Главная » 2024 » Январь » 26 » Недостроенный памятник

Недостроенный памятник

Сказать, что в городе нашем отношение к монументальному искусству индифферентное, — ничего не сказать, поэтому в прошлом году «ЯВ» начал акцию по сохранению памятников. Как оказалось, работы здесь непочатый край. Сегодня шумиха поднята вокруг памятника первому из литературных гениев народа саха Платону Ойунскому, который установили в ноябре 2003 года на площади Орджоникидзе. С того времени не проводилось ни одного серьезного ремонта, но вот наконец появилось финансирование, и, казалось бы, вот-вот памятник засияет как новенький. Но что-то пошло не так.

ДЕЛО НА МИЛЛИОН

Для начала мы выяснили, кто балансодержатель памятника, но это оказалось непростой задачей. Проблема давняя: памятник, сооруженный на одной из главных площадей Якутска, считался практически бесхозным. В мэрии говорили, что его содержание — головная боль Минкультуры. Минкультуры отправляло в Департамент охраны объектов культурного наследия. Те по штату отвечали, что в их реестр памятник не занесен, так как не является объектом культурного наследия. Уход за объектом как-то незаметно навязали администрации Саха театра, который в силу своих скромных возможностей приводил бронзовую фигуру писателя и постамент под ним в некоторый порядок.

Предыдущий директор Саха театра Анатолий Николаев много лет заваливал бумагами власти, где эти бумаги годами аккуратно себе и покоились. Не оставлял таких попыток и сменивший его директор Петр Макаров, недовольно комментировавший, что да, есть такая проблема, и давно, но она никак не решается. Состоялся у них разговор и с нынешним мэром Якутска Евгением Григорьевым, заинтересовавшимся данным вопросом и ответившим, что мэрия займется документами.

С недавнего времени памятник все же поставили на баланс муниципалитета, хотя логичнее было внести его в реестр объектов культурного наследия, как, например, памятники Максиму Аммосову, Исидору Барахову и другим политическим общественным деятелям республики. Но все структуры дружно указывали перстами на Службу по эксплуатации городского хозяйства, директор которого, Владимир Аммосов, теперь усиленно избегает комментариев, так как с памятником связана неприятная история: деньги-то на ремонт наконец выделили, но по факту оплаты невыполненных работ, а другими словами, служебного подлога, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ.

Как сообщают пресс-службы прокуратуры и СУ СК России по Якутии, в мае прошлого года СЭГХ заключила муниципальный контракт с неким обществом с ограниченной ответственностью на ремонт памятника, в июле стороны подписали соответствующие акты о приемке выполненных работ, которые на самом деле проведены не были. После служебной проверки полетели головы, курировавшие этот вопрос в СЭГХ, но сегодня эти головы говорят, что, пока ведется следствие, они не имеют права ничего комментировать. Ну что ж, двадцать лет вопрос не решался — наберемся немного терпения и подождем, чем закончится дело на миллион. А пока суть да дело, мы продолжили выяснять, что же именно с оформлением памятника пошло не так.

ПАМЯТНИК КАК ДВИЖИМЫЙ ОБЪЕКТ

Гаврил ТЕРЕНТЬЕВ, и. о. директора Департамента Якутии по охране объектов культурного наследия:

— Этот памятник был оформлен как движимый объект.

— ?

— Да, движимый объект, если он таким образом оформлен, можно переместить. Затем его переоформили как недвижимый объект, и долго решался вопрос, кому его передать. У нас в реестре его нет, поэтому мы его и не курируем, и документов на него я не видел. Но, насколько знаю, сегодня он находится на балансе мэрии.

****

Так как эта скульптурная композиция имеет достаточно внушительные размеры, мы обратились за комментариями и к главному архитектору города

Семену НИКИФОРОВУ:

— Семен Гаврильевич, есть опасения, что со временем устаревающее основание, если его не ремонтировать, может попросту свалиться.

— Вы арку имеете в виду?

— Да и в целом всю композицию.

— Там свайный фундамент. Состояние грунтов в норме. Свалиться там может только облицовочная плитка, что и происходило в основании памятника.

— Сегодня город является балансодержателем объекта?

— Точно не знаю. Долгое время он был без хозяина.

СИМВОЛ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ

Ариан ЕРМОЛАЕВ, заместитель директора Якутского художественного училища имени П. П. Романова:

— Да, в свое время я делал эскиз. Тогда проводились юбилейные мероприятия ко дню рождения Ойунского. Автором памятника является скульптор Петр Захаров, отлили бронзовую фигуру в Санкт-Петербурге и привезли в Якутск самолетом. А мы изготовили макет, представили на согласование творческому, градостроительному советам, горархитектуре и тогдашнему президенту республики Вячеславу Штырову. Масштабированное макетирование, в натуральную величину, проводили на площади — там даже какое-то время стоял памятник из фанеры. Тогда и конфигурация некогда кольцевой площади менялась. Открывались просветы, архитектурные оси, и складывался новый ансамбль.

— Грандиозный получился проект. Внушительная арка 9 на 12 метров. Скульптура больше четырех метров.

— На самом деле это небольшие размеры.

— Небольшие в масштабах Церетели?

— Церетели сам себе памятники строит. У нас же был творческий заказ.

— Сколько денег освоили на его реализацию?

— Не знаю, откуда привлекались средства и сколько, но скажу, что объект был не оплачен полностью, а, соответственно, не достроен.

— Поэтому его и оформить толком не сумели?

— По-видимому, да. И таких объектов много на самом деле. Исполнителей было множество — строили кто во что горазд, — и их заставляли подписывать акты приемки работ.

— А в итоге и содержать бесхозные объекты некому.

— Нормальных нормативных актов по охране памятников тогда не было. Культура восстановления и реставрации памятников и вовсе отсутствовала. Вот в советское время система четко работала: к памятникам очень бережно относились. Но со времен развала страны все проблемы ни шатко ни валко и тянутся.

— Из-за формы арки в народе этот памятник называют вратарем.

— Да пусть как угодно называют. Как без городского-то фольклора? В композицию вложены смыслы, которые многие понимают лишь со временем.

— А вы объясните эти смыслы.

— Арка — это женский символ перерождения. Вспомните храмовые комплексы, к примеру, того же Древнего Рима. Человек, прежде, чем пройти, должен переступить некое пространство. Там есть слова поэтических текстов Ойунского — и это памятник не только великому поэту, но и памятник слову. И о рождении ребенка там есть строки из олонхо. Считаю, что Вячеслав Анатольевич тоже, как человек для своего времени продвинутый и дальновидный, правильно понял смыслы, и при нем олонхо признали шедевром ЮНЕСКО.

— При жизни Платон Алексеевич слыл ойууном.

 — Я скажу больше: он сильно опередил свое время. И мы старались соответствовать: памятник возведен до того, как олонхо было признано шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества, и некоторые не понимали смыслов, вложенных в него. До этого конструктивизм как архитектурный стиль довлел.

— У великого поэта как при жизни, так и после нее многое складывалось сложно и трагично: творческий путь, политическая карьера, смертельный каток репрессий, гибель в тюрьме, и до сих пор неизвестно место его захоронения.

— Ключевое слово здесь — великий. А у немногочисленного народа — это гений, на которого нужно ориентироваться. Таким людям и должно воздвигать памятники. Только почему содержание возложили на театр, задача которого ставить спектакли? А чего ТЮЗу его содержание не передали?

— Или близлежащему детскому саду?

— Действительно, пусть бы привыкали с младых ногтей. А если серьезно, памятники должны быть в ведении городских властей, которые так или иначе есть и будут. Это мое мнение.

— Перед педагогическим колледжем установлен бюст Платона Ойунского. Практически лицо славянской внешности. Не знаете, чье авторство?

— Этот бюст скороспешно поставили после его реабилитации в 1955 году: таким образом Москва пыталась умалить сотворенные по отношению к Ойунскому грехи. Портрет явно выполнен по устному описанию, похоже, на расстоянии и, судя по стилистике и форме, неместным скульптором. Дело в том, что тогда в Якутии своих скульпторов почти и не было. Мое предположение, что это может быть творение рук скульптора Прокопия Добрынина, которому якутское правительство часто давало заказы. Но, возможно, по времени совпадает, это работа скульптора Марианны Ярославской, дочери Емельяна Ярославского, которая изваяла памятники Троцкому, Калинину и своему отцу, конечно же. Все они были установлены в Якутске.

— В Якутске стали пропадать памятники жертвам политических репрессий. К примеру, ссыльным полякам на пересечении улиц Курашова и Пояркова.

— Скорее, этот ансамбль из нескольких крупных камней был намерением поставить на этом месте монумент. Таких камней по всей стране много раскидано.

— Время разбрасывать камни. Время собирать камни.

— И каждый сам для себя понимает, когда оно пришло. Памятник, в свое время установленный польской общиной на углу Пояркова — Курашова, исчезал с лица земли постепенно. Весной прошлого года его полностью обнесли высоким забором из профлиста. В июне с гранитных камней монументального ансамбля сняли таблички с именами ссыльных поляков, внесших неоценимый вклад в изучение и развитие Якутии, таких как Вацлав Серошевский, Эдуард Пекарский, Александр Чекановский, Ян Черский и многие другие. А в конце сентября весь монументальный ансамбль, как уже писал ЯВ, вывезли в неизвестном направлении.

Руслан ВАСИЛЬЕВ, председатель Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

— В понедельник утром жительница из близлежащего дома сообщила мне, что монумент, на который мы взамен пропавших собирались заказать новые таблички, исчез. В обоих случаях — и когда таблички сняли, и когда многотонное сооружение увезли неизвестно куда — ни на одном из уровней власти никто не дал мне вразумительного ответа, куда и зачем его увезли. Я так понимаю, это не спонтанная акция, но такие действия напрямую нарушают подписанный президентом страны указ о сохранении культурных и исторических памятников, а также Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», ведь монумент был установлен в память не только об участниках польского национально-освободительного движения 1863 года, сосланных в Якутию, но и всем безвинным жертвам политических репрессий, а там были сотни тысяч людей разных национальностей. Смею напомнить также, что многие якутские государственные деятели, представители якутской интеллигенции попали под маховик репрессий, и что же, им тоже памятники сносить начнем? По какому, простите, признаку? Забудем все их заслуги перед народом? Так просто сотрем память? А дальше что?

****

Уважаемые читатели! Если вы владеете какой-либо информацией по местонахождению вывезенного памятника жертвам репрессий, просим сообщить на нашу электронную почту или телефон. Конфиденциальность, если таковая требуется, гарантируем. Нам очень хотелось бы спасти этот памятник и сохранить его для потомков.

Яна НИКУЛИНА

Фото Надежды СИВЦЕВОЙ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb