Главная » 2023 » Июль » 25 » Одухотворенные высотой

Одухотворенные высотой

В НХМ открылась выставка художника графика Валериана Васильева «Высоты», приуроченная к 85-летию со дня его рождения. Удивительное дарование Валериана Васильева такого рода, что хочется сравнивать его работы с поэзией. Причем поэзией в духе Бродского, Мандельштама и, может быть, Евтушенко. А еще с музыкой. И более всего, на мой взгляд, подходит для этого сравнения джаз, но джаз не биг-бэндов, а немноголюдный, интеллектуальный и импровизационный: слышится Колтрейн, Дэвис и Долфи.

Легкость, которая присуща рисунку Васильева, и в то же время сосредоточенность и задумчивость его прекрасных работ навевает именно такие музыкально-поэтические сравнения. Валериан Васильев был, конечно, удивительно современен, несмотря на суровую и в то же время сильно осязаемую отдаленность Якутии от культурных центров.

Конечно, годы учебы в Строгановке, поездки по стране и за рубеж, посещение множества выставок и общение с коллегами расширили горизонты молодого художника, сформировали его так, что он уже к тридцати годам стал настоящим мастером, в совершенстве овладевшим рисунком и разными специальными графическими техниками: литографией, ксилографией и линографией. Причем в Якутии он был одним из первых, кто стал заниматься именно графикой и осваивать новые графические техники. И эти работы, между прочим, сразу стали находить хорошие отзывы далеко за пределами республики.

   

В Высшем художественно-промышленном училище, или просто Строгановке, он был внимательный и вдумчивый ученик, впитавший мастерство своих учителей. Да и время для формирования и творческого расцвета было подходящее — шестидесятые. Времена «Оттепели». Когда в Советском Союзе стало позволено и в жизни, и в искусстве немножко больше, чем раньше. Так вот Валериан — как раз из тех самых шестидесятников, яркий представитель эпохи.

Художник Туйаара Шапошникова, рассуждая об одной из его работ, представленных на выставке, обратила внимание на то, как в ней хорошо видна школа Строгановки, добавив, что таких выпускников, как Валериан, единицы и имя его должно быть написано на его альма-матер золотыми буквами среди выдающихся выпускников. Нельзя не согласиться с этими точными словами. Куратор выставки Галина Неустроева, рассказывая об известной серии линогравюр Васильева «Старое и новое» образца 1967 г., обращает внимание на техническое мастерство автора: «Вроде бы казалось, что эти работы очень временные. Но вот прошло уже более пятидесяти лет, и мы видим, как он работал, как обновлялась его техника, как она совершенствовалась. Сейчас редко так работают».

Во время работы над фильмом о Васильеве я обратил внимание на то, что почти все герои вспоминали о нем, как некоем неформальном центре притяжения, отмечая присущую ему утонченность, называя его таким «настоящим художником» и оригинальной личностью во всех отношениях. Он действительно был особенным и является особенным до сих пор. Когда заходит речь о Валериане Васильеве в современной среде художников, то его обычно выделяют как некий феномен, очень душевно о нем отзываясь. Тот же Борис Осипов в своей эмоциональной речи на открытии выставки неожиданно сравнил Васильева с Джоном Ленноном. Сравнение, конечно, замечательное. Но все же Леннон был суперзвездой планетарного масштаба. Гений Васильева он скорее камерный.

Что касается выставки, то она довольно изящная и, в общем-то, небольшая, располагающая к спокойному созерцанию. Приятно выстроенный свет этому хорошо способствует. Помимо работ автора в экспозиции есть несколько машинописных текстов, в которых близкие и друзья вспоминают и описывают Валериана. Один из них принадлежит художнику, который познакомился с ним на творческой даче «Челюскинская», находящейся в Подмосковье. Так вот, он описал в короткой записке то, как работал Валериан, вспоминая, что создавал он на своем рабочем столе такую красивую атмосферу, словно это натюрморт. И еще привел такое бытовое наблюдение, что Васильев даже сыр с колбасой нарезал очень эстетично. А в целом отметил: то, как он работает с инструментом, выдает в нем дар народного мастера. Да, это последнее замечание особенно характерно. Соединение современности (школы, техники, сюжетов) и традиции, в первую очередь работы с материалом (например, для работы над некоторыми произведениями он использовал якутский нож) — это все грани его огромного дарования, которое, кто знает, каких бы еще высот достигло, не оборвись его жизнь на самом гребне волны. Но даже те высоты, которых он достиг к своим 32 годам, — это уже тот уровень мастерства, который не перестают ставить в пример и многим говорить о нем, как о настоящем кумире в художественной среде Якутии. И Валериан Васильев совершенно точно этого заслуживает.

А нынешняя выставка «Высоты» предоставляет редкий шанс (один на пять лет) увидеть замечательные работы художника, на которой, кстати, помимо широко известных его произведений, таких как «Аал Луук Мас», «Сардаана», «Мастера», «Моя дочь», представлено еще кое-что и из редко выставляемого для публики из богатых фондов-закромов НХМ.

И. БАРКОВ.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb