Главная » 2022 » Октябрь » 10 » Майааты - исчезнувшее в ХVIII веке племя

Майааты - исчезнувшее в ХVIII веке племя

 

Фольклор народов Якутии во многом отличен друг от друга. Похожи лишь общечеловеческие сюжеты сказок и легенд, а также истории о загадочных народах, которые совсем недавно, всего 200–300 лет назад, жили рядом и взаимодействовали с ныне здравствующими народами. О некоторых из них мы уже поведали на страницах нашей рубрики. Сегодняшний рассказ о жестоких и воинственных пришельцах.

ИСЧЕЗНУВШИЕ ПЛЕМЕНА

Вначале стоит упомянуть о других этногруппах из фольклора якутов и коренных малочисленных народов Севера. Некоторые из этих легендарных племен обрастают фантастическими свойствами и необычным внешним видом. Это безымянные бородатые великаны-людоеды арктических островов. Покрытые волосами по всему телу дикие полулюди-полузвери — чучуна, обитающие в горах Сэттэ-Дабаан и тундре. Впадающее в зимнюю спячку племя нуорамдьын.

Другие племена описаны реалистичнее и носят этнонимы народов и родов, существовавших раньше или существующих и поныне, но живущих сейчас далеко от наших краев. Это, например, тумат — родовое название в тюркоязычных народах Южной Сибири (тувинцы, хакассы, алтайцы). Сортуолы, имевшие воинов с длинными мечами кылыс, возможно, это сартолы, проживавшие в Прибайкалье и Монголии, также предполагается, что это могли быть сарты-бухарцы, жившие на берегах Байкала.

Хара саҕыл, потомки которых давно влились в ряды заречных якутов, но продолжали оставаться «чужаками» в этой новой для себя среде и, возможно, были носителями так называемой культуры Тонкого железа (плоские железные мечи, наконечники копий и пр.). Дьирикинэй, вероятно, тунгусоязычное или смешанного самоедскоюкагирского происхождения племя, особенностью которого было нанесение татуировок на свое лицо, совсем как у некоторых палеоазиатов крайнего северо-востока Азии.

Саамай — самоедский (самодийский) народ, родственный ненцам, нганасанам и другим, в старину живший на берегах рек Анабар и Оленек. Бүлээн или мүлүөн — народ, находящийся якобы на стадии первобытно-общинного развития (о них и писал ссыльный геолог П. Л. Драверт как о диком племени «мюлени»).

Хоро — это либо тунгусские или корейские племена, прибывшие из Корейского полуострова в эпоху Корё, либо предки бурятских хоринцев из Прибайкалья. Шелаги, судя по всему, одно из палеоазиатских племен, которое исчезло из арены истории северо-востока Якутии лишь в середине XVIII века. И наконец, майаат, о которых и пойдёт дальше речь.

ИЗ ПРЕДАНИЙ ЕССЕЙСКИХ ЯКУТОВ

Названное майаатами племя, которых в старину было так же много, что и шерстинок на шкуре белого оленя, расселилось у нас вокруг большого озера Ессей, на Анабаре и, наконец, на Оленьке. Эти люди мастерски охотились на диких оленей. Поохотившись, они рубили лабазы, чтобы хранить в них добытое мясо. Был у них дурной нрав. Хвастливость, принижение доблести врага и богатств новых своих угодий. «Разве это и есть Оленек? Ну это разве река? Ручеек — одно слово», — говаривали они. Удачливые охотники и их род были сытыми людьми. Свободное время проводили майааты праздно. Местность Этиэбин на Оленьке сделали они местом своих танцев. Как рассказывают кочующие в тех местах тунгусы, до сих пор это просторное и хорошее место. Речь майаатов была для наших предков говором уток и гусей, т. е. непонятным, неродственным языком. Всякий охотник, бывает, в некоторые дни упускает добычу, но не майаат в те для них счастливые дни. Всегда вдоволь питались мясом диких оленей. Охотились они кожаной веревкой с кожаными же мешочками на концах. В мешочки клали крупную гальку. Потом этот снаряд раскручивали над головой и, метая под ноги оленя, стреноживали. Однажды майааты изловили живьем оленя. Что на них нашло? Содрали с оленя всю шкуру вплоть до камусов. Потом отпустили и, глядя на то, как олень без шкуры убегает, покатились со смеху, падая то лицом вниз, то на спину. Потом опять поймали другого дикого оленя и, чтобы посмеяться еще, отпустили, выколов ему глаза. После этого дикие олени перестали попадаться им. Отвернулась от них удача. Разозлился дух покровитель охоты Байанай. Майаатам пришлось испытывать недостаток в еде. От голода решили они идти к своим лабазам. Когда они пришли к ним, то там не оказалось припасов. Все эти майааты умерли от голода на одной из излучин Оленька.

Теперь о майаатах, обитавших у великого нашего озера Ессей. К тому времени, когда наши предки пришли сюда, майааты были очень воинственны. Якуты и майааты не раз сражались. Когда пришли русские казаки, якуты начали платить ясак, от которого вообще-то в свое время и убегали из родных алаасов. Майааты же пустились в бега. Иногда устраивали засады и расстреливали ясачные отряды стрелами из луков и камнями из пращ. Разозлили вконец воеводу. Прибыли казаки в большом количестве, вооруженные саблями, закованные в кольчуги и пластинчатые панцири. Майааты отступали, но при первой возможности снова нападали на небольшие отряды казаков. Несколько лет спустя майааты переходили на другой берег через мыс Очуос. Вдруг, почти достигнув противоположного берега, они наткнулись на бивень водяного быка (мамонта), торчащий на поверхности льда. Майааты, увидев полезный материал, из которого делали ложки, колотушки шаманских бубнов, украшения и другое, начали вырубать рог изо льда. Когда они докопались до середины льда, выступила кровь. Майааты все собрались вокруг бивня, водяной бык проснулся, разломал лед, и все майааты утонули.

Ессейские якуты являются группой якутского этноса, проживающей на северо-востоке Эвенкийского муниципального района Красноярского края в пос. Ессей, а также отдельными группами в пос. Чиринда и Тура. Вынуждены были переселиться из родных мест в эти края еще в XVII веке, избегая казачьих ясаков. Интересно, что их фамилии до сих пор не христианские, как у большинства якутов, а отражают родовую или географическую принадлежность предков. Притом основных фамилий всего семь — Ботулу, Эспек, Уодай, Чорду, Осогосток, Маймага, Бэти.

ОЛЕНЕКЦЫ О МАЙААТАХ

Оленекские эвенки и якуты в цикле своих преданий о своем предке Yрэн Xohyyн всегда прославляют его навыки охотника и воинскую доблесть. Так он победил юкагирского витязя Yнгкээбил. Yрэн жил со своим родом на Аҕыс Арыы (Восемь Островов) на излучине Оленька. Из местности Куойка (название самодийского происхождения) прибыли воевать с ним майааты. Они, как и родственное им племя саамай, обожествляли священные нарты. Владели и железным оружием, но использовали и копья с костяными и роговыми наконечниками. Врагов они убивали, напав на них с численным преимуществом. Плененных богатырей они долго истязали, раздирали плоть костяными крюками, снимали кожу, выкалывали глаза. Однако куда им до нашего Хоhyyна в открытом бою? Yрэн бегал по кругу, скручивая цепь бегущих за ним врагов спиралью, и убивал догонявших стрелами. Сперва делал вид, что стреляет из лука, и вхолостую спускал тетиву — от звука тетивы догоняющий враг отскакивал в сторону. Тут же вторым движением Yрэн стрелял стрелой на самом деле и поражал насмерть. Майааты были им перебиты. С тех пор слава этого племени померкла, звезда их закатилась.

В ИСТОРИЧЕСКИХ ХРОНИКАХ

Так существовали ли на самом деле легендарные майааты? Конечно, существовали — легенды не врут. Майааты, как считал северовед В. Туголуков, это ваняды или ванядыри — племя отунгусившихся самоедов Эвенкии. Ваняды известны из ревизских сказок мангазейских казаков, где было место и ясачным ведомостям.

В тех местах предки нганасан подчинились казакам примерно в 1618–1639 гг. В 1618 г. были обложены ясаком пясидские самоеды, в 1625 г. самоеды-кураки и ваняды (майааты), в 1627 г. тидирисы (энецкие рода) и часть тавгов (тоже самодийский род).

В 1629 г. к стрелецкому отряду на Хатанге обратились тавги из рода князьца Удамоле-Соницу. Заплатив ясак, тавги просили у русских защиты от ванядов, пришедших со стороны Анабара и прогонявших их с низовьев Хатанги. Из Мангазеи стрельцам последовало распоряжение защищать тавгов, кочевавших севернее Хатанги по р. Балахна. В период 1639–1664 гг. зафиксировано несколько столкновений ванядов с оленекскими тунгусами племени адян (эдян). Оказывается, ваняды/майааты с воинственными татуировками на лицах («шитые лица») фигурируют в фольклоре всех самодийских народов Таймыра как наиболее опасные враги.

КТО ВЫ, МАЙААТЫ?

В 1666 г. произошло большое восстание авамских нганасан, при котором было убито более 30 русских служилых и промышленных людей и четыре тунгуса. В 1679 году имели место крупные столкновения авамских нганасан и энцев (в союзе с русскими) с ненцами. В 1683 году произошло восстание ванядов (предков вадеевских нганасан) на оз. Ессей, погибло 11 служилых и несколько промышленных людей. Ваняды бежали на восток. Так появились легендарные майааты на Оленьке.

Считается, что этноним «ваняд» произошел от эвенкийского слова «ванядал» — «пришедшие убивать». Ваняды/майааты и род нерумняли были единой этнографической группой смешанного тунгусо-самодийского происхождения. Они имели общее, объединяющее их имя «булэн» (вспомним диких людей «мюлен» П. Драверта), записанное русскими как «буляши». Буляши имели свой отдельный язык, употребляли в пищу сырое мясо и татуировали лицо, что характерно для самодийцев, а не для тунгусов, которые позже переняли этот обычай. Русский этноним «буляши» представляет собой русскую транскрипцию эвенкийского термина «булэсэл»/«булэшэл» — «враги», от «булэн» — «враг». Этим термином эвенки обозначают юкагиров. Получается, майааты к тому времени были смешанной этногруппой из тунгусо-маньчжурских, самодийских и палеоазиатских народов. Кстати, считается, что ваняды/майааты и сообщили русским служилым о яко, т. е. якутах и их великой реке Лене. Последнее ожесточенное восстание ванядов было отмечено в первой половине XVIII века. Далее сведения о них исчезают из хроник. Многих из майаатов подкосил ряд эпидемий оспы. Часть воинственного племени смешалась с «каменными якутами» («таас сахалара») — северо-западными якутами, а также долганами (объякутившимися тунгусами), образовав собственно этноним «майаат». Часть ванядов укрылась у тавгов, позже став компонентой нганасанского народа.

 

Владимир ПОПОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb