуществления. Другая причина: ленинградские проектировщики не выезжали в Якутск и, естественно, не могли учесть гидрологические, климатические, ландшафтные, технические и транспортные нюансы и специфику, работая удаленно и лишь используя карты местности. Архитектурные приемы, подходящие для Ленинграда, оказались неприемлемыми для Якутска. Реализация проекта была невозможна не только из-за нехватки финансирования, но и из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных кадров как по архитектуре, так и по строительству.

 

Владимир ПОПОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb