О фильме «Абааhы», которого не хватило
На экраны республики вышел, наверное, самый неоднозначный фильм этого сезона — «Абааһы», снятый режиссером Эр Санаа Ох-Хотор. Люди, интересующиеся якутским кинематографом не на постоянной основе, удивятся этому имени. Однако это не новичок со странным псевдонимом, а автор, презентующий нам уже четвертую полнометражную картину. Впрочем, о «полнометражности» есть разные мнения. Давайте обо всем по порядку.
Кто такой Эр Санаа?
Эр Санаа Ох-Хотор — это новые паспортные данные Никандра Федорова, того режиссера, который нам подарил молодежную мелодраму «Миигин кытта үҥкүүлээ» («Потанцуй со мной»). Со своим дебютным фильмом Никандр тогда попал точно в цель. Ностальгическая картина об истории первой любви пришлась по вкусу и зрителям, и критикам. Искренность, свежесть взгляда компенсировали некоторую наивность повествования, а режиссер и оператор-постановщик (Андрей Егоров) своей первой работой показали наличие таланта и умение работать в тандеме.
Второй фильм Никандра Федорова — «Оҕо саас» («Детство») тоже был встречен тепло, фильм также рассказывал о деревенской детворе, о проблемах взросления и, в целом, повторял вайб первого фильма. Что вызвало у некоторых недоумение — что-то рановато начал ностальгировать о детстве юный режиссер. В то время автору было 26 лет, а выглядел он и того моложе.
Но, начиная третий полнометражный фильм, режиссер объявил, что он закрыл для себя тему детства. Тогда он взялся за спортивную драму, взяв за основу автобиографию известного борца, Вячеслава Карпова. Заинтригованная публика ждала фильм с большим авансом доверия.
Именно презентуя этот фильм, автор также объявил о своем переименовании. Эр Санаа переводится как «Мужественное решение», а Ох-Хотор — «Стрела пробивает». Многие коллеги по цеху заметили, что режиссер резко изменился, это он и сам декларировал в пресс-конференциях и интервью. Он объявил, что отныне будет снимать только «бескомпромиссное, смелое» кино и что не ожидает, что его поймут все.
Как в воду глядел. Фильм «Схватка» был встречен очень неоднозначно, с перевесом в сторону неприятия. Фильм рассказывал не столько о борьбе, сколько о том, как человек с блестящей спортивной карьерой спился, но потом смог исправиться. Однако фильм был весьма далек от реальной истории, что вызвало резкое неприятие у спортивной общественности, были даже воззвания о том, чтобы запретить эту картину. Они посчитали, что фильм оскорбляет память реального человека. И в целом «Схватка» не тянула на шедевр. Режиссер в силу своей молодости провалился в воссоздании прошлого, весь фильм был напичкан анахронизмами. Были у фильма и несомненные достоинства, однако их никто не замечал — заслоняли недочеты.
И вот «Абааһы»...
Это фильм в жанре постапокалиптики, повествует о мрачном мире, где некая организация занимается преследованием и уничтожением шаманов. Население смирилось с насилием, но кое-где есть подполье, сопротивление. Отец подростка с даром шаманизма решает уйти с сыном в бега, чтобы он не стал жертвой этой организации. Сын хочет сразиться с убийцами, но отец уверен, что лучший способ спасения — бегство.
Фильм очень атмосферный, это сильная сторона нового фильма. Однако... Нет, все же сначала перечислю сильные стороны фильма. Фантастический сюжет, в котором угадываются аллюзии как к классике, так и блокбастерам современности, действительно выглядит смелым и многообещающим. Например, вводный эпизод, где Гаврил Менкяров играет охотника за шаманами, несомненно является оммажем к знаменитому эпизоду из «Бесславных ублюдков», когда эсэсовец Ланда (тоже во вводном эпизоде) наслаждается своим превосходством. А идея уничтожения самости народа путем преследования шаманов и кузнецов отсылает нас и к олонхо, и к временам большевизма.
В общем, есть неплохая актерская игра, многообещающий сюжет, общая картина эпичности. Но... нет фильма. Это отразилось в комментариях зрителей, написавших свое мнение в агрегаторе Мост:
«Поздравляю, это proof-of-concept трейлер, который идёт ровно 50 минут, и за это просят фул-прайс в кинотеатрах. Предупреждаю, есть большой риск остаться не только недовольным, но и в недоумении».
«Половины фильма нет. Фильм не похож ни на российские фильмы, ни на иностранные. Своеобразный. Но 580 рублей за половину фильма — это грабеж!»
«Если этот фильм (трейлер), который длится 50 минут, был снят, чтобы увидеть, как поведет фильм на прокате, то должны были выпускать в прокат за меньшую сумму, чем за полноценный фильм. А по факту выглядит так, как будто авторы пытаются нажиться за 50 минут».
И я согласен со зрителями — это не полноценный фильм, а только завязка, которая заканчивается ничем. Весь фильм напичкан вопросами, к которым ждешь ответа, но не находишь. Ох-Хотор в разных интервью говорил о том, что фильм задуман как трилогия и что на деньги, которые принесет первый фильм трилогии, снимут второй фильм, а на те деньги — третью часть.
Давайте для примера приведу культовую трилогию Земекиса «Назад в будущее». Несмотря на то, что все три фильма крепко связаны единой идеей, одной большой историей, каждая из них имеют собственное начало и конец. Вот что значит кинотрилогия!
Даже в горизонтальных сериалах работает простое правило — в рамках одной серии должна завершиться одна полноценная история. Главный сюжет может быть с продолжением, но внутри одной части должна быть своя история с завязкой, кульминацией и финалом. А тут оборванный фрагмент чего-то. Получилось, как в анекдоте:
«Идет мужик по рынку, видит, стоит бабка с одной курицей.
— Бабка, почём курица?
— Сто долларов, сынок!
— У! А что так дорого-то! Какая-то особенная курица?
— Нет сынок, обычная. Просто деньги очень нужны».
Чтобы продавать билеты на такой продукт, надо было каким-то образом донести до зрителя (не знаю, хотя бы прямо на постере написать), что фильм незаконченный, что, покупая билет, надо быть готовым купить еще пару, чтобы досмотреть всю картину.
В итоге
Таким образом, получилась очень неоднозначная премьера. Что это — наглость? Наивность? Надувательство? Сам я, будучи синефилом, готов ждать и готов платить. Но таких, как я, скорее всего, явное меньшинство. Так что кто-то ждет, а кто-то негодует. Такое вот кино.
Справка ЯВ:
Это не первый постапокалипсис
Фильм в жанре постапокалипсиса у нас снимается не впервые. До этого были сняты два фильма, причем оба в 2013 году. Это фильм «2053» Василия Булатова и «Бүтэһик күн» («Последний день») Степана Бурнашева. Еще можно вспомнить «Республика Z» последнего автора, но для него есть собственный жанр — зомби-хоррор.
Оба фильма не снискали успеха по вполне понятной причине — тогда в якутском кинопроме не было того технологического уровня и денег, чтобы снять качественный фильм про другую действительность.
«2053» был выдержан в духе фолаута — были картины разрушенного Якутска — компьютерной графикой нарисованы знаковые здания. Сюжет простой — два выживальщика противостоят злодейской банде в антураже заброшек, песчаного карьера. Стильно одетые бандиты с оружием для страйкбола гоняются за героями. В общем, фильм мог быть неплохим, но авторы бросили все силы на визуальную сторону проекта (и, надо сказать, для своего времени создали весьма впечатляющий визуал) и совсем не приложили старания к сценарию и актерской игре.
«Бүтэһик күн» был противоположностью к фильму Булатова — минимум спецэффектов и много сил на сюжетостроение. Парень просыпается в день своего рождения и обнаруживает, что родители купили ему желанный подарок — фотокамеру. Но при этом в деревне никого нет. Дальше выясняется, что исчезли почти все в мире, остались редкие одиночки. И начинается роудмуви — парень идет в поисках ответа, что происходит, и к нему один за другим присоединяются попутчики. В группе происходят конфликты, примирения, все строят догадки о том, что случилось. Однако этот вопрос так и остается открытым. И, видимо, это и стало той причиной, почему этот фильм сейчас редко кто вспоминает — мы не любим открытых финалов! Особенно таких, на которые даже самому придумать финал нельзя.
Так что это урок всем будущим кинодеятелям — создавая фильм, расскажите всё в рамках одного сеанса. Иначе не поймем, не полюбим.
Ое КАРПОВ