"Не могу я больше оставаться редактором"
В День города на площади Победы проходила книжная ярмарка, на которой бесплатно раздавались книги. В своем большинстве это была литература советской периодики, и мне совершенно случайно попалась в руки книга «Якутские друзья А. М. Горького», в которой рассказывается о тесной дружбе известного русского писателя Максима Горького (литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова) и якутской пары Натальи и Алексея Семеновых.
Алексей Семенов... Удивительный был человек! Он организовал в Якутске телефонную и электрическую станции, был предпринимателем, стал первым наркомом финансов Якутии и по совместительству председателем Госплана. Даже первая футбольная команда в городе была создана Семеновым. Но особое место в его разносторонней деятельности занимали газеты, которые он выпускал. Это были смелые, острые печатные издания, тиражи которых постоянно изымались властями, а редакторов сажали в тюрьму.
«ЯКУТСКИЙ КРАЙ»
В 1906 году Алексей Семенов сколотил вокруг себя инициативную группу, состоящую в основном из политических ссыльных, а также части местной прогрессивной интеллигенции. Группа решила издавать в Якутске газету на русском и якутском языках трижды в неделю.
Из книги:
— А. А. Семенов с местным интеллигентом — учителем Н. Е. Афанасьевым — развернули кипучую деятельность по изысканию средств. Начались сборы пожертвований по подписному листу среди жителей города и области. Сумели привлечь к этому делу либерально настроенную буржуазию и купечество. Когда сколотили необходимую сумму, связались с проживавшим тогда в Санкт-Петербурге бывшим политическим ссыльным, впоследствии автором якутского словаря и почетным академиком Э. К. Пекарским. При его активной помощи получили от немецкой фирмы «Леман и Ко» оборудование и шрифты для небольшой газетной типографии, печатный тигельный станок большого формата «Американка», несколько пудов текстового и титульного русского и якутского шрифтов.
В конце июня 1907 года состоялось учредительное собрание инициаторов издания газеты, которую решено было назвать «Якутский край». Тут же избрали редколлегию, в состав которой вошли в основном политические ссыльные. Получив трибуну, политические ссыльные стремились использовать все легальные возможности для пропаганды своих взглядов. Газета рассказала о значении революции 1905 года и Столыпинской реформе, рассеяла иллюзии вокруг Государственной думы, выступала по земельному вопросу, критиковала местную администрацию и преступную деятельность правительства. Как и следовало ожидать, власти открыли против газеты настоящий поход — налагали на нее штрафы, конфисковали отдельные номера, привлекли к ответственности редактора. В декабре 1907 года редактора приговорили к тюремному заключению на два года, но газета, несмотря на это, продолжала гнуть свою линию. 26 января 1908 года по приговору окружного суда она была окончательно закрыта.
«ЯКУТСКАЯ ЖИЗНЬ»
Но уже через четыре (!) дня Семенову удалось получить разрешение на издание новой газеты — «Якутская жизнь». Изменилось название газеты, но не ее направление. Полицейские внимательно следили за «вольнодумством» газеты и за малейшую провинность применяли к ней санкции. Был конфискован № 7, наложен арест на № 10 газеты за передовую статью «Якутск 20 марта». 13 мая номер газеты был вновь запрещен, а ее редактор приговорен к месячному тюремному заключению. Чтобы не приостанавливать выпуск, решено было иметь подставного редактора, но найти человека на эту рискованную должность оказалось не так-то просто. Да и кому охота добровольно идти в тюрьму! Наконец нашли человека.
Из книги:
— Безработный священник В. И. Попов согласен на любые условия, лишь бы иметь постоянный заработок. Но недолго оставался на свободе новый редактор — в июле он уже угодил в тюрьму. Номер за 28 августа, посвященный 80-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, был конфискован «за цитирование и распространение философских взглядов Л. Н. Толстого». Газета была оштрафована, а ее редактор Попов вновь привлечен к уголовной ответственности. Давление на газету росло с каждым днем, но она твердо стояла на своих позициях.
За статью, опубликованную в ноябре в № 75 «Якутской жизни» «На Шипке все спокойно», в которой говорилось, что трудовой народ сидит по тюрьмам, участкам и холерным баракам, а на телеграфных столбах висят трупы, газета была конфискована, а редактору увеличили срок тюремного заключения.
— Я так никогда из тюрьмы не выйду, — взмолился он, когда Алексей Алексеевич принес ему очередной номер на подпись. — Не могу я больше оставаться редактором. Увольте меня, ради бога.
Просьбу его пришлось уважить. Но как быть с редактором?
Однажды в редакцию зашел бывший кушнаревский кучер. В ту пору он работал у доктора Сабунаева.
— Пойдем, Афонасий, к нам редактором, — предложил ему Семенов.
— А чего делать?
— Пол подмести, самовар вскипятить, пакеты разнести и каждое утро газету подписывать.
— Так я же неграмотный!
— Это ничего. Мы тебя научим расписываться.
— А жалование?
— 25 рублей в месяц, если на свободе, 30 — если в тюрьму посадят.
Назавтра Семенов отправился к губернатору И. И. Крафту, чтобы получить разрешение на выход газеты за подписью нового редактора. Увидев фамилию, Крафт сморщился, точно откусил лимон.
— И не стыдно вам, Алексей Алексеевич, унижать печатное слово? Ведь это же подставной редактор.
— Совершенно не стыдно. Так уже давно делает вся Россия.
— Кучер в роли редактора! — не сдается Крафт.
— А вы перестаньте сажать редактора в тюрьму за каждый пустяк, тогда выбор будет больше.
Губернатор нехотя подписывает разрешение. Так у «Якутской жизни» появляется новый редактор А. И. Климентов. 5 января 1909 года в № 1 «Якутская жизнь» опубликовала передовую статью «Народное хозяйство и бюрократическое самовластие», в которой критиковалась местная администрация. Вскоре газета была закрыта, а Семенову запретили заниматься издательской и редакторской деятельностью.
Но если мог быть подставной редактор, то почему не мог появиться подставной издатель? И он появился.
«ЯКУТСКАЯ МЫСЛЬ»
Согласно закону от 24 ноября 1905 года губернатор вынужден был дать разрешение на издание новой газеты «Якутская мысль».
5 февраля 1909 года в письме он доносил в Департамент полиции: «Ввиду приостановления издания газеты «Якутская жизнь», впредь до судебного приговора и вероятного закрытия этой газеты навсегда за вредное ее направление ныне якутка Ботурусского улуса Якутского округа, Мария Георгиевна Николаева, имеющая звание домашней учительницы, возбудила ходатайство о разрешении ей издания газеты «Якутская мысль»... Вновь возникающая газета, несомненно, — это та же «Якутская жизнь», изменяющая только свое название, с тем же направлением и теми же сотрудниками из бывших и настоящих политических ссыльных».
«Якутская мысль» просуществовала недолго — вышло всего 26 номеров. Ее редактор также неоднократно подвергался штрафу, приговаривался к тюремному заключению, а отдельные номера конфисковались. 24 сентября 1909 года за статью, в которой рассказывалось об антинародном характере Государственной думы: «...Никто иной, а сама Дума поставила дело таким образом, что народ и она — как бы противоположных полюса, один другого не понимающие, чуждые друг другу», «Якутская мысль» была окончательно закрыта, а ее типография пошла с молотка и перекочевала в амбар Кушнарева, где и пролежала, пока ее не выкупил Семенов.
«ЯКУТСКАЯ ОКРАИНА»
Вернувшись из путешествия и накопив необходимую сумму денег, в конце 1911 года Семенов приобрел у Кушнарева бездействующую типографию, записав ее на имя своей жены — Натальи Петровны Семеновой.
Как и в 1906 году, вокруг него объединились люди самых различных политических убеждений. Имея горький опыт, на должность «редактора» пригласили дворянку. Так числилась машинистка З. П. Чижик, к тому же состоявшая в социал-демократической партии. 15 июля 1912 года вышел первый номер новой газеты «Якутская окраина».
Из книги:
— Газета знакомила жителей с событиями, происходящими в России, перепечатывая корреспонденции из столичных и провинциальных социал-демократических газет. Большое место уделяла газета раскрытию сути тойонатства, как самого злейшего врага якутских трудящихся. «Якутская окраина» систематически рассказывала о рабочем движении, о тяжелом положении политических ссыльных, о строгостях цензуры, о гонениях, которым подвергается передовая часть общества, о положении рабочего класса в России.
В августе 1914 года началась Первая мировая война. Подпав под влияние официального патриотического угара, «Якутская окраина» все свои страницы заполняет официальными сообщениями и сводками с театра военных действий. Показу местной жизни отводится мало места. Так продолжается до января 1915 года, когда «патриотический угар» постепенно рассеивается. Газета вновь начинает приобретать свое лицо. 19 февраля в № 37 газета вновь возвращается к одной из основных своих тем — разоблачению сущности тойонатства.
Большое место уделяла «Якутская окраина» разоблачению «дипломированных» патриотов: «фабрикантов и купцов, которые устремились в бешеной пляске за наживой, используя трудности, связанные с войной».
Весна, как символ надвигающейся революции, кочует из одного материала в другой, опубликованные в «Якутской окраине».
13 октября 1914 года в рубрике «От издателя» Семенов пишет:
-Закроете одну газету — явится другая, сломите одного-двух человек, явятся пятеро-десятеро. Пора нам признать, что печатному слову, как весенней воде, нет преград, в особенности теперь, когда мы стоим на пороге новой жизни.
Закрылась «Якутская окраина» 15 августа 1915 года в связи с призывом Семенова в армию.
***
Прибыв в 1916 году в Якутск, Семенов стал предпринимателем. Рудник, на котором ему было разрешено добыть и вывезти три тысячи пудов руды, стал громко именоваться «Горное предприятие А. А. Семенова». В 1917 году Алексей Алексеевич создал горную метеорологическую станцию.
В августе 1922 года он стал первым наркомом финансов Якутии и по совместительству председателем Госплана. Семенов с восторгом принял Февральскую революцию, но когда власть захватили эсеры и меньшевики, он понял, что это не те вожди, которые могут повести за собой народ. К Октябрьской революции якутянин отнесся настороженно, но, увидев, что явился новый хозяин, имя которому — народ, Семенов пошел к нему на службу и оставался верным до конца дней своих.
Став жертвой клеветы, Алексей Алексеевич погиб в 1938 году и был реабилитирован уже посмертно.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА.