Главная » 2024 » Июнь » 30 » Новый взгляд на письмо Кулаковского "Якутской интеллигенции"

Новый взгляд на письмо Кулаковского "Якутской интеллигенции"

В редакцию «ЯВ» пришло любопытное письмо, в котором автор рассуждает об известном обращении Алексея Кулаковского к «Якутской интеллигенции».

«Как и оригинальное обращение, так и «Новое письмо якутской интеллигенции» содержит множество поверхностных размышлений о будущем якутского народа и его месте в мире. Анализ показывает наличие философских ошибок и противоречий, связанных с детерминизмом, евроцентризмом, антропоцентризмом и культурным консерватизмом. Эти аспекты требуют переосмысления для более целостного и гармоничного подхода к будущему якутского народа и его взаимодействию с глобальными процессами», - пишет наш читатель. Впрочем, читайте сами.

***

В 1910 году Алексей Кулаковский создал поэму под названием «Сновидение шамана», в которой размышлял о будущем якутского народа. В 1912 году он написал известное обращение к «Якутской интеллигенции», обращаясь к тогда ещё небольшому просвещенному слою общества.
Если кратко резюмировать, то основные тезисы обращения сведены к угрозе вымирания якутского народа из-за переселенческой политики царской России и контакта с более культурными народами. Он указывает на исторические примеры вымирания коренных народов и предсказывает аналогичную судьбу для якутов.
Кулаковский критикует проект переселения якутов на Крайний Север как губительный и предлагает меры по улучшению их положения через культурное развитие. Он рекомендует реформы в землепользовании, земледелии, скотоводстве и образовании, а также создание школ с адаптированными программами, внедрение якутской письменности, борьбу с пьянством и развитие ремесел. Главная мысль Кулаковского: якутам необходимо культурное развитие и интеграция с русскими для выживания и процветания.

 

Как следует из Википедии: «А. Е. Кулаковскому удалось получить хорошее образование. В 1886—1890 гг. он учился в Чурапчинской инородческой школе. В 13 лет, окончив с отличием школу, продолжил учёбу в Якутском духовном училище, где проучился один год. Далее он окончил реальное училище в Якутске в 1897 году. Начал трудовую деятельность в должности помощника письмоводителя Ботурусской инородной управы. Начиная с 1910 года А. Е. Кулаковский работал учителем в разных улусах».
Таким образом, можно придти к выводам, что у Кулаковского больше формировалась концепция ненаучного знания, которое включает в себя различные формы вненаучного знания, сосредоточенное на богословии, церковной истории, церковнославянском языке, православной этике и морали, а также на элементарной философии и литературе.

 

Основная мысль обращения к якутской интеллигенции как отмечалось выше, что якутам необходимо культурное развитие и интеграция с русскими для выживания и процветания.
Полагаю, что батюшка при духовном училище очень поверхностно передал Кулаковскому знания английского философа Томаса Гоббса и его Левиафане. Ведь четко прослеживается именно эта мысль, что «в естественном состоянии люди действуют исключительно из эгоистических побуждений и стремятся к самосохранению. Они находятся в состоянии "войны всех против всех" (bellum omnium contra omnes), где жизнь человека "одинокая, бедная, грязная, жестокая и короткая".

Гоббс в своей работе также указывал, что в состоянии войны отсутствуют общие законы и власти, что приводит к постоянным конфликтам и насилию. Люди постоянно находятся в страхе за свою жизнь и безопасность. Каждый человек имеет естественное право на самосохранение и свободу действий, чтобы защищать себя и свои интересы. Чтобы избежать хаоса и обеспечить безопасность, люди соглашаются заключить социальный контракт. Они добровольно отказываются от части своих естественных прав и передают их суверенной власти, которая должна обеспечить порядок и защиту. Суверен, или правитель, получающий власть по социальному контракту, обладает абсолютной властью. Его решения должны быть обязательными для всех, чтобы поддерживать мир и стабильность. Именно философская мысль Томаса Гоббса обрела окончательную форму в высказывании якутского писателя.
 

Работа Кулаковского также содержит несколько философских аспектов, которые могут быть подвергнуты критике. Например, этноцентризм и культурный релятивизм, где подразумевается, что выживание и процветание якутов возможны только при условии интеграции с русскими и принятия их культурных норм. Это подходит под критику за игнорирование уникальности якутской культуры и предположение о превосходстве русской культуры как основы для выживания. Кулаковский игнорирует собственную историю и традиции, где предлагает, что источником развития и процветания для якутов должна стать интеграция с другой культурой, в ущерб собственным историческим и культурным корням.

Автор представляет будущее якутов в крайне негативном свете, не рассматривая возможности успешной адаптации или альтернативных сценариев развития. В послании не учитывается способность якутского народа к изменениям и приспособлению к новым условиям. Он описывает будущие события как неизбежную последовательность, не допуская возможности отклонений или неожиданных поворотов. Кулаковский совершает ошибки дихотомии, упрощает и делит общества на две части (грамотные и неграмотные), игнорирующее сложность социальной структуры.
 

Продолжая обращение Кулаковского, в прошлом году в сетевом издании Sakhalife вышло «Новое письмо якутской интеллигенции», подписанное А.Н. Алексеевы, А.С. Борисовым, П.Е. Захаровым, Н.А. Лугиновым, И.И. Николаевым, явно намекая читателям, что они являются продолжателями идей якутского писателя и самим сердцем якутской интеллигенции (https://sakhalife.ru/novoe-pismo-yakutskoj-intelligenczii-2/?ysclid=lxwymgq6ek162791404)
Резюмируя текст, можно сказать, что «Новое письмо якутской интеллигенции» представляет собой размышление о будущем якутского народа и его роли в глобальных изменениях. Однако, в нем прослеживаются определенные философские ошибки, которые совершил и сам Кулаковский. Давайте более поподробнее остановимся на них.


1. Детерминизм и предсказание будущего. В оригинальном послании Кулаковский делает фаталистические прогнозы и пишет: "Мнится мне. Что горсть якутской народности будет смята и уничтожена подобным ураганом..." Это показывает, что он рассматривает будущее якутов как предопределенное и неизбежное. В современном послании присутствует значительное внимание к его пророчествам и предсказаниям. Прорицания о мировой войне и будущем Китая рассматриваются как доказательство правоты взглядов. Однако, опора на предсказания как на обоснование своей позиции – это философическая ошибка, известная как «детерминизм». Детерминизм предполагает неизбежность определенных событий, что ограничивает пространство для свободы воли и изменения хода истории усилиями человека.


2. Евроцентризм и самоидентификация. Авторы Нового письма обсуждают место России и Якутии в европейской и евразийской системах, делая акцент на историческом стремлении России к интеграции с Европой. При этом критикуется западная модель этики и эстетики, утверждается, что она больше не является ориентиром для российского общества. Этот подход можно охарактеризовать как «евроцентризм», который ограничивает понимание многообразия мировых культурных моделей и их ценности. Авторы указывают, что «идеология Запада также испытывает серьезный кризис, один из ведущих американских философов Фрэнсис Фукуяма констатирует крах либерализма и предлагает вернуться к концепции прогрессивизма XVII-XIX веков и американского прогрессизма начала ХХ века». Однако, избегают раскрыть их концепции. Между тем, обе концепции нацелены на улучшение общества через развитие знаний, науки и технологий, поддержка идеи активной роли государства в регулировании экономики и социальной справедливости.
Авторы подчеркивают, что «европейская эстетика исчерпала свой потенциал уже к концу XIX века, трансформировавшись в новые течения мирового авангардизма». Получается современная якутская интеллигенция в раз перечеркнула богатую историческую традицию, начиная от античности и Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Ницше, Шопенгауэра, Дьюи да многих других. Ведь суть европейской эстетики заключается в том как искусство влияет на общественное сознание и культурную эволюцию. Андрей Борисов своим росчерком пера буквально «убил» свою нетленку «Желанный голубой берег мой». Хотя возможно и другое видение в виде постмодернистской концепции «смерти автора» Ролана Барта. Суть которого заключается в том, что «смерть» автора предполагает освобождение текста от авторского авторитета и позволяет различным читателям или интерпретаторам давать свои собственные, иногда различающиеся, толкования произведения. Кто знает?

3. Проблема уникальности и общности. Авторы нового обращения подчеркивают уникальность якутской культуры и необходимость ее сохранения, что приводит к «проблеме уникальности и общности». С одной стороны, подчеркивается особый путь якутского народа, с другой – делается акцент на интеграции с более широкими культурными и политическими системами. Это создает напряжение между стремлением к сохранению уникальности и необходимостью адаптации к глобальным изменениям.


4. Антропоцентризм и экология. Тема экологии рассматривается в контексте стратегических задач гражданского общества Якутии. Однако подход к экологическим проблемам зачастую остается «антропоцентрическим», то есть рассматривает природу исключительно как ресурс для выживания и процветания народа. Когда весь мира борется с экологическими проблемами, такими как изменение климата, потеря биоразнообразия и разрушение экосистем, которые могут нанести вред человечеству в долгосрочной перспективе, современная интеллигенция предлагает вернутся к концепции человека как «рационального животного», что подчеркивало особое положение человека среди других живых существ. Насколько это современно в современных реалиях, мне сложно судить.


5. Проблема сохранения родного языка и культуры в условиях глобализации рассматривается через призму необходимости сопротивления унификации. Здесь прослеживается «культурный консерватизм», который может препятствовать адаптации к меняющимся условиям и интеграции в глобальное сообщество. Гибкость и открытость новым культурным влияниям могут способствовать сохранению идентичности в меняющемся мире. В общем, нам всем предлагают обратно вернуться в хотоны, пока современная интеллигенция будет думать «о будущем нации».
В новом письме можно увидеть аллюзию на историю Французской Республики. Но вряд ли все это свершиться… Почему?
Как и оригинальное обращение, так и «Новое письмо якутской интеллигенции» содержит множество поверхностных размышлений о будущем якутского народа и его месте в мире.

Анализ показывает наличие философских ошибок и противоречий, связанных с детерминизмом, евроцентризмом, антропоцентризмом и культурным консерватизмом. Эти аспекты требуют переосмысления для более целостного и гармоничного подхода к будущему якутского народа и его взаимодействию с глобальными процессами.

Уйбаан Ахчагныров, Булучээн

Фото:SakhaLife.ru

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb