Обращение РАКИБ к цифровому сообществу России
В 2020 году для российского IT-рынка жестким вызовом прозвучало рассмотрение в мае в Государственной Думе законопроекта о цифровых финансовых активах, некоторые положения которого выглядели не просто абсурдно и нелепо, но создавали явное ощущение преднамеренного стремления некоторых законодателей вернуть Россию в пещерный век, заставив российских разработчиков карательными мерами под страхом длительных тюремных сроков и многомиллионных штрафов отказаться от блокчейн-технологий и криптоэкономики вообще.
Российская ассоциация криптоэкономики искусственного интеллекта и блокчейна в ответ на недальновидные законотворческие инициативы приняла жесткую и бескомпромиссную позицию, отстаивая на всех возможных уровнях власти мысль о том, что принятие законодательства в таком виде нанесет России непоправимый вред. Любые амбиции и красивые заявления, на сколь бы высоком уровне они ни произносились о необходимости цифровизации экономики, сразу оказывались пустыми фантазиями, а многие тысячи лучших специалистов отрасли были бы вынуждены или переквалифицироваться или искать применение своим силам в других странах.
В 2020 году РАКИБу удалось отстоять позиции цифрового сообщества и убедить законодателей в необходимости осторожного и вдумчивого решения.
Но 17 ноября 2022 года в Государственную Думу внесены новые поправки в законопроект о цифровых финансовых активах, положения которых снова вызывают беспокойства о судьбе развития цифрового будущего страны.
В связи с этим Российская Ассоциация Криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) обращаясь ко всему цифровому сообществу России, призывает его членов, сохраняя спокойствие и творческую инициативу, последовательно добиваться вместе с РАКИБ взвешенного и адекватного подхода властей к законодательному регулированию криптоиндустрии страны.
Позиция РАКИБ и сообщества по основным вопросам законопроекта:
1. Отсутствует необходимость введения излишнего регулирования в области майнинга, где достаточно разъяснений компетентных органов (например, МИНЭК – в отношении ОКВЭД, Минфина – по заполнению деклараций в отношении дохода / прибыли от майнинга и др.). Основные положения уже заложены в действующем законодательстве Российской Федерации, и дополнительные искусственные нормы, не отражающие сути регулируемых процессов, не помогут развитию бизнеса;
2. Оборот криптовалюты должен происходить при поддержке и под контролем Банка России, Росфинмониторинга;
3. Регулятором в отрасли майнинга как деятельности не может быть Банк России. Данный пункт в законопроекте нужно исключить.
4. Запрет рекламы распространения информации, связанной с криптовалютами, является прямым нарушением прав граждан, установленных Конституцией РФ. Данная мера не использовалась ни в одной стране мира, и неясна польза ее введения в России. Данный пункт в Законопроекте нужно исключить т. к. этот пункт противоречит пп.4,5 ст.29, п.1 ст.34, п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации;
5. Мы поддерживаем создание ЭПР для оборота криптовалют и создания инфраструктуры для оборота криптовалют;
6. Для максимально эффективного формирования инфраструктуры, поддерживающей оборот криптовалют, в зоне действия ЭПР, должны быть созданы условия для доступа в эту нишу различных компаний и формирования свободного, конкурентного рынка среди них;
7. Сроки введения режима ЭПР должны быть сжатыми и условия участия в нем понятны и прозрачны для участников. Хотим напомнить, что внесение компаний в реестр операторов обмена для ЦФА Банка России, носит неопределенный характер как по срокам, так и по условиям;
8. Создание ЭПР для майнинга не имеет никакого практического смысла т. к. регулировать в индустрии майнинга практически нечего, с этим легко и эффективно справятся существующие органы исполнительной власти.
С уважением,
Александр Бражников
Исполнительный директор РАКИБ