Оптимизация штатов
В последнее время активно муссируется тема сокращения штатных единиц в системе образования. В некоторых районах уже даже приводят кое-какие расчёты. Мы уже писали, что в системе образования грядет оптимизация расходов. При этом Минобр не раз подчеркивал в СМИ, что сокращать педагогические кадры ни в коем случае не будут. У многих возникает вполне резонный вопрос: а тогда, простите, кого под нож пустят? Мы решили подробнее пообщаться на эту тему с министром, чтобы узнать, какие конкретно планы строит министерство.
ИЗ СЕЛА В ГОРОД
В каждом улусе сегодня образована комиссия, которая должна привести свои расчёты по упорядочиванию штатных единиц в объектах образования, а затем согласовать их с Минобром. Напомним, всей этой работе предшествовала прошлогодняя масштабная проверка со стороны министерства, Счётной палаты и Минфина. Ревизоры тогда сильно удивились, когда увидели, что на местах сильно раздули штаты при небольшом количестве детей в детских садах и школах. Так что оптимизация по большей части затронет многие улусы, но и Якутск тоже не останется без внимания.
Встречаемся с министром в её рабочем кабинете. Время уже позднее. Однако работа в министерстве кипит полным ходом. На столе у министра раскинулись длинным пластом бумаги с расчётами по каждому населенному пункту.
Нюргуна СОКОЛОВА:
— Начиная с 2018 года, когда были приняты решения по оптимизации сети, когда создавались массово школы и сады, такая содержательная работа, как сейчас, с муниципалитетами не проводилась. Отток детей из сел шел, деньги не сокращались, и, соответственно, штаты в том же объеме и параметрах содержались за счёт бюджета. В прошлом году были проведены проверки, и мы только тогда увидели действительную картину мира, когда за нормативом не всегда поспевает финансирование этих образовательных организаций.
Мы сейчас видим, что у нас идет увеличение малокомплектных школ. Законодательно принято, что если в школе обучается 103 ученика, тогда она считается малокомплектной. У нас под такие параметры и критерии подпадает 278 школ в Якутии, в которых обучается 13 тысяч детей. Но фактически утверждена в республике 231 такая школа. Даже простая арифметика показывает, что на каждую из них приходится примерно 47 обучающихся.
— Это школы, где есть классы с первого по одиннадцатый?
— Нет, разные. Где-то начальное, где-то основное, а где-то среднее общее образование. Есть даже такие примеры, когда в школе обучается шесть детей при шести работниках, а штатная численность составляет 29 человек. При этом фонд оплаты труда осваивается в полном объеме. Соответственно, это нагрузка на бюджет. Можно было бы принять оптимальное штатное расписание для этой школы, сохранив при этом учеников и работников. А разницу, например, можно было бы использовать в другой большой школе, которой эти средства необходимы.
— То есть высвободившиеся средства перекинут на другие школы? У одних отберем, другим отдадим?
— Мы направляем финансирование муниципалитету в соответствии с утвержденными нормативами. Муниципалитет, в свою очередь, в рамках своих муниципальных порядков сам принимает решение по распределению средств среди своих образовательных учреждений. Штатное расписание — это и есть фонд оплаты труда. Я не говорю о том, что все муниципалитеты такую работу не проводили. Есть муниципальные районы, которые хорошо считают экономику и эту работу постоянно проводят.
Какие мы предлагаем механизмы? Мы провели свои расчеты, посмотрели нормативы, сколько у них должно быть штатов при таком количестве детей. Также учли федеральный проект по производительности труда, который определяет параметры, сколько должно быть учащихся на работников учреждений, в зависимости от территориальной особенности региона и статистическим данным. По России этот показатель составляет 8−9 обучающихся на одного педагога, в нашей республике это 4–-5 ученика. И при этом федеральное министерство не говорит нам о том, что мы должны придерживаться общероссийского стандарта. Но на более эффективные механизмы мы тоже должны нацеливаться и выходить на эти параметры. Здесь нужно также отметить, что в этом году федеральное министерство впервые с советских времен направило модельное штатное расписание, в котором прописаны все должности, которые должны быть в детском саду, школе, колледже, учреждении допобразования. В этих модельных штатных расписаниях, какая бы большая школа ни была, директор должен ограничиться тремя-четырьмя заместителями.
— Вот вы недавно в интервью на телевидении говорили о школах, где есть аж по восемь заместителей директоров. Это что за школы такие?
— В основном городские школы. По статистике прошлого учебного года по республике было пять таких школ, где по восемь заместителей директоров. Из них три школы в Якутске и две находятся в районах. При этом не обязательно в районном центре.
Если мы посмотрим штатные расписания, то можем увидеть такие казусы, когда есть заместитель директора по начальной школе, заместитель директора по теории, заместитель директора по практическому обучению, заместитель директора по инновационной деятельности, по проектной деятельности, и так далее. В нормальном раскладе это должен быть заместитель директора по учебной работе, по воспитательной работе и по хозяйственной части. Если школа действительно большая и там обучается более 800 детей, то допустимо директору иметь четвертого заместителя.
Но в модельном штатном расписании еще появляются новые должности, это советники директоров по воспитанию. Они кроме зарплаты получают еще выплаты за счет федерального бюджета.
С 2012 года, в связи с изменением законодательства и подходов к организации образовательного процесса, были исключены методисты. И сейчас они снова возвращаются в школы. Если в школе не менее 10 учителей, то школа вправе создать ставку методиста. Методист — это специалист, который помогает нашим учителям, педагогам вести правильно образовательный процесс.
Кроме того, есть школы, в которых, например, один обучающийся. При этом конституционные права детей на образование должны обеспечиваться государством. Если в населенном пункте есть дети, которые нуждаются в дошкольном, школьном образовании, то детский сад и школа должны быть. И, к слову о Конституции, сейчас тоже параллельно идут разговоры, как будто принятие в новой редакции изменений приведет к тому, что десятый и одиннадцатый классы будут платными. Этого ни в коем случае не произойдет. Образование гарантировано федеральными законами. В каждой организации, где есть среднее общее образование, обучение бесплатное. Более того, у нас в республике есть практика, когда мы за счет государственного бюджета компенсируем расходы частных школ. Потому что это конституционные права детей. Сегодня в частных школах у нас обучается более 800 обучающихся.
— Это только в Якутске ?
— Нет, это не только Якутск, в том числе Мирный, где есть православная гимназия. Расходы компенсируются частным школам на то, что они исполняют государственные полномочия. Родители вправе выбирать, в какую школу направлять своих детей. А мы, как государство, должны обеспечить им гарантированную часть бесплатного обучения в виде компенсации расходов частной школы на оплату труда педагогов.
ОБЩАЕМСЯ С КАЖДЫМ УЛУСОМ
— Вернемся к оптимизации штатов. Что сейчас происходит?
— Мы разговаривали с каждым улусом, проанализировали в соответствии с нормативом их штатные расписания на начало этого года. Наглядно всем показываем правильно принятые их решения и неправильные.
В целом содержание общеобразовательных организаций делится на два источника финансирования. Государственный стандарт — это обеспечение федерального государственного образовательного стандарта и, так скажем, хозяйственная часть содержания объектов, которая остается за муниципальными органами. К сожалению, бывают такие перекосы, когда за счет госстандарта содержатся должности, которые отнесены к полномочиям муниципалитета. А это уже нарушение.
При этом учителя у нас обеспечивают федеральный образовательный стандарт. В штатном расписании их нет, они обеспечиваются за счёт учебных программ, в рамках педагогической нагрузки, которая утверждается ежегодно на то количество классов, которые имеются в образовательной организации. И бывают опять же перекосы, когда ставку учителя раскладывают в штатном расписании, что тоже неправильно. Кроме этого, в зависимости от количества объектов в наличии имеются ставки охранников и уборщиков помещений.
И вот здесь разграничение полномочий, а также разграничение финансирования, муниципальное или государственное, обязательно должно выдерживаться.
Также обсуждаем показатели по каждому улусу. Мы направили в рамках нормативов, как должна составляться структура этих штатных расписаний. Управления образования, финансово-экономический блок, глава района должны всё это проанализировать и направить нам свои предложения.
Такие предложения мы уже получаем, анализируем дальше, и с двух сторон должны принять совместное решение. Допустим, условно предложили объединить школы-сады в трех населенных пунктах. Глава района говорит о том, что при таком раскладе будет такая-то экономия.
Но он на месте прекрасно знает свое имущество, деревню и может сказать о том, что вот два этих садика мы должны оставить отдельными юридическими лицами, но приведем наименование, должности и так далее к оптимальному расписанию. В итоге объединяем школу-сад в одно юридическое лицо только в одном населенном пункте района, но при этом они делают экономию даже больше, чем мы ранее предлагали. Это нормальный подход. Деревня маленькая, два отдельно стоящих больших здания несут большие расходы. Тут недокомплект в садике, там недокомплект в школе. Он, допустим, закрывает детский сад и переводит всех детей в школу. Таким образом, получается экономия по коммунальным расходам. Также обеспечиваются качественные условия у дошкольников, потому что детский сад был ветхий. Охрана, уборка помещений практически проводится теми же силами. Педагогический состав сохраняется, но административно-управленческий персонал сокращается.
СОКРАТИМ АУП
— Но тогда ведь остаётся без работы административно-управленческий персонал. Их куда?
— Когда мы проводили анализ, то мы всё это тоже наглядно видели. Вот даже на примере, когда шесть человек работает фактически, а в штатном расписании значится 29 работников. Это говорит о большом количестве совмещений должностей. Мы знаем, что в следующем году у нас МРОТ увеличивается в разы, то есть за свою работу по должности человек будет получать нормальную заработную плату. Зачем ему все эти совмещения?
Вот в таких параметрах мы и ведем беседу с муниципалитетами. То есть это не говорит о том, что например, в Верхоянском районе должны сократить сразу 208 штатных единиц и все. Мы не режем по живому, как думают многие.
— Ну, если по малокомплектным школам более-менее стало понятно, а Якутск оптимизация тоже затронет?
— Якутск тоже затронет, но это тоже нужно тщательно анализировать и обсуждать. На заседании комитета по бюджету зампредседателя Ил Тумэна Антонина Григорьева говорила про Якутск, о том, что количество детей увеличивается, а нормативы финансирования остаются прежними. Вот здесь государственный подход должен быть. Уравновешивая эти нормативы в селах, мы сможем увеличить нормативы финансирования в городе. В последние годы строительство дополнительных зданий позволило детям учиться в одну смену в девяти школах Якутска. К этому мы должны стремиться сейчас. Чтобы дети учились в первой половине дня, а во второй занимались внеурочной деятельностью. При этом количество детей в Якутске не особо увеличилось, просто деньги были перераспределены на новые объекты. Было в классе 40 человек, они сейчас допустим, условно перешли учиться в 40-ю школу. Учеников стало меньше в классе, а в новой школе появился новый класс, который должен обеспечить учителям соответствующую заработную плату, плюс содержание этих объектов. Но вместе с тем ввод новой школы значительно разгрузил 6-ю школу. У них обучалось 1600 учеников в прошлом году. Недалеко построили 40-ю школу на 990 мест, и теперь в 6-й школе стало 1200 детей. Это очень хороший показатель.
— Центр города бы тоже так загрузить…
— Город растёт и развивается на окраинах. Необязательно везти ребенка учиться в центр города. Сейчас мы создаём хорошие условия в пригородах, где, может быть, даже лучшие условия, материально-техническая база. Уверена, что и учителя хорошие, соответственно, мы сможем вести качественную подготовку и в этих школах. К слову, недавно с проверкой приезжал помощник председателя правительства Российской Федерации Михаила Мишустина. Мы отчитались, что по его поручению был построен лицей в Ытык-Кюеле Таттинского района. Готовясь к моему докладу, проанализировали полученный эффект. Это не просто построенная новая школа на 450 мест с интернатом на 100 мест. Это хорошие современные условия, а во-вторых, появилось семь новых рабочих мест. У них работает четыре молодых учителя.
Если раньше в старом интернате проживало 30 человек, то сейчас у них появилась возможность заселить туда 100 учеников. В данное время в общежитии проживает 78. Более того, там двое ребят из Якутска, а также много детей из других районов республики. При этом школа давно числится в числе лучших школ сети первого президента Михаила Ефимовича Николаева. У них 80% поступления выпускников в вузы. То есть тут уже родители оценивают и принимают свои решения, где будет учиться их ребенок. Так как там интернат, то и бесплатное питание обеспечивается.
— Сколько всего учеников у нас в Якутии?
— Сейчас у нас 149 тысяч обучающихся, согласно данным электронного журнала. Тогда как в прошлом году было 153 тысячи. На 4 тысячи меньше стало. Сейчас подводится подробная статистика, более точные цифры мы увидим позже. Предварительно, учеников 10−11 классов у нас в этом учебном году 17 850, тогда как в прошлом году было 17 470.
Для сравнения: в Арктической группе улусов обучается 8472 ученика. В прошлом году было 9178. И вот это падение показателей контингента обучающихся как раз таки влечет изменения структуры по финансированию. По Якутску в прошлом году было 56 005 учащихся, в этом году 56 286, то есть произошло незначительно увеличение учеников на 200 человек.
По количеству школ мы действительно рекордсмены. Практически в каждом населённом пункте у нас имеется школа. При этом недавно смотрели по уровням образования школ. Из 627 школ: 503 — это среднее общее образование (с 1 по 11 класс), 71 — основное общее образование (до 9 класса), 53 — это начальное общее образование.
— А вот что по поводу сокращения заработной платы учителей? Многие учителя жалуются, что убрали надбавку, и зарплата ощутимо стала меньше.
— Я же вам рассказала уже, что контингент перераспределяется между школами, соответственно, нагрузка учителей падает и зарплата тоже. Пока общалась с муниципалитетами и управлениями образования, поняла еще одну проблему, которую однозначно должны решить на корню. Чтобы уже к концу учебного года было понятно, по каким образовательным программам и учебным планам школа будет работать в следующий учебный год. Соответственно, тогда учителям будет понятно, какая нагрузка у них будет. Теряют по зарплате они или нет. А на вакантные места уже начиная с весны школа могла бы искать учителей к первому сентября. Поэтому расписание и тарификация уже должны быть готовы в августе.
— Вы уже предварительно посчитали экономию, которая высвободится после всей оптимизации?
— Мы не ставим задачу оптимизировать и говорить о том, что у нас высвободится столько-то денег экономии. Это скорее систематизация процесса, когда у нас должен быть соблюден баланс количества обучающихся и работников.
— Хорошо. Вот это вот упорядочение штатов до какого времени будет идти?
— Я еще раз говорю, это будет постоянный процесс. Сейчас мы со многими улусами работу провели, они задачу поняли и вносят свои предложения. У нас точно такая же работа будет проведена и на следующий учебный год.
Ещё раз повторяю, если бы на местах такая работа постоянно проводилась, то такой критической ситуации не было бы.
— Совсем плохи дела с бюджетом?
— Нет, но мы же должны четко понимать, что должны оптимально использовать финансовые средства, и это, в принципе, даст возможность увеличить заработную плату работникам образования.
Раздувая штат до восьми заместителей директоров, тут даже считать не надо, какие это лишние расходы. Зарплата замдиректора на 10−30% ниже директора школа. Если хорошая зарплата у директора, то и у заместителей, конечно же, на уровне. И эти деньги у нас отвлекаются от зарплаты учителей и вспомогательного персонала. Возникала даже ситуация, когда секретарь директора получал зарплату в два раза больше учителя. Либо в улусе ведется централизованная бухгалтерия, а в школе есть свой бухгалтер. Такие ситуации тоже есть. Я думаю, что основной работник в школе это все-таки должен быть педагог.
— Если говорить о справедливом балансе, грядут ли сокращения в самом министерстве, в институте повышения квалификации, например?
— Вы не поверите, эти сокращения уже были. В министерстве образования сокращены три штатные единицы. Чтобы уложиться в бюджет, мы снизили должности отдельным руководителям. В институтах и колледжах у нас тоже сокращения прошли. Но в первую очередь, как я говорила, это модельное штатное расписание, где всё зависит от количества обучающихся, учебных планов. И обошлись малой кровью, можно сказать, вакантные места сокращены, совмещения убрали. Таким образом, обошлись минимальным количеством сокращений работников . В принципе, и их трудоустраиваем сами, а также при поддержке Центра занятости на местах.
По всем нашим государственным подведомственным учреждениям это всего 12 человек. Я не думаю, что это массовое сокращение. Институты сократили административно-управленческий персонал, убрали дублирующие функции. При этом никаких скандалов в этом плане у нас не было. Потому что люди проанализировали и приняли свои управленческие решения.
Если говорить о справедливом балансе, приведу один пример. Одно село, два садика. В детском саду, где больше детей, заведующий получает заработную плату 85 тысяч рублей. В другом, где меньше детей, заведующий получает 135 тысяч рублей.
— Ничего себе! А почему такая разница?
— По штатным единицам видно, что у садика с большим количеством детей не хватает работников, а во втором полный комплект, хотя у них мало воспитанников. И если по деньгам смотреть, три миллиона у одного не хватает по нормативу, а у другого три миллиона лишние, потому что мы на детей выделили средства, и они вот так их распределили. Это в основном проблема в не совсем грамотном управлении.
— А у вас, кстати, сколько замов?
— Четыре заместителя, каждый из которых отвечает за определенную структуру — школьное образование, наука и профобразование, финансово-экономический блок, инфраструктура и безопасность. В 2017 году было шесть заместителей, сейчас стало четыре. Штат оптимизирован. У нас в министерстве 64 штатных единицы, которые управляют полутора тысячами юрлиц.
Надежда СИВЦЕВА