Главная » 2023 » Ноябрь » 26 » Якутский Стив Джобс

Якутский Стив Джобс

31-летний Николай Апросимов, создатель голосового переводчика с русского языка на эвенкийский на базе искусственного интеллекта АYANA, работая три года назад продавцом-консультантом, даже предположить не мог, что станет известным IT-разработчиком в стране и получит приглашение на Петербургский экономический форум от советника президента РФ Антона Кобякова.

Жизнь простого парня из якутской глубинки стала резко меняться в 2019 году. Николай шел в магазин и по пути заглянул в администрацию Амгинского района, где встретил знакомого. Разговорившись с ним, тот между делом предложил: «Коля, не хочешь поучаствовать в форуме «Синергия Севера»? Отправлять некого». Николай, не раздумывая, согласился. И вот с этого момента, с его одобрительного кивка головы жизнь закружилась, завертелась.

Сегодня Николай — частый гость всевозможных форумов, выступал в стенах Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а в Татарстане и вовсе звучали предложения о покупке его проекта. Сегодня якутский Стив Джобс — гость «ЯВ».

СПРАВКА

Идея создания AYANA (Айана) — голосового переводчика c русского на эвенкийский язык на базе искусственного интеллекта — зародилась в 2019 году. Его цель — сохранение национального языка эвенков, одного из малочисленных народов России. В настоящее время в нашей стране проживает около 38 тысяч представителей этого народа, почти половина из них — на территории Якутии.

****

Николай пришел в редакцию «ЯВ» в черной водолазке и джинсах.

— Николай, а вы специально так одеваетесь, как Стив Джобс? Он тоже был поклонником черных водолазок.

— Нет, между нами нет ничего общего. Мне просто нравятся темные цвета. Вся стилистика проекта имеет темные оттенки — темно-синего или черного.

          

ЛЕСНИК

 — Расскажите о себе. Сколько вам лет? Откуда вы?

— Мне 31 год. По образованию я эколог-природопользователь. В 2015 году окончил БГФ и устроился работать у себя в Усть-Майском районе лесником. Зарплата у меня была маленькой, параллельно занимался съемками видеороликов, и тогда мне поступило первое предложение — создать сайт. На это предложение заказчика я откликнулся не сразу. Только через десять месяцев решился взяться за предложенный проект. Интернет в поселке Солнечный Усть-Майского района, где я жил, был очень медленным. Днем он стоил три рубля за мегабайт, а ночью был безлимитным. Я ночью скачивал все видеоуроки и учился. Вот так и сделал свой первый сайт, который до сих пор работает.

— А кто был заказчиком?

— Одна из золотодобывающих компаний. С этого момента, наверное, можно считать мое становление как программиста. Я переехал в Амгу, устроился продавцом-консультантом на рынке. После устроился работать в местный клуб. В это время в Амге шла подготовка к VII Спортивным играм народов республики, и в это же время я сделал первое мобильное приложение, которое знакомило всех участников мероприятия с Амгинским районом. Размещение турбазы, магазинов, что есть интересного в районе — все было наглядно видно в моем мобильном приложении. Это был первый крупный проект, который я создал. После ушел из культурного центра и уже зарегистрировался как ИП. Сначала было всё обыденно. Но наступил 2019 год, и появилась история с «Айаной». Меня пригласили на форум «Синергия Севера».

— Николай, извините, я вас перебью. Мне рассказали, что на этот форум вы попали совершенно случайно.

— Очень случайно! (Смеется). Я шел в магазин, и почему-то по дороге мне захотелось зайти в местную администрацию. Зашел, поздоровался. Встретил своего хорошего знакомого, собирался уже уходить, и тут он мне говорит: «Коля, стой! Тут форум будет, не хочешь поучаствовать?». Я ответил: «Хорошо, запиши».

— А вы тогда уже начали заниматься «Айаной»?

— Нет, вообще ничего не было.

КАК РОДИЛАСЬ «АЙАНА»

— А с какой идеей вы пришли на форум?

— Нужно было найти проблематику в рамках этого форума и представить проект-решение. Я узнал, что есть курсы эвенкийского языка. Они бесплатные, есть преподаватели — носители языка, но было бесполезно, курсы люди не посещали, их они не интересовали. В форуме «Синергия Севера» участвовали преподаватели родных языков, которые говорили об этой проблеме, что у людей нет интереса к изучению языков и о невысокой информированности населения об этих курсах. В рамках этого форума я представил проект Iknowlanguage о том, как в режиме мобильного приложения преподаватель и ученик могут найти друг друга. Этим проектом заинтересовалась Группа компаний «Арктик Капитал». Меня пригласили на встречу с руководством компании, но к моей идее там отнеслись критично.

— Почему?

— Я объяснил смысл своего проекта генеральному директору компании Матвею Евсееву и руководителю совета директоров «Арктик Капитал» Ивану Андрееву. Они меня послушали и сказали: «Зачем куда-то записываться? Нельзя ли сделать так, чтобы взять и выучить?».

— То есть перед вами поставили задачу планетарного масштаба: как выучить родной язык без посещения курсов?

— Да. Я им ответил, что сделать смогу, но тогда не знал, как это сделать. И с этого момента началась моя разработка «Айаны». В компании мне посоветовали подать заявку для участия в гранте и сказали, что окажут всестороннюю поддержку в ее реализации. Тогда мы подавали заявки со стороны НКО «Алагун» Жиганского улуса, мне в этом сильно помогла Диана Сергеева, которая поверила в перспективу проекта. Выиграли грант только с четвертой заявки. Всему миру мы пообещали, что сделаем мощное решение на базе искусственного интеллекта, хотя не понимали, с чем это едят. Но нужно было выполнять условия договора. Мы поставили перед собой космические цели. Сначала хотели создать словарь по изучению эвенкийского языка. Три месяца я корпел над этим приложением, и вообще ничего не удавалось. Я уже отчаялся, появились мысли, что это невозможно создать, что нужно вернуть деньги. Изучать с нуля было очень непросто, тот же искусственный интеллект.

— И?

— Помню, я находился в здании «Бизнес-инкубатора» в Амге, на часах было два часа ночи, и впервые неживое существо заговорило со мной на эвенкийском языке!

— Ой. Что сказала «Айана»?

— Она поздоровалась со мной, сказала «мэнду», что по-эвенкийски значит «привет».

— Вы были шокированы?

— Не то слово! Всю мою усталость и отчаяние как рукой сняло. Мы заставили машину заговорить, хотя ее голос был ужасным. Тогда я понял, что делать дальше. Буквально через три недели сгенерировал новое мобильное приложение, с которым общался, как с человеком. А дальше оказалось, что речь может идти больше, чем об обычном переводчике в мобильном приложении. Конечно, проект вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Я сделал отчетный ролик, который начал кочевать по всему миру. Меня начали поздравлять: мы сделали нечто невероятное. И такая реакция была для меня...

— Неожиданной?

— Очень неожиданной. Во-первых, поздравления были ни к чему, а во-вторых, это был отчетный ролик, а не презентационный. 21 февраля 2021 года считается официальной датой рождения проекта AYANA. Когда мы запустили мобильное приложение в AppStore и GooglePlay, я думал, что судьба проекта завершилась, но не тут-то было. Оказывается, все только начиналось. Машина начала хорошо говорить, мы стали получать много отзывов со стороны пользователей. Резонанс дошел до федеральной Ассоциации коренных малочисленных народов России. Я онлайн презентовал «Айану» в головном офисе ООО «Арктик Капитал», и, казалось, что проект завершился удачно. Но тут одна женщина, к сожалению, не помню ее имени, предложила: «Давайте отправим Николая на Съезд коренных народов России в Салехард. Это предложение стало роковым и значимым в истории проекта. После первой презентации в Якутске состоялись выезды в национальные эвенкийские районы республики — Оленекский и Жиганский, где нас очень тепло встретили.

Состоялись встречи с преподавателями, школьниками, молодыми разработчиками и работниками различных муниципальных ведомств. Мы начали получать первую обратную связь от людей.

После состоялась та историческая поездка в Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа на IX Съезд Ассоциации коренных малочисленных народов Севера по приглашению Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (RAIPON). Тогда я сильно волновался, боялся, что не смогу донести нужную информацию до людей, но у меня получилось. Думал, что буду зачитывать всё по бумажке, но я не читал, а рассказывал сам. После моего выступления зал замер, а после приглашенные стали бурно аплодировать. Так «Айаной» заинтересовались в России, меня стали приглашать на другие площадки. И аккурат в эти дни АYANA стала победителем престижного Всероссийского конкурса Youth RIGF 2021.

Слух разошелся по Москве, а в мае 2021 года по приглашению Молодежного совета RAIPON была организована встреча с президентом Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего Востока и сенатором Совета Федерации Григорием Петровичем Ледковым. Мы тогда обсудили все вместе вопросы организации первой в стране IT-сессии для коренных народов РФ. В сентябре она состоялась. Были приглашены молодые айтишники из 11 регионов страны, а также представители культуры и коренных языков.

Пошла волна интереса к родному языку по всей стране. На Таймыре, на Алтае, в Красноярском крае начали реализовываться местные проекты по восстановлению языков коренных народов. В процессе всего этого я проводил исследование и пришел к выводу, что можно создать огромный корпус языков. У каждого народа есть своя история, традиции, словарный фонд, культурный код, фольклор, музыка, одежда, кухня. И с помощью искусственного интеллекта можно все это преобразовывать в интересные сегменты по всему миру. Мы внедрили AYANA не только в телефоны, но и в «Алису», «Марусю», VK, Telegram — все они заговорили на эвенкийском языке. Даже телевизор SmartTV заговорил на эвенкийском языке.

(Николай продемонстрировал нам, как работает AYANA, которую «внедрили» в приложение «Маруся». Он начал задавать ей вопросы на русском языке, а «Маруся» отвечала на эвенкийском).

— Николай, голос у AYANA не человеческий?

— Нет, это робот.

— А на каком диалекте она говорит?

— На восточном. Но, отвечая на ваш вопрос, сразу обозначу проблемы, с которыми мы столкнулись. Когда мы создали AYANA, сначала был восторг, но через какое-то время начали поступать замечания, и мы сели работать над словарным корпусом. Наш народ в России чем-то напоминает рассыпанные бусы: эвенки живут на обширной территории от Томской области до Сахалина, от Таймыра до границы с Китаем, и у всех разные диалекты и говоры. Больше того, несколько диалектов может быть даже в рамках одного села. Существует литературный эвенкийский язык, но он не всегда является исчерпывающим. Такой междиалектный конфликт может привести даже к гибели языка. Поэтому наше мобильное приложение имеет в том числе возможность внесения правок в случае ошибок и возможность добавления своих диалектов.

Мы разработали вторую версию AYANA — мобильное приложение AYANA Offline, которая показала хорошую модель взаимодействия носителей языков с технологиями. В этой версии можно править, редактировать, добавлять и удалять то, что неправильно произносилось. Мы ездили в Иенгру, в Красноярский край и показывали носителям языка, как можно ввести слова в базу данных. Для них это буквы, слова, предложения, а для нас это код.

Первоначально мы хотели решить этот вопрос так же, как в «Википедии», то есть дать возможность вносить корректировки всем пользователям. Но столкнулись с тем, что у нас не каждый представитель народа владеет правильным языком. И, чтобы не создать еще больше ошибок, мы раздали права редактирования тем, кто разбирается в теме — языковым активистам и преподавателям эвенкийского языка. На сегодня в словарном корпусе содержится 40 тысяч слов, но для искусственного интеллекта этого мало.

«МЫ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ БЕЗ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА»

— Сколько пользователей скачало «Айану»?

— У нас в онлайн-версии 1800 скачиваний, но неизвестно, сколько людей пользуются ею через голосовые ассистенты. Сейчас мы начали работать по такому же принципу с пятью языками — это ненецкий, долганский, энецкий, нганасанский, эвенский.

— А якутский язык?

— По структуре искусственного интеллекта вошли два языка — это корякский и якутский. У каждого языка будет свой персонаж и название.

— Николай, откуда приходят названия языковых проектов?

— От носителей. Мы ничего не делаем без носителей. Каждый интерфейс, каждое приложение создается вместе с ними.

— Вы принимали участие в международной выставке-форуме «Россия»?

 — Я на днях вернулся из Москвы, где принимал участие в технологическом форуме и международной выставке-форуме «Россия». В месяц как минимум дважды выезжаю из Якутии.

— На вас, наверное, возлагают большие надежды.

— Очень большие надежды. И на самом деле нелегко чувствовать эту ответственность.

ДЛЯ АЙТИШНИКОВ СОЗДАЛИ СЛИШКОМ ТЕПЛЫЕ УСЛОВИЯ

— Николай, после известных событий многие программисты уехали из страны. А вы почему остались?

— Я свою страну люблю и никуда уезжать не собираюсь.

— Как вы считаете, насколько в стране созданы комфортные условия для развития айтишников?

— По мне, созданы слишком теплые, тепличные условия для айтишников. Это не есть хорошо. Многие крутые технологические компании родились не при поддержке государства, а переживали турбулентные времена, которые и подняли их на ноги. Но это мое мнение. В то же время отмечу, что это здорово, что у нас в республике есть свой ГАУ Технопарк «Якутия». Не в каждом российском регионе есть подобный кластер.

— А что технопарк вам лично дает?

— Осуществляется очень большая консультативная помощь. Мне лично очень комфортно работать здесь.

ТАТАРЫ ХОТЕЛИ ВЫКУПИТЬ АЛГОРИТМ

— Вы зарабатываете на приложении?

— Нет, это не коммерческий проект. Здесь суть в другом. Мы создали хороший бренд, который, в первую очередь, вызывает доверие, поэтому пошли большие заказы. Это создание мультфильмов, видеороликов, сайтов, мобильных приложений и многое другое.

— А вам предлагали продать алгоритм «Айаны»?

— Да, было предложение в Татарстане.

— И вы отказались?

— Думаю, что мы никогда не продадим ее. Все возможности до конца не изучены, и нам есть над чем работать.

— Наверное, «Айана» скоро выйдет из телефона?

— Да, об этом речь уже шла (смеемся). Мы не можем утверждать, что спасли языки, но то, что робот заговорил на эвенкийском языке, сильно вдохновило всех. Мы дали большую надежду, что исчезающие языки спасти возможно. Но главное — не питать иллюзий. В этом деле они большая опасность.

— Насколько искусственный интеллект угрожает существованию человечества?

— С искусственным интеллектом надо быть осторожным. Вы ежедневно включаете телефон и уже отслеживаетесь. Жизнь человека настолько сильно связана с искусственным интеллектом, что мы не отдаем себе отчета в этом.

— И последний вопрос. Наверняка вы много читаете. Какие книги рекомендуете к прочтению?

— Я сейчас читаю Дейла Карнеги «Как завоевывать себе друзей». А для тех, кому необходим путеводитель, как стратегия бизнеса, прочитайте Арсена Томского «От Якутска до Кремниевой долины. История создания глобальной технологической компании». Там описано много интересных жизненных циклов.

 

Екатерина ЧЕМЕЗОВА.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb