Люблю делиться бриллиантами
В Музее истории Якутска (ул. Аммосова, 1/1) с 20 июня работает выставка якутской художницы Миры Аргуновой и коллекционера варганов Дмитрия Руфова «Летние радости», которая продлится до 31 июля. Но найти Миру оказалось непросто, так как почти сразу после открытия она улетела в Монголию, в лагерь современного искусства.
— Расскажите, пожалуйста, что за лагерь современного искусства, куда вы уехали?
— Он называется «Этуген» и проходит под эгидой Союза художников Монголии в местности Архангай в рамках масштабного международного фестиваля Ara. Фестиваль проходит несколько недель и должен собрать на своей площадке яркие имена монгольской и корейской эстрады, рока (приезжает легендарная группа The Hu), цирка и конного спорта. На «Этуген» съехались около ста живописцев, графиков и скульпторов из Монголии, Бельгии, Египта, Кореи, Казахстана и нескольких регионов России. Меня рекомендовал Союз художников России, членом которого я являюсь. В течение четырех дней мы создавали произведения, которые затем оценит жюри под председательством художника с мировым именем Даши Намдакова.
— Мира, вы родились в Якутске?
— Нет, в Алматы.
— И рисуете с самого детства?
— Да, чуть ли не с яслей. Первую выставку моих рисунков организовали воспитатели, когда мне было два года. Родители, два кандидата экономических наук, сами с юности очень любили изобразительное искусство. Оба учились в крупных городах и не пропускали выставок звезд мировой живописи. Дома целый шкаф был посвящен огромным альбомам Серова, Коровина, Васнецова, Моне. Оба прекрасно рисуют, особенно мама. Она могла бы стать превосходным художником, но гораздо больше ее интересовали наука, стихи и шахматы — более ста опубликованных научных статей, сборник стихов и первые места в целом ряде международных и всероссийских соревнований по шахматам. Отец тоже мог бы стать ярким художником, но, поскольку он был вундеркиндом, его еще в детстве отобрали в Новосибирскую ФМШ, что определило его дальнейшую судьбу: он с отличием окончил механико-математический факультет НГУ.
— Самое радостное воспоминание детства?
— Все самые радостные моменты моего детства связаны с рисованием и путешествиями. Каждые выходные мы ходили с родителями в горы. С рюкзаками покоряли многокилометровые живописные маршруты Медеу и Чимбулака. Не забуду первый двухнедельный пленэр под руководством профессионального художника в Горном Алтае, на который я попала в 10 лет. Все детство днями напролет я читала книги о приключениях и рисовала в тетрадках комиксы и иллюстрации. Первый заказ от издательства получила еще в средних классах. В общем, сколько себя помню, с карандашом не расставалась никогда.
— В 2022 году, согласно оценке экспертов, вы вошли в список лидеров креативных индустрий «100 Most Creative Russians — Yakutia». Это что значит?
— Это федеральный проект по выявлению ярких представителей творческих направлений регионов России. Отбор проходит в несколько этапов, где независимые эксперты объективно оценивают вклад в развитие искусства и культуры страны. К примеру, пару лет назад я и сама была таким экспертом — рассматривала портфолио творческих людей и коллективов Ханты-Мансийского федерального округа.
Из биографии: Картины Миры Аргуновой получили высокую оценку на более 70 международных, всероссийских и региональных выставках в России, Великобритании, США, Турции и Монголии, включая выставку What Is Art (Boomer gallery, Лондон, 2020), Всероссийскую выставку «Таинственная Сибирь» (Третьяковская галерея, Москва, 2021), XII и XIII зональные выставки «Дальний Восток» (Петропавловск-Камчатский, 2018; Улан-Удэ, 2023).
— Какая выставка особенно запомнилась и почему?
— Каждая выставка по-своему дорога моему сердцу. Из последних — персональная выставка «Многоликая Россия» в Общественной палате РФ в Москве, где в самом сердце нашей Родины ее увидели люди из разных сфер и регионов. Очень благодарна главе и правительству Республики Саха (Якутия), Общественной палате РС(Я) и постоянному представительству Республики Саха (Якутия) при президенте России за помощь в организации и проведении выставки.
— Чтобы сделать выставку, надо много работ, я так думаю. Когда вы работаете? И как — по вдохновению или по расписанию?
— Можно сделать выставку и из одной значимой картины, а иногда концепция и выставочное пространство требуют более сотни произведений. Я работаю шесть дней в неделю с раннего утра до позднего вечера. Во время работы чувствую себя очень счастливой. Вдохновение — моя рабочая лошадка, но думаю, что оба варианта имеют место быть. Бывает, вынашиваю идею десятилетиями, она растет вместе со мной, кристаллизуется в уме и сердце и наконец обретает свою форму. В таких случаях я часто изучаю литературу по теме, путешествую по местам силы, общаюсь с просветленными людьми. А иногда захватывает пленяющий момент, и я не в силах устоять. В обоих случаях чистые кисти, готовые краски и натянутые холсты должны быть всегда под рукой. Работы, конечно, много, но я не знаю ни одного настоящего художника, который может счастливо жить без творческого труда. Это наше естественное состояние. Без него мы чувствуем себя как рыба, выброшенная на берег.
— Выставка для художника — это счастье?
— Счастье или нет — думаю, каждый решает для себя сам. Для меня это счастливая возможность общения со зрителем и профессиональным сообществом. Каждая выставка с моим участием — уникальное высказывание с собственным дискурсом и особенностями экспозиции. Обычно мы слушаем свое сердце, обсуждаем с выставочным залом концепцию, подбираем со- держание, продумываем подачу и готовим сопутствующие материалы.
— В 2018 году ваша картина «Юноша с гитарой» была включена в список 1000 лучших картин Дальнего Востока за последние пять лет. А этот юноша — он кто? Натурщик?
— Юношу зовут Виталий Сидоров. Талантливый молодой человек, гимнаст и художник. Он учился в нашем институте, мы были друзьями, и он позировал для всех учебных постановок нашей группы.
— Ваша картина «Всё суета и томление духа» написана под влиянием Екклесиаста? Вообще, библейские сюжеты вам близки? Может, в планах есть что-то грандиозное оттуда?
— Да, Екклесиаст — моя настольная книга. В библейских сюжетах много таинств, это не может не привлекать. Проект по ним в планах есть, он сейчас в стадии кристаллизации. Как только обретет плоть и наберет критическую массу, надеюсь, с Божьей помощью сразу претворится в жизнь. Я не тороплю себя, мне нравится постепенно набирать глубину, делиться не алмазами, а бриллиантами.
— Расскажите о вашем бренде поздравительных открыток «Мира АРТ»?
— Открытки «Мира АРТ» — это способ поделиться прекрасным с каждым желающим. Картины маслом — дорогое удовольствие, но открытки могут позволить себе даже дети. Мне рассказали массу волшебных историй о том, что открытки с моими рисунками приносят удачу и исполнение заветных желаний. Думаю, это неудивительно, ведь среди моих предков — целый ряд шаманов, в том числе сильных целителей. Если отстраниться от магии, я сознательно работаю с объективными законами колористики и композиции. Изучаю влияние цвета на психику и создаю каждый рисунок так, чтобы он заряжал своего зрителя позитивом. Моя миссия — нести радость, умиротворение и вдохновение в жизнь людей, встречающих меня и мои произведения на своем пути.
— Как известно, ваши работы есть в частных коллекциях в России, Великобритании, Турции, Голландии, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане и Беларуси. Для художника что важнее: его картина в музее для всех или в частной коллекции именно для ценителя?
— Рада, что выбор не стоит остро. Меценатство — благородное дело и очень помогает художнику продолжать заниматься искусством, творить в том числе и для всех. Если человек тонко чувствует прекрасное, высоко ценит искусство и может заботиться о его сохранности, то мне приятно, что мое произведение будет питать его энергетику, лечить душу, вдохновлять на свершения, приносить удачу и процветание в дом.
— Спасибо за беседу, творческих успехов вам!
Ирина ЕЛИСЕЕВА
Фото предоставлены героиней материала