Надежный, как автомат Калашникова!
Под занавес своего VI созыва народные депутаты Якутии научились быть едиными. Очередное 40-е пленарное заседание прошло тихо, почти по-домашнему. Любимым словом в Ил Тумэне стало «по проекту».
На свою юбилейную 40-ю пленарку Ил Тумэн собрался не в полном составе. 16 ноября десять из 70 депутатов не добрались до зала заседаний, зато оставшиеся продемонстрировали доселе почти невиданное единодушие. Тон задал вице-спикер Виктор Губарев, первым произнесший сакраментальное «по проекту». Это значит, что депутаты не будут заслушивать докладчиков и сразу переходят к голосованию. 31-й вопрос 40-й пленарки был рассчитан на два дня работы. Но чего тянуть резину, если можно уложиться в несколько часов? В итоге заседание закончилось уже к обеду первого дня.
Как только председатель Алексей Еремеев давал кому-нибудь слово, чей-либо закадровый голос издавал: «По проекту». Всякое обсуждение вопроса заканчивалось, даже не начавшись, и депутаты дружно принимали закон. Подчеркивалось, что всю повестку обсудили на заседаниях постоянных комитетов и фракций, так что 16 ноября парламент Якутии не был местом для дискуссий.
Одним из первых вопросов стало утверждение Сарданы Гурьевой на очередной срок уполномоченного по правам человека в республике. Под него оборудовали кабинки для голосования. После мобилизации депутата-эсера Мичила Николаева поредевший список счетной комиссии пополнил его оставшийся в тылу коллега-коммунист Вячеслав Макаров. Судя по всему, Гурьева крепко застолбила кресло уполномоченного по правам человека в Якутии и была единственным претендентом на следующую пятилетку. Расспросами депутаты ее не мучили, лишь отметив, что эту кандидатуру одобрила ее федеральная коллега Татьяна Москалькова. По регламенту голосовали тайно в кабинках. По завершении председатель счетной комиссии Андрей Дорогань резюмировал волеизъявление нардепов: 58 «за», но двое все-таки «против». Сардану Гурьеву поздравили, а она напомнила, что нынче исполнилось 20 лет институту уполномоченного по правам человека в республике. И поблагодарила всех от ил дархана до СМИ.
Попутно разрешили другим должностным лицам вручать грамоты Ил Тумэна — это на случай, когда депутаты не смогут добраться до награжденного. Но подавляющее большинство вопросов юбилейной пленарки заключалось в приведении регионального законодательства в соответствие с изменившейся Конституцией России. В частности, Ил Тумэн лишили права выносить недоверие главе республики: вся власть по отстранению отныне в руках президента страны. За еще вчера принципиальные моменты сегодня депутаты голосовали единодушно. Тот же Виктор Губарев, параллельно возглавляющий реском КПРФ, весьма невнятно объяснил позицию однопартийцев: «В 2020 году мы голосовали против изменения Конституции, но мы не против Конституции, поэтому сейчас голосуем за»… «По проекту» без тени сомнения нардепы наделили прокурора республики правом законодательной инициативы, что так же предусматривают внесенные в Конституцию изменения.
До сегодняшнего дня региональный прокурор мог лишь ходатайствовать перед Ил Тумэном о принятии тех или иных законов. Теперь же он полноправный участник законодательного процесса. Увы, но мы больше не увидим, как депутаты обсуждают декольте министров. В декабре 2020 года министр предпринимательства Якутии Ирина Высоких по представлению прокуратуры вносила в Ил Тумэн поправки в антиалкогольный закон республики. И красотой своей неписаной возбудила депутата Петра Аммосова, недвусмысленно попросившего чиновницу прикрыть обнаженные части тела (из которых в наличии была только шея, но у Аммосова хорошее воображение). Теперь в подобных случаях нардепам придется разглядывать скучный прокурорский мундир, а декольте там не по форме…
Надежный, как автомат Калашникова, Ил Тумэн отстреливал законопроекты один за другим, превращая их в новые законы Якутии. Председатель Еремеев засылал депутатам очередные патроны, а те «по проекту» жали на кнопки. Затвор немного «заело» лишь на вопросе о внесении изменений в республиканский Закон об этнологической экспертизе. Тут парламентарии все же решили заслушать министра по развитию Арктики и делам народов Севера Владимира Черноградского. Тот объяснил, что этнологическая экспертиза тормозит строительство социальных объектов на территориях коренных малочисленных народов Севера. А значит, проводить ее нужно не до начала работ, а можно и во время. Этнологический барьер ослабили при строительстве ЛЭП, инженерных сетей, ремонте и реконструкции социальной инфраструктуры, домов, водозаборов, заготовке древесины. «Предлагается утвердить, что этнологическая экспертиза может проводиться в ходе хозяйственной и иной деятельности, а не только до принятия решения. Сейчас идет большая нагрузка на государственный бюджет, поскольку чаще всего заказчиками социальных объектов являются органы государственной власти», — объяснил министр Черноградский. Вопросов к нему не было, депутаты сказали «да». Интересно, что, хотя этнологическая экспертиза у нас проводится, до сих пор не было порядка осуществления контроля за соблюдением ее рекомендаций. Теперь Ил Тумэн поручил правительству его разработать.
Некую интригу в работу заседания попытались внести коммунисты Губарев и Куличкин. Уже в ходе пленарки они подали инициативу — при необходимости заменять выделение земельных участков многодетным суммой в 350 тысяч рублей. Председатель Еремеев растерялся и попросил госправовое управление ответить, можно ли с ходу ставить такой вопрос на голосование. Юристы Ил Тумэна сказали «да»: регламент не препятствует. Но, поскольку данное предложение несет дополнительные затраты бюджета, которые, кстати, его инициаторы не подсчитали, лучше бы сначала обсудить в согласительной комиссии. Авторы настаивать не стали и устами Виктора Губарева попросили направить их предложение в правительство. Тут выяснилось, что ни Куличкин, ни Губарев не участвовали в работе профильного комитета, когда обсуждались изменения Земельного кодекса, и вплоть до пленарки ни про какие 350 тысяч многодетным вместо земли они не заявляли. Обидевшиеся на такую коммунистическую непредсказуемость единороссы не преминули заметить, что у себя во фракции они и сами поднимали подобные вопросы. И, если что, готовы разделить соавторство с КПРФ, естественно, предварительно все обсудив и подсчитав.
Алексей Еремеев снова крепко взялся за едва выпавшие из рук вожжи и уверенно повел пленарку к финалу. Законы посыпались «по проекту», пока один из них не коснулся самих депутатов. К трибуне вызвали председателя Центризбиркома Якутии Евгения Федорова, который принес в Ил Тумэн новую схему избирательных округов Госсобрания. В 2023-м нардепам предстоят очередные выборы, и пройти такой вопрос повестки «по проекту» они не могли. Федоров объяснил, что за десять лет с последней нарезки демографическая ситуация в республике изменилась, нас стало больше, не дремали и внутренние миграционные процессы. В итоге Якутск распух, и ему теперь по численности избирателей положено не девять, а 11 депутатов Ил Тумэна. А вот север, северо восток и ряд других территорий изрядно поредели. Поэтому пришлось незначительно поправить границы восьми округов, два добавить в Якутске. Есть, по признанию председателя ЦИК, три-четыре спорных момента, но десять округов вообще не претерпели никаких изменений. Самый спорный момент в избиркомовской нарезке пришелся на Южную Якутию. По живому искромсали Томмотский округ в Алданском районе, к которому прицепили части Хангаласского и Мегино-Кангаласского улусов. «Нельзя впрячь в одну телегу коня и трепетную лань», — предупреждал великий Иван Крылов. Но здесь соединили промышленный город с сельскими территориями.
Слово взял депутат Игорь Григорьев, четыре года назад избравшийся все из того же Томмотского округа: «Количество народу там-то не меняется. Мы просто поменяли промышленный поселок Нижний Куранах (теперь отходит к Алданскому округу) на сельскохозяйственное село Майя. Таким образом, мы разбиваем промышленный кластер в Алданском районе. Мы меняем шило на мыло — Нижний Куранах на село Майя, хотя количество избирателей там такое же осталось. Теперь в городе Томмоте не увидим ни одного депутата, потому что они все останутся в Майе. Как мы уже сегодня обсуждали, даже грамоты Ил Тумэна вручать некому будет. В данной ситуации томмотцы просто не пойдут на выборы». Сосед Григорьева по округу нерюнгринец Андрей Дорогань, наоборот, не скрывал своего восхищения новой окружной нарезкой. «В прежней схеме микрорайон Авиаторов Чульмана и поселок Хани относились к Алданскому округу. Теперь же они остаются в Нерюнгринском районе, теперь у нас будет три своих полноценных депутата. Жители Нерюнгринского района очень будут довольны новой схемой», — подытожил Дорогань. На радость нерюнгринцам Ил Тумэн принял новую схему. Время близилось к обеду. Председатель Еремеев объявил об исчерпании двухдневной повестки, и, живо переговариваясь, депутаты потянулись к выходу. Пленарка на скорость прошла без видимых скандалов. Кто знает, может, и правда все копья депутаты сломали в комитетах и фракциях, так что на самом заседании им добавить уже было нечего.
Сергей СУМЧЕНКО.