Главная » 2022 » Июнь » 6 » Юкагир. Маленький и могучий

Юкагир. Маленький и могучий

 

 

Десятилетним мальчиком его отдали в служение чужим людям: каждый день он возил для хозяев дрова из леса, носил воду из реки, топил печи, чистил хотон, мял коровьи кожи на подошвы и собачьи шкуры на одежду, а спал на полу в кухне, никогда не умывался и совсем не знал белья. Облезлая оленья рубаха и штаны, надетые на голое тело, были его одеждой в течение многих лет подряд. Тем не менее Тэки Одулок стал первым юкагирским писателем и ученым. А еще, по мнению чекистов, японским шпионом, за что был расстрелян в 1938 году.

В конце мая в Республиканском медиацентре прошел брифинг — презентация бюста Тэки Одулока, изготовленного скульптором Федором Марковым. В последующем его работа будет установлена в болгарском городе Плиска в музейном комплексе «Дом кириллицы». Бюст Тэки ОдулОка для Дома кириллицы История с созданием бюста началась в 2019 году, когда Лариса Реасовна Кулаковская приняла участие в торжественном открытии установки бюста своего знаменитого деда — Алексея Кулаковского. Там она познакомилась с создателем этого уникального музейного комплекса — предпринимателем и меценатом Кареном Алексаняном, который однажды приехал из Армении в Болгарию и настолько влюбился в эту страну, что остался в ней жить и творить. Так как Плиска считается родиной кириллицы, то грех было не открыть там музейный комплекс, что Карен и сделал, посвятив его писателям со всего мира, писавшим на кириллице. Идея создания бюста Тэки Одулока появилась во время круглого стола, который проводился в честь 115-летия со дня рождения писателя в 2021 году в Литературном музее имени Ойунского. Там же была создана инициативная группа, и началась работа. За это время сменилось несколько скульпторов, и лишь Федор Марков сумел проникнуться духом и создать свой шедевр.

Федор МАРКОВ, скульптор, народный художник Якутии:

— Основой стали два портрета Тэки Одулока. После долгих обсуждений было принято решение изобразить писателя в традиционном юкагирском костюме. Сам якут, я с большим уважением отношусь к коренным малочисленным народам Севера, так как именно они в сложнейших природных условиях выработали настоящую философию выживания. Несколько раз я побывал с Николаем Куриловым на Нижней Колыме, ездил на малую родину Тэки Одулока. Восхищаюсь мужеством северян, живущих в экстремальном климате, их внутренним спокойствием, удивительной смекалкой, бережным и философским отношением к природе. Суровые условия Севера выковали в них такие нравственные качества, как взаимовыручка, мужество и непоколебимая воля к жизни. Я многому у них научился и очень рад, что удостоился чести создать образ этого талантливого человека, который свою короткую, но яркую жизнь посвятил своему народу и так много успел сделать.

Валентина АКИМОВА, директор Благотворительного фонда возрождения юкагиров «Ярхадана»:

— У нас есть программа «Возрождение души (нун- ни) этнической памяти юкагиров», профинансированная Министерством по внешним связям и делам народов Якутии, что дало возможность реализовать в том числе и этот проект тоже. Свою лепту внес также депутат Александр Жирков, за что ему большая от нас благодарность. Мы стараемся сохранить культурное наследие юкагиров, а Тэки Одулок стал основоположником юкагирской литературы и вообще был первым юкагиром, получившим высшее образование, ученую степень и старавшимся как-то улучшать жизнь земляков.

Афанасий МИГАЛКИН, директор Музея письменности СВФУ:

— Юкагиры являются одним из древнейших народов Сибири с уникальным языком и культурой. Есть язык — есть и народ. Бюст Тэки Одулока — это памятник небольшому, но могучему народу, не зря самоназвание их «одул» переводится как сильный, могучий. Установка этого бюста в самом центре Европы будет напоминать всему миру, что есть такой народ на бескрайних просторах тундры нашего далекого Севера.

Лариса КУЛАКОВСКАЯ, директор музея «Соттинцы», внучка Алексея Кулаковского:

— На прошлой неделе мы говорили с Кареном Алексаняном. Конечно, обстановка сейчас такова, что доставка бюста в Болгарию не представляется возможной. Это через Турцию нужно лететь в Сербию, да и там есть свои сложности, поэтому мы решили установку бюста отложить до осени. Мне бы хотелось выразить искреннюю благодарность всем принявшим участие в реализации данного проекта, ведь это важное событие для всего культурного и научного сообщества.

Вячеслав ШАДРИН, председатель Совета старейшин юкагирского народа:

 — Именно Тэки Одулок стал своеобразным мостом от древнейшей культуры, в частности, от пиктографического письма к кириллице. Именно образцы пиктографической письменности юкагиров Федор Иванович (Марков. — Я. Н.) изобразил на традиционной шапке Тэки Одулока. После того как он был репрессирован, его литературное и научное наследие было предано забвению, и многие страницы жизни стали запретной темой. До сих пор какие-то страницы его биографии продолжают открываться. В прошлом году в Литературный музей имени Ойунского были переданы личные вещи Тэки Одулока и его бесценные фотографии. Что известно о судьбе семьи? Когда он был арестован, вы знаете, что тогда была и такая статья, как ЧСИР (члены семьи изменников родины), и супруга писателя Ольга Николаевна Спиридонова переписала их сына на фамилию сестры — так он стал Николаем Шатуновым. Тем самым она его спасла, а сама попала в ссылку и после освобождения недолго прожила. Только после реабилитации отца в 1955 году была установлена связь с Николаем Николаевичем Шатуновым. Здесь нужно отдать должное Дмитрию Николаевичу Семенову, первому секретарю Верхнеколымского райкома партии, который выступил с инициативой реабилитации Тэки Одулока. Именем писателя были названы улицы в селе Нелемное и поселке Зырянка Нижнеколымского района, а также в Якутске. А благодаря Ирине Куриловой нашелся внук Тэки Одулока Александр Шатунов, который и передал семейные реликвии в якутский музей. Была у нас когда-то мысль создания галереи выдающихся сынов Севера перед Домом народов Севера. Возможно, копию бюста Тэки Одулока можно будет установить там, нужно подумать над этим предложением.

Роман ДЕСЯТКИН, заслуженный деятель науки Якутии:

— Я по Якутску много хожу, и меня иногда огорчает вид установленных в городе бюстов тем или иным деятелям, при этом замечу, что ваяли их за определенную, совсем немаленькую, если посмотреть расценки скульпторов, оплату. Я давно знаком с Федором Марковым и хочу выразить свое мнение, что очередная его работа удалась на славу. Это высокохудожественный законченный образ человека, который служил своему народу и представлял его интересы, причем очень близкий к оригиналу, который мы видим на фотографиях, — с живым умом в глазах, с ярким выражением четко очерченного мужественного лица. Так вот здесь я отмечу, что Федор Иванович сделал эту работу на общественных началах, не взяв за нее ни копейки. Об этом надо писать, потому что и этот шаг характеризует автора не только как выдающегося деятеля искусства, преданного своему делу, но и как человека истинно патриотичного.

 РЕАБИЛИТИРОВАН. ПОСМЕРТНО

Николай Иванович Спиридонов (Тэки Одулок — в переводе «маленький юкагир») родился 22 мая 1906 года в урочище Оттур-Кюель на реке Ясачной, в местности нынешнего расположения села Нелемное в Нижнеколымском районе. У его отца, охотника Атыляхана Иполуна, было 11 детей, но не было ружья, так что семья сильно голодала. Младшего сына Николая в возрасте 10 лет отец отвез в Среднеколымск, где он стал наемным работником у русских и якутских купцов. Как он сам потом писал, работать приходилось с утра до ночи, но было бы неверным думать, что жестокие хозяева специально подвергали его издевательствам: в те времена большинство юкагиров, чукчей, якутов и русских, населявших бассейн Колымы, кроме небольшого сословия, жило примерно в таких же условиях.

В «Жизни Имтеургина старшего» и путевом очерке «На Крайнем Севере» пред нами предстает жизнь туземцев Колымского края во всей ее первобытной жестокости.

«Жизнь Имтеургина» переведут на иностранные языки в Праге, Париже и Лондоне. А пока, по совету православного священника, русские купцы отдали мальчика в церковно-приходскую школу. Священник хотел воспитать из маленького юкагира дьячка для местной церкви, но царская власть сменилась советской, и Тэки вступил в комсомол. Вскоре был направлен на учебу в Якутск, но по дороге попал в плен к белым. Почти через год ему удалось бежать, добраться до столицы и вступить в партийную школу. Отсюда он поехал учиться на этнографа в Ленинградский университет. После защиты диссертации в 1934 году работал первым секретарём Аяно-Майского райкома партии, а затем заведовал национальным сектором Хабаровского отделения Союза писателей СССР. Летом 1936 года Тэки Одулок возвращается в Ленинград к жене и трёхлетнему сыну. Работает в Детгизе. По некоторым сведениям, к этому времени Тэки вчерне закончил вторую часть повести «Жизнь Имтеургина старшего», подготовил книгу рассказов о своей поездке по Северу в 1934–1935 годах и завершил большую научную работу по истории юкагиров. 30 апреля 1937 года Тэки Одулок был арестован УНКВД ЛО как «участник контрреволюционной троцкистско-зиновьевской организации». Его арест и протоколы допросов послужили основой для формирования двух групповых следственных дел в 3-м контрразведывательном отделе УНКВД ЛО — дела «контрреволюционной организации в Институте народов Севера» (Одулок-Спиридонов окончил аспирантуру этого института) и дела «троцкистской шпионско-террористической и вредительской группы» среди писателей и востоковедов. Первое велось в 7-м (финляндском) отделении 3-го отдела УНКВД ЛО, второе — во 2-м (восточном) отделении. Оба дела увязывались следствием с японским шпионажем. Некоторые из арестованных бывали в Японии, другие — были их друзьями или знакомыми. Арестовали всех подозрительных и неблагонадёжных. 7–8 января 1938 года военным трибуналом Ленинградского военного округа Спиридонов, как контрреволюционер и японский шпион, был приговорён к расстрелу. Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 16 марта 1938 года приговор оставлен в силе. 17 марта 1938 года Спиридонов расстрелян в Ленинграде. 20 октября 1955 года Николай Спиридонов был реабилитирован, а 1 января 1959 года была опубликована статья Лидии Чуковской «Об одной забытой книге», вернувшая читателям писателя Тэки Одулока.

 

Яна НИКУЛИНА.

Фото: Петр БАИШЕВ. 

Yakutia24.ru

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb