Монумент памяти ссыльных поляков в Якутске увезли неизвестные
Во многих регионах страны вывозят памятники жертвам политических репрессий, что становится своеобразной социальной инфекцией. Вывозят неизвестные. Соответственно, в неизвестном направлении. Якутск не стал исключением.
В минувшие выходные монумент памяти ссыльных и репрессированных поляков, в свое время установленный польской общиной на углу Пояркова — Курашова, увезли неизвестные.
А ДАЛЬШЕ ЧТО?
Еще в июне первым забил в набат председатель Якутского регионального отделения ВООПИК Руслан Васильев: с гранитных камней монументального ансамбля все те же неизвестные сняли таблички с именами ссыльных поляков, внесших неоценимый вклад в изучение и развитие Якутии, таких как Вацлав Серошевский, Эдуард Пекарский, Александр Чекановский, Ян Черский и многие другие. Можно было списать это на акт вандализма или кражу, если бы не одно «но»: незадолго до этого инцидента неизвестные обнесли монумент высоким забором из профлиста. Казалось бы, у бесхозного, как выяснится позже, объекта появился хозяин, раз забор установил, причем не из самого дешевого материала. Логично, что жители ожидали дальнейшего облагораживания территории с соответствующим уходом за монументом. Но уход у последнего случился трагичный — под покровом ночи, насовсем, с корнями, неведомо куда.
Руслан ВАСИЛЬЕВ, председатель Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
— В понедельник утром жительница из близлежащего дома сообщила мне, что монумент, на который мы взамен пропавших собирались заказать новые таблички, исчез. Вчера еще был, а сегодня его нет. В обоих случаях — и когда таблички сняли, и когда многотонное сооружение увезли неизвестно куда — ни на одном из уровней власти никто не дал мне вразумительного ответа, куда и зачем его увезли. Я так понимаю, это не спонтанная акция, но такие действия напрямую нарушают подписанный президентом страны указ о сохранении культурных и исторических памятников, а также Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», ведь монумент был установлен в память не только об участниках польского национально-освободительного движения 1863 года, сосланных в Якутию, но и всем безвинным жертвам политических репрессий, а там были сотни тысяч людей разных национальностей. Всё это происходит на фоне запрета фильма «Айта», обвиненного в национализме, которого в картине нет и быть не может. А монументы не по национальному ли признаку сносят? Что за двойные стандарты? Смею напомнить, что на территории республики располагалось 105 лагерей ГУЛАГа в Оймяконье, Верхоянье, Хандыге, в дельтах Лены, Яны, Колымы, Индигирки, на побережье Ледовитого океана. Да, скорбные страницы, но нашей с вами истории, и нужно уметь это признавать, а не только достижениями гордиться. Смею напомнить также, что многие якутские государственные деятели, представители якутской интеллигенции попали под маховик репрессий, и что же, им тоже памятники сносить начнем? По какому, простите, признаку? Забудем все их заслуги перед народом? Так просто сотрем память? А дальше что?
— Это, Руслан Васильевич, вопрос риторический.
— Валентина Шиманская, возглавлявшая польскую общину «Полония», была инициатором установки этого монумента. Как ребенок политссыльных пережила все «прелести» жизни репрессированных в стране народов. Прекрасная женщина, много сделавшая для укрепления отношений между нашими странами, но она не сумела учесть того, что монумент необходимо было устроить в хорошие руки, определив балансодержателя. Теперь такие объекты практически можно считать бесхозными и делать с ними все что угодно — не знаю, правда, кому угодно и зачем, но теперь и проблема остается неразрешенной.
ПАМЯТНИК В ССЫЛКЕ
26 сентября возле Дворца детства был демонтирован памятник Григорию Петровскому.
СПРАВКА «ЯВ»
В ноябре 1914 года арестован, осужден к лишению всех прав и высылке на вечное поселение в Туруханский край. В 1916 году переведен в Якутию. Официально издавал газету «Правда». Освобожден после Февральской революции 1917 года. С этого времени он комиссар Якутии и председатель местного Комитета гражданской безопасности, а с 1918 года — председатель Всеукраинского ЦИК. В 1926 году в его честь город Екатеринослав переименовали в Днепропетровск. Кстати, он чудом избежал репрессий, в отличие от многих старых большевиков-соратников. Ныне город носит название Днепр. Установленный в нем в 1976 году памятник Петровскому стоял до января 2016 года, когда — вот снова парадокс! — его снесли люди, говорящие на языке, преподавание которого Григорий Петровский защищал в Госдуме столетием раньше.
Мы обратились за комментариями к руководителю Департамента по охране памятников культурного наследия Николаю МАКАРОВУ:
— Николай Афанасьевич, объясните, пожалуйста, что за массовый снос памятников происходит и по какой причине?
— Оба памятника не являются объектами культурного наследия и не состоят в реестре государственной охраны, а такого рода памятниками мы, к сожалению, не ведаем. За их состоянием должны следить собственники объектов — как физические, так и юридические лица, — но, как правило, такого рода объекты являются бесхозными.
— Но кто-то же ухаживал за этими объектами многие годы.
— Я не знаю. Если бы они входили в ОКН, то представил бы всю информацию, а так я не в курсе.
— Как вы думаете, здесь не национальный ли вопрос поднимается — памятники полякам, украинцу? Или, скажем, политический?
— Я не могу вам об этом сказать. На такие вопросы отвечать некомпетентен.
— А много у нас бесхозных памятников, подобных двум этим?
— Их достаточно много.
— Ведь кто-то их в свое время устанавливал. И ухаживал. Где хозяева?
— Вы затронули очень больной момент, о котором я на каждом совещании говорю: мы заранее должны решать, кто дальше будет за ними следить. У каждого ОКН есть паспорт. Установка памятника — самое понятное и легкое, а вот что будет дальше — самый сложный процесс, который мы до сих пор не научились решать. Собственник объекта должен определяться до его установки, тогда и порядок будет.
— А ОКН сколько?
— На сегодня — 1890. Но их число постоянно увеличивается. За порядком в хозяйстве города следит СЭГХ в целом и его глава Владимир АММОСОВ в частности.
— Владимир Владимирович, а куда увезли памятник Петровскому?
— На ответственное хранение, за которое отвечает предприятие «Якутдорстрой». В течение года мы должны будем подготовить основание под место новой установки этого памятника на улице Петровского.
— Хорошо. А куда увезли монумент памяти ссыльным полякам?
— А поляки это не мои... не наши... я без понятия. Это в управе надо спрашивать.
— Я только что разговаривала с управой Центрального округа, и они направляют к вам.
— Монумент полякам никогда на нашем балансе не был.
— Но земля под ним муниципальная?
— Я сейчас не дам вам комментарий на этот счет.
Николай НИКОЛАЕВ, заместитель главы по общим вопросам округа «Центральный»:
— Эти памятники не на нашем балансе. Это всё, что я могу сказать.
— Но вывозят их с территории вашего округа. Может, пора заявить в полицию о краже или акте вандализма — вы же можете запросить видеозаписи с камеры, установленной на углу улиц Пояркова — Курашова и посмотреть, кто вывез многотонные гранитные камни! Это же даже не таблички, которые за пазухой можно вынести!
— Нам, конечно, интересно, кто их вывез, но кто разрешит простым смертным удовлетворить это любопытство?
— Так пробуйте! Это ваш округ, ваш город — разве вас не должно интересовать, что на вашей территории происходит?
— Обращайтесь к балансодержателям.
— Ну мы же с вами знаем, что нет балансодержателя. А с проблемой украденных табличек еще в июне к вам Руслан Васильев приходил.
— Да, было такое. Но я ничего не могу сказать. Надо проверить, чья там земля.
— Будьте добры, проверьте.
— Хорошо.
***
В завершение еще одна незаконченная история. В 2014 году пресс-служба мэрии сообщила, что окружная администрация Якутска установит стелу — памятник жертвам политических репрессий на территории Никольского храма. Из девяти поступивших на конкурс работ победил архитектурный проект республиканского проектно-изыскательского института «Якутпроект», согласно которому в разбитом сквере площадью 1,2 кв. м, с голубыми елями и кустарниками, будет установлена 7,5-метровая квадратная стела в виде коновязи. «Стела будет иметь окантовку в виде колючей проволоки, символизирующей тоталитарный режим и массовые репрессии. Эта проволока разорвана непобедимой силой воли политзаключенных. Проем в стеле имеет форму часовни, в которой установлен колокол», — говорилось в сообщении, а главный архитектор Якутска Асам Степанов комментировал это событие так: «Победитель конкурса смог представить яркий символ времени политических репрессий, массовых расстрелов, отражающий скорбь и боль и одновременно невероятную силу, стойкость и веру простого народа, который не согнулся и пережил тяжелейшие испытания».
Яна НИКУЛИНА.
Фото:SakhaDay.ru