Ничто не предвещало беды... 16-летняя дочь с подругой подозреваются в убийстве матери и 11-летнего брата
Зверское убийство матери и сына потрясло весь Якутск. 3 октября в яркий солнечный день в одном из домов 202 микрорайона были найдены тела 40-летней женщины и её 11-летнего сына. В квартире обнаружили и орудия преступления — якутский нож и молоток. Но главный шок был впереди. В тот же день были установлены подозреваемые: две 16-летние девочки — дочь убитой и её подруга. 5 октября решением суда подростки были заключены под стражу на два месяца. Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по статье «Убийство двух лиц, в том числе малолетнего, совершенное группой по предварительному сговору».
ПОДРУГИ
Жертвами страшного преступления стали вдова и сын участника СВО, известного общественника и политика Саввы Михайлова. Савва с женой Валерией были вместе со школьной скамьи, воспитывали дочь и сына. Савва умер в госпитале в ноябре 2023 года, посмертно был удостоен ордена Мужества. Семья тяжело переживала его утрату. Валерия воспитывала детей одна и всячески поддерживала память о муже. Продолжала его деятельность в КПРФ, помогала установить в двух школах парты героя. Потихоньку выкарабкивалась из депрессии. Но вернемся к страшному преступлению.
Как удалось выяснить «ЯВ», предварительно убийство могло произойти днём ранее, 2 октября. Полицию вызвала 16-летняя дочь, которая якобы пришла с ночевки у подруги и обнаружила тела. Перед следователями предстала жуткая картина: тела матери и сына, кровь на полу, окровавленный нож и молоток. Девочку задержали. А чуть позже прямо из школы в СИЗО привезли вторую девочку — подругу. То есть на следующий день она пошла в школу. И там рассказала о произошедшем. Учителя сразу вызвали полицию, родителей и отправили с ней сопровождающего педагога-психолога. Напомним, на сегодняшний момент обе девочки являются подозреваемыми в убийстве двух человек по предварительному сговору.
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ
О предварительном сговоре свидетельствует и статья, по которой было возбуждено дело, — п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ. По этой версии девочки всё заранее спланировали, причем, как поведал неофициальный источник, обсуждали это даже в ватсапе. И это длилось не один день. Потом переписку удалили, но правоохранителям якобы удалось все восстановить. Убивать 11-летнего мальчика в планах у малолетних подозреваемых не было. Ребёнок стал невольным свидетелем, когда рано вернулся домой, и сестра не пощадила собственного брата. Одна держала, вторая убивала.
После того как всё случилось, подруги как ни в чём не бывало пошли ночевать к семье второй девочки. Уже на следующий день дочь Саввы, вернувшись домой, сообщила о случившемся в полицию. Звонок на 02 поступил в два часа дня. А вторая, как мы писали выше, пошла в школу.
Но тогда, если речь идет о предварительном сговоре, какая могла быть причина? Просто затяжная ссора? После смерти отца прошло два года. Возможно, девочке показалось, что мать стала приходить в себя, могла начать думать о новых отношениях, и дочь таким образом отомстила за «честь и память» отца. А подруга? Как можно уговорить нормального человека принять участие в убийстве чужой семьи? Была настолько ведомой? Девочки хотели помочь друг другу убить обе семьи и поэтому пошли после убийства первой семьи ко второй? А там уже передумали? Даже учитывая, что все это всего лишь пока версия, ответов на эти вопросы нет.
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ
Если вначале сообщали о том, что обе девочки дали признательные показания, то позже обе отказались от своих слов. Есть версия, что вторая девочка не принимала участия в убийствах. Ничего о них не знала. Просто пришла в гости, когда произошли ссора дочери и матери и последующее нападение. Она, мол, пыталась остановить все это, но не смогла. То же самое и с убийством брата. Пыталась, но не смогла. А потом, раз уж все это произошло, забрала подругу к себе домой на ночевку. То ли потому, что испугалась, то ли потому, что боялась, что та покончит с собой, то ли потому, что сама была в шоке. На следующий день с ней рассталась, пришла в школу и все сама рассказала. Ее семья, к слову, вполне обеспеченная, полная.
Эта версия меняет характер преступления по сговору на преступление, совершенное в состоянии аффекта. И это практически снимает вину с подруги и сильно облегчает вину дочери, меняя статью. Тем более что дочь Саввы настолько сильно переживала смерть отца, что была в сильной депрессии, у нее начались проблемы со здоровьем на нервной почве и она даже перевелась в 9 классе на домашнее обучение. Соответственно, могла не владеть собой под влиянием лекарств и быть в невменяемом состоянии.
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ
Семью мог убить кто-то другой. Девочки ушли ночевать к подруге, а потом дочка вернулась и застала ужасную картину убийства. И тут же вызвала полицию. В состоянии шока, даже еще учитывая, что она принимает сильные лекарственные препараты, могла наговорить что угодно в первые часы. Перед этим могла позвонить подруге, и та тоже от шока рассказала все в школе, где ее могли неправильно понять.
ОБЫЧНЫЕ ПОДРОСТКИ
В соцсетях пишут, что девочки чувствовали себя изгоями, были замкнутыми. Мол, в тихом омуте черти водятся. Но по их внешнему виду такое и не скажешь. Типичные подростки. Неформалы. На страничке матери в посте про открытие парты в школе можно увидеть фотографию дочери. Вполне себе нормальный подросток. Крашеные волосы в стиле Харви Квинн, где одна сторона синяя, а вторая розовая. Вторая девочка такая же яркая, с розовыми волосами и наращенными ресницами.
Вопреки расхожему мнению, что они на момент совершения преступления учились в одной школе, это не совсем так. Да, они какое-то время вместе учились в национальной школе, но затем дочь Саввы перешла в другую школу, где прошлый год находилась на домашнем обучении. После 9 класса она поступила в колледж, на специальность, имеющую отношение к правоохранительным органам. А её подруга перешла в 10 класс на платное обучение.
Получается, что в новых учебных заведениях обе проучились всего ничего. Лишь сентябрь, да и то, если не пропускали уроки. Новые одноклассники о них даже сказать полиции, которая приходила в понедельник брать показания, ничего особого не смогли. «Старые» же описывали дочь Саввы как очень тихую, слабенькую девочку, которая особо ни с кем не разговаривала, не любила общаться. Учителя в последний год приходили к ней домой или учили ее онлайн. Обычная ученица, уроки выполняла. Говорят, что мечтала стать ведущей на телевидении. Школа была на связи и с мамой Валерией.
ВИНОВАТА ЛИ ШКОЛА?
Конечно, полицейские наведались и в последние, и в предпоследние места, где девочки обучались. На новых местах о них ничего узнать не успели. На старых вполне логично говорили, что в прошлом учебном году все было хорошо, а что с ними могло произойти за лето — черт его знает. Девочки ушли в другие учебные заведения, и ответственности за них старые школы не несли. В обоих случаях одноклассники сейчас в шоке.
Можно ли как-то предотвращать такие случаи, вовремя обнаруживая некие отклонения в детской психике? Ну как бы для этого в школах и работают психологи. Но можно ли это обнаружить с совершенно новыми учениками? Только если брать детей после психологических тестов? Но это, естественно, нарушит закон об образовании. Проводить обязательные тесты всем? Как нам сообщили в управлении образования Якутска, социально-психологическое тестирование во всех школах проводится ежегодно по плану два раза в год — с 15 октября по 15 ноября и с 15 марта по 15 апреля в рамках месячника психологического здоровья обучающихся. Как видите, 15 октября может быть поздно. Министерству образования стоит ввести обязательные психологические тесты в начале сентября, чтобы понять, как дети провели лето, не нужна ли им психологическая помощь, все ли нормально у них в семье.
«БЕРЕГИ ДЕТЕЙ»
Валерия — вдова Саввы Михайлова — была военным психологом. У неё высшее психологическое и педагогическое образование. В группе волонтёров она давала советы, как справиться с посттравматическим стрессовым расстройством. Могла ли она просмотреть такие изменения в психике у собственной дочери? Может ли это быть косвенным доказательством того, что дочь невиновна? Она и сама очень тяжело переживала утрату.
Можно сказать, что вернулась к социальной жизни и начала опять активно вести свою страничку в соцсетях лишь с марта прошлого года. И сразу решилась принять участие в конкурсе «Мисс Новая Якутия». Валерия записала видео, в котором рассказала трогательную историю их любви с мужем. Они встретились в 10 классе и через три года поженились. На свет появились дочь и сын.
Смерть мужа и отца детей стала для семьи настоящим ударом. Кое-как она нашла силы подняться и идти дальше ради детей. Тем более что муж перед смертью ей завещал: «Береги детей». Как она сказала на видео, участие в конкурсе — это не демонстрация себя, а способ доказать себе и детям, что она готова двигаться дальше. На её страничке есть много видео, где красивая Валерия увлекается танцами, активно занимается спортом и общественной деятельностью. Правда, на фотографиях и на видео она чаще с сыном, нежели с дочерью. Дочка всегда в тени. За кадром.
ЦЕНА МАНДАТА
В своё время мы писали, что, когда Савва вернулся с СВО, чтобы принять участие в выборах от КПРФ, его «прокатили» с обещанным мандатом. Это было буквально за месяц до его смерти. В Ил Тумэн от КПРФ прошли четыре коммуниста. Один из них, Иннокентий Романов, собирался отдать свой мандат Савве Михайлову. Мол, герой СВО, отец двоих детей с ограниченными возможностями. Но затем коммунисты передумали, и Савва отправился на передовую. Однако так и не доехал, из-за болезни был госпитализирован в госпиталь, где впоследствии и умер.
В соцсетях супруга Валерия публиковала пост, где обвинила руководство партии, что они испугались молодого, сильного и умного конкурента. Позже у Валерии спрашивали, выйдет ли она из КПРФ после такого предательства, на что она написала, что нет. Также в посте указала, что перед ней извинились лишь рядовые члены партии, которые всячески поддерживали советами и добрыми словами.
ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ
После случившегося многие сразу вспомнили историю 25-летней давности, которая осталась в памяти горожан как одно из самых жестоких преступлений. 30 марта 2000 года были убиты 17-летняя Света Соловьева и ее 10-летняя сестренка Ира. На скамье подсудимых оказались четыре ученицы средних школ № 26 и 29.
Убивали школьницы хладнокровно с использованием ножа и молотка. Они пришли в гости к однокласснице с целью грабежа. Единственно, оставили в живых свидетельницу, которая умоляла пощадить. Впоследствии та дала ложную наводку, что якобы на девочек напали трое мужчин. Но всё же преступление раскрыли в тот же день, так как одна из убийц не выдержала и рассказала всё подружкам, а те, в свою очередь, оказались сознательными и сообщили в милицию.
Оба преступления похожи. Но в случае с убийцами сестер окружающие могли явно сказать, что рано или поздно девочки совершат преступление. Подростки характеризовались далеко не с положительной стороны, по крайней мере, три, можно сказать, были хулиганками. У одной были пьющие родители, и она жила с тётей, две девочки учились плохо, после 9 класса ушли доучиваться в вечернюю школу. Лишь одна характеризовалась с положительной стороны. Одноклассники говорили, что девочки давно нападали на детей в школе.
В недавнем случае нет ничего похожего. Если вина девочек будет доказана, то для окружающих это будет звучать так: ничто не предвещало беды…
P. S. «ЯВ» приносит соболезнования семье погибших.