Медсестра Мария Ильина
Перед великим днем Победы, мы всегда вспоминаем наших дедов, бабушек, всех близких родственников, кто воевал, приближал победу во время Великой Отечественной, а кто в лесах партизанских отрядах, прифронтовой линии и в тылу.
Я хочу написать о моей бабушке Марии Михайловне Ильиной, с рассказов моей матери. Я бабушку не застала, она умерла в молодом возрасте и моя мама осталась сиротой в 13 лет. Она сама тоже о своей маме мало помнит, и ей не рассказывали о том, как ее мама была медсестрой в военное время, да и видимо, не хотели об этом рассказывать, память о тех страшных годах хранилась в их сердцах и незаживающей раной терзала мысли и душу.
Спустя много десятилетий, моя мама сама узнала о том, как бабушка в юном возрасте 17 лет пошла добровольцем, восстанавливать разрушенные города и деревни Советского Союза в 1944г.
К тому времени Советская армия освободила всю территорию Союза, партия и народ активно начинали строить и возрождать свои отвоеванные территории от фашистских захватчиков. Моя бабушка Мария, активистка, комсомолка со всеми наравне работала на восстановлении железнодорожных дорог на западной стороне Советского Союза. В одном месте, во время работы резко взорвалась вредительская мина, оставленная немцами, не всё было расчищено от скрытых мин. Погибли люди, было много раненых, а врачей и медиков не хватало, можно сказать не было. Всех оставшихся живых ребят, девчат построили в шеренгу, и главный спросил, есть ли кто окончивший санитарные курсы, либо кто знает медицинское дело. Никого не было, лишь моя бабушка скромно ответила, что знает ветеринарное дело, она в селе ухаживала за коровами, принимала отел и т.д. А главный сказал, вот и хорошо, что знаешь ветеринарию: корова, лошадь, человек - все живые существа, пойдешь медсестрой в помощь к врачу, в хирургию. Так образом юная Мария, некогда лечившая просто коров, стала медсестрой.
Так быстро научилась лечебному делу, помогала при операциях, подавала во время операций инструменты, бинтовала раны, делала уколы, ухаживала за лежачими больными, в общем все, что обязана была делать в военной время медсестра. Хотя, она в самой войне не участвовала, но внесла свой ощутимый вклад в Победу, прифронтовой линии лечила и выхаживала раненых солдат, простых людей. Там, разумеется, встретила свою любовь, военного офицера, намного старше себя, у них случился роман. Позже моя бабушка забеременела, и ее отправили домой в Якутию. В то советское военное время, конечно, такая ситуация считалась легкомысленной, моя бабушка долго скрывала всё, деревня маленькая, люди были суровые, осуждали. Имя своего любимого так и не раскрыла, сохранила в тайне. Возможно, из –за этого она не хотела рассказывать, как работала в военном госпитале.
Но Мария набралась очень большого медицинского опыта. Ее после приезда на малую родину часто отправляли в отдаленные северные районы, где вообще не было медиков. И по рассказам моей мамы, я помню, что бабушка на оленях ездила из стада в другие стада на очень дальние расстояния, где рожала женщина, либо где травмировался человек, сильно болели маленькие дети. Она работа в Кобяйском и Булунском районах в селе Кюсюр.
Был такой случай в маленьком Кюсюре 50-е годы (как все знают, в северные районы отправляли не только политссыльных, но военнопленных и противников советской власти, чаще из республик Прибалтики, которые разделяли фашистскую идеологию). Был один латыш, который занялся вредительством, находясь в таком положении. Он во флаконы с лекарствами вливал яд, в то время не было герметичных крышек, были простые аптекарские бутыли с резиновыми крышками. А моя бабушка, не ведала об этом и ее обвинили в отравлении больных, все стали против нее, позже началось расследование и наконец, выяснилось, чья вина была. Но сколько осуждений и недоверия она натерпелась от селян, людей, не знает никто.
Военные и послевоенные суровые тяготы, северные морозы, полу-голод, тяжелая работа подорвали здоровье, и жизнь моей бабушки закончилась рано 1959 году, когда ей было 32 года. Моя мама рассказывала, что она долго лежала в постели, ее руки были очень холодны, лицо очень бледное, а взгляд был долгим и грустным...
Мария СЛЕПЦОВА.