"Ремесло, которое всегда с тобой"
Знать о себе всё, согласитесь, хочется всем. В этом вам поможет биохакинг — системный подход к биологии человека, цель которого — концентрироваться на всех аспектах жизнедеятельности. От процессов, происходящих в вашем организме, всецело зависят и настроение, и характер, и судьба, утверждает врач превентивной медицины, педиатр, главный внештатный детский гастроэнтеролог Министерства здравоохранения Наталья ИННОКЕНТЬЕВА.
«ЯВ» говорит с нею о региональных особенностях и традициях в питании, о том, что нас убивает, и о том, что возвращает к жизни.
КАК ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ
— Наталья Николаевна, вы именно детский гастроэнтеролог?
— У нас специализация не делится на взрослого и детского, но так как я закончила кафедру педиатрии, то да, больше специализируюсь по деткам.
— Всё закладывается в детстве, в том числе и пищевые привычки.
— Я добавлю: еще в утробе матери. Как мамочка кушает, какие у нее пристрастия, какие у нее непереносимости — это всё передается ребенку на генетическом уровне. И когда мы говорим о профилактике, к примеру, тех же аллергий, то речь идет о тех мамочках, которые либо слишком много себе позволяют во время беременности, либо, напротив, соблюдают слишком строгую диету.
— И где же золотая середина?
— Можно есть всё, но в пределах разумного, и уж точно без перегибов! Разнообразие рациона — залог профилактики различных высыпаний у ребенка и аллергии. Грубо говоря, еда — это молекулы ДНК, с которыми дите сталкивается впервые. Ела мама, к примеру, мясо, и в последующем организм ребенка уже знает, что это за белок и как с ним работать. А если мама только на гречке, воде и курице сидит, а потом вдруг к постоянному рациону клубника залетает, у ребенка реакция — «мне это незнакомо, спасите, помогите от этого избавиться».
— Какие продукты для беременных и кормящих мам считаются самыми аллергенными?
— Мед, орехи, переработанная промышленным способом рыба — соленая и копченая, морепродукты.
— Жаль. Морепродукты полезны.
— Пробуйте. С оговоркой, если у вас не установлена аллергия на эти продукты. Опять же понемногу. Вместе с тем важно учитывать регион проживания и пищевые привычки. На карасей у вас почти стопроцентно аллергии не будет, а вот на палтуса может возникнуть.
— Но это мы говорим о беременных и кормящих. Обыкновенный люд может пробовать всё, что душе пожелается.
— Именно так! Правда, и в этом случае не тазиками.
— Иначе накопительного эффекта не избежать?
— Бывает так, что двадцать лет ел морепродукты, а на двадцать первый год стал обсыпаться. Действительно, аллергены имеют свойство накапливаться и в один момент выстреливать. Причем аллергеном может выступать не сам продукт, а ингредиенты, входящие в его состав. Так, говядину вы можете есть спокойно, а говядину копченую уже нет. Как врач советую вам избегать так называемых «ешек» — ароматизаторов, усилителей вкусов, консервантов и так далее. Если таковых в составе продукта более пяти, то этот продукт может быть опасен для здоровья.
— С какого возраста малышам нужно вводить прикорм?
— Природа умно распорядилась: есть такой период, когда у ребенка появляется интерес к обычной еде — с пяти-шести месяцев. Заметили, что ребенок наблюдает, как и что едят взрослые, открывает и закрывает рот, считается, что пищевой интерес появился, и его важно не пропустить. Прикармливать лучше тем, чем кормились его предки и, соответственно, вы сами. В нашем регионе это злаки, мясо, овощи. Далее яйцо, рыба, кисломолочные продукты. Чем дольше вы затягиваете прикорм белками, тем хуже потом ребенок ест рыбу и мясо.
— Действительно, теперешние детишки не очень охотно едят белки.
— Отчасти это плоды пропаганды грудного вскармливания, которое затягивается на неоправданно долгий срок. К 8 месяцам у ребенка должен быть достаточно богатый рацион питания. Замечено, что к трем годам этот самый пищевой интерес ослабевает. Это частая жалоба родителей: ел-ел и вдруг перестал. Это временный эффект, некий естественный физиологический спад.
— Не зря три года считается первым переходным периодом.
— Да, с детского периода в младший дошкольный возраст.
— Почему в современном мире так много полных детишек?
— Потому что режим питания необходим. И здесь я одну вещь рекомендую: при приеме пищи — никаких гаджетов, пожалуйста! Наша пищеварительная система тесно связана с нервной системой: мозг должен быть занят потреблением еды, а не просмотром мультиков. Иначе фаза насыщения не наступает.
— И еда, наверное, слишком калорийна.
— Калорийность имеет значение для основного обмена веществ, но важнее в этих процессах сбалансированность по содержанию белков, жиров и углеводов. Если взять среднего подростка, то ему необходимо примерно 1500–1700 килокалорий в день. По БЖУ рацион должен разделяться так: углеводы составляют порядка 60–70%, белки — 25–30%, и 5–10% приходится на жиры.
— Дети, как правило, не любят жиры.
— А правильная работа гормонов напрямую зависит от жиров, в основном, конечно, полиненасыщенных. Сколько лет вели борьбу с холестерином, а без него неосуществим метаболизм половых гормонов.
— Полиненасыщенные жиры — это...
— ...растительные жиры — масло льняное, подсолнечника, оливковое, омега-3 (рыбий жир). Конечно, вряд ли ребенок согласится вкушать каждый день как минимум триста граммов рыбы, поэтому ему лучше давать рыбий жир в капсулах. А вот арктические дети съедают такое количество рыбы, поэтому они более здоровы в плане фиксируемых сердечно-сосудистых заболеваний.
— Не верю.
— Исследованиями доказано, что атеросклеротических изменений у них меньше.
— Кто проводил такие исследования?
— В Штатах Национальный институт питания изучал питание эскимосов.
— Эскимосы, должно быть, очень сексуальны.
— Уберите из рациона девочки-подростка жиры, и через некоторое время ее ждут нарушения месячного цикла: гормонам не из чего будет вырабатываться. А сколько лет велась борьба за рынок — с их маркетинговыми обезжиренными продуктами и прочим — опасная борьба-то. Сало, орехи, семечки, масло сливочное — это должно быть в рационе подростков, если вы хотите иметь здоровых внуков. Вот жареным и рафинированным меньше кормите: такое масло плохо усваивается. Первым мы назвали холестерин, а следующим идет тестостерон, из которого вырабатываются эстрогены и прогестерон. Так что нет жиров — нет тестостерона, нет силы воли, нет секса, нет радости, нет харизматичности, характера и достигаторства в жизни. Зато есть масса женоподобных, истеричных, скандальных мужчин.
— Едим жир и поднимаем тестостерон!
— Подчеркиваю, жиры составляют лишь 5–10% от общего рациона. И тестостерон вкупе с питанием поднимают спорт и физкультура: ходьба, плавание, зарядка. Когда мышцы двигаются, то они сами стимулируют выработку гормонов. Нынче я смотрела Игры Дыгына с точки зрения врача — там выиграл мальчик, у которого больше всего тестостерона в организме.
— А лишний жир — от жира?
— Вовсе нет. Лишний жир — от сладостей!
— А энергия?
— А энергия — это эффект от выработки тестостерона. Эндогенный тестостерон вы поднимаете, когда кроме спорта еще слушаете правильные песни и в целом радуетесь жизни.
— Что вы называете правильными песнями?
— Те, что нравятся лично вам и вызывают эмоции, поднимающие крепкий дух. А эстрогены — это гормоны красоты.
БИОХАКИНГ
— Вот хочу быть харизматичной, красивой, сильной — и вы мне сейчас схематично опишете, как и что в организме поднимать?
— Да. Это называется биохакинг.
— С этого момента подробнее, пожалуйста.
— Это системный подход к биологии человека. Превентивная холистическая медицина сосредоточена на лечении человека в целом, а не только на конкретную болезнь, как у нас было принято, и направлена на улучшение качества жизни, в первую очередь за счет уменьшения риска серьезных заболеваний.
— Архитектура тела.
— И она тоже. Мало того, путем нормализации всех систем человека мы способны менять жизнь, характер и судьбу человека.
— Сильно сказано.
— А как же. Это актуальная тема. В последнее время депрессия — жалоба многих пациентов, а ведь это в первую очередь дефицит витамина Д. Последние исследования показывают, что витамин Д, по сути, является гормоном. Ни у одного витамина в нашем организме нет рецепторов. Но у витамина Д есть свои специфические рецепторы, такие как у тестостерона, эстрогена и прогестерона, и благодаря этому стероидному прегормону, который превращается в организме в активные метаболиты, нормализируется весь гормональный фон.
— Я так понимаю, в нашем регионе его постоянно нужно принимать.
— От младенчества до глубокой старости. Практика показывает, у всех жителей республики есть недостаток или дефицит витамина Д. Это наша региональная особенность.
— А железо почему плохо усваивается? Тоже повсеместная ведь проблема.
— Оно не усваивается вследствие кишечных проблем. В основном мы получаем железо с мясом красного цвета, а больше всего железа — в печени животных.
— При этом ее сырой желательно употреблять?
— Жеребячью можно есть сырой, но если и подвергаете любую печень термической обработке, то не вымачивайте ее в молоке: реакция кальция с железом обесценивает последнюю. Также если вы принимаете препараты железа, то не запивайте его молоком. Кроме того, у железа очень короткий промежуток всасывания в кишечнике, и если у вас есть гастрит, хеликобактерная инфекция, язва, дуодениты, плохая работа желчного пузыря, панкреатит, то железо попросту «пролетает». А еще ему нужны компаньоны — так называемые кофакторы — это витамины группы В.
— Все?
— Практически все, но более всего В6, В9, В12. Без них железо не всасывается. А самый важный компаньон — это фолиевая кислота, которая содержится в зелени и овощах. Много вы потребляете щавеля, петрушки, шпината? Зимой — квашеная капуста, летом — кислица. Наши предки каких только трав и кореньев не запасали на зиму! И в теплое время года очень много зелени потребляли, поэтому-то у них фолатдефицита было гораздо меньше, чем у нас. А без фолиевой в организме — здравствуйте, слабость и запор!
— Однажды в вашем статусе было «здравст вуй, язва!». Сапожник без сапог?
— Это был сложный период, когда я писала кандидатскую. Язва не подтвердилась, но есть такое понятие, как стрессовая язва. У каждого из нас есть блуждающий нерв, берущий начало в головном мозге и протягивающийся по всему организму. Он активизируется при стрессах, иннервируя в гортань, пищевод, диафрагму, сердце, желудок, ЖКТ, и всё начинает работать не так. Вся психосоматика заточена на этом блуждающем нерве.
— Нужно иметь олимпийское спокойствие.
— А олимпийское спокойствие — это как раз наш тестостерон.
— Всё вернулось на круги своя — с чего и начали.
— Да. Тестостерон — это и есть гормон спокойствия и уверенности. Вообще, в нашем организме много гормонов. Только в желудке их пять, а в целом в ЖКТ — более 25. Соответственно, любой гормональный сбой напрямую влияет на ЖКТ.
— Курение во многих случаях успокаивает потребителя никотина, но одновременно вредит его желудку.
— Никотин действует опосредованно. Через легкие — место, наиболее наполненное сосудами, — он попадает в кровоток, а ведь никотиновая кислота — это спазмолитик. Покурил — захотелось в туалет — это гастроанальный рефлекс, основанный на том, что никотин расслабляет сфинктеры, а их у нас несколько — в пищеводе, желудке, тонком и толстом кишечнике. Бросите курить — и вам потребуется время, чтобы организм перестроился на новый лад.
— Некоторые специалисты уверяют, что алкоголь — это не продукт питания. — К сожалению, нет у нас главного фермента — алкогольдегидрогеназа, который перерабатывает алкоголь, не допуская появления продуктов распада. Тоже, считайте, региональная особенность.
— Думаете, это правда?
— Это научно доказанный факт. Те, кто имеет этот фермент, с похмелья не болеют, а, что называется, просто наслаждаются. Все остальные — страдают. Насколько это хороший или плохой продукт, судить не берусь. Не сам алкоголь вреден, а токсины, получаемые при распаде этого продукта. Они-то и убивают организм, лишенный алькогольдегидрогеназы. Всё, что попадает к нам в рот, вызывает какую-либо реакцию. Хотелось бы, чтобы эти реакции были хорошие, а не накапливающие яды и токсины.
— Жвачку жевать вредно?
— Во-первых, при постоянном жевании истощается челюсть, а во-вторых, происходит гиперпродукция соляной кислоты, поэтому натощак жвачка вредна. А как гигиеническая процедура после еды — минут 10–15 — приемлема. Интересный факт: стирол, присутствующий в жевательной резинке, действует как слабительное.
— Реально ли похудеть, всего лишь выправив свой рацион?
— И даже не по калориям его нужно выправить, а по балансу углеводов, белков и жиров. Здесь соотношение составляет 40, 30–40 и 20 процентов соответственно. Здесь важно поднимать уровень потребляемого белка, он строительный материал, с помощью которого выстраиваются новые клетки, а только в мышцах уничтожается лишний жир. К тому же белки сложнее перевариваются, что надолго дает ощущение сытости.
— То есть кетодиета — довольно эффективная вещь.
— Да, но к ней нужно подходить с учетом вашего багажа. Например, она противопоказана людям, у которых есть проблемы с желчным пузырем. Самостоятельно выбирать диету не стоит, лучше посоветоваться с врачом. Возможно, чтобы скинуть лишний вес, вам попросту нужно отказаться от сахара и хлеба.
НАС УБИВАЕТ МУКА
— А что вреднее — сахар или хлеб?
— Все зависит от дозы. Но, на мой взгляд, гораздо вреднее рафинированная очищенная от всех примесей мука, из которой изготавливают хлебобулочные изделия.
— Вы противник глютена?
— По роду своей деятельности часто сталкиваюсь с детьми с глютеновой непереносимостью.
— В советское время о целиакии и не слышали даже.
— Я лично считаю, что нас убивает очищенная мука. У наших предков ее как продукта вообще не было, а когда появилась, то была дорогим продуктом, который не каждый мог себе позволить. Именно поэтому оладьи готовились только на сакральные дни как лакомство для семьи и гостей и как угощение духам. Таких дней в году было три — Николин день как якутский Новый год, великий ысыах и осенний праздник сбора урожая. Всё. Потом, когда мука становилась более доступной, начали готовить лепешки. Но тогда это была неочищенная мука грубого помола, которая не наносила существенного урона организму. А вот когда этот продукт стал еще дешевле и доступнее для большей части населения, ею спасались в неурожайные или в голодные годы, чтобы прокормить семью. Теперь же мучная еда считается чуть ли не традиционной, хотя это в корне неверно! Но нет, в выходные обязательны пироги и торты, на свадебном столе вы можете увидеть пирожки, а оладушки — каждодневная пища. Еще раз: мука — ультрапереработанный, мертвый и бесполезный продукт!
— Но вкусный же. Как жареная картошечка тоже.
— После пары лет пандемии к гастроэнтерологам пошел поток очень полных пациентов. Доставка быстрых углеводов к столу работала круглосуточно. Да даже картошка фри и наггетсы — это, по сути, не картошка и не курица: в них нет ни клетчатки, ни волокон, зато масса трансжиров. Многие мамочки сидели с детьми на дистанте и пекли вкусняшечки. В моем детстве был единственный мальчик, которого обзывали толстым. Так вот, в сравнении с детьми, которых приводят на прием сейчас, это был просто немного толстощекий мальчик. За последние два года был лишь один ребенок, на худобу которого жаловалась на приеме его мама: ну как же, все такие крупные в классе, и только один мой — дрыщ. Пришлось приложить усилия, чтобы убедить ее в том, что ребенок абсолютно здоров, с идеальным ИМТ (индекс массы тела), прекрасно сложен. Гиподинамия в период пандемии подкинула проблем в копилку лишнего веса детей. А все проблемы, сложившиеся в раннем детстве, сильно проявят себя в предпубертат, когда идет половое созревание, да и в последующем в жизни тоже. Так что увлекайте детей подвижными играми, занимайтесь с ними физкультурой или подберите вместе подходящий им вид спорта.
— А если не хочет ребенок ничего, отказывается заниматься, хил?
— Проверьте его уровень железа, витамина Д, селена, омеги-3, йода в организме, а если потребуется, и на другие витамины и минералы. По йододефицитному зобу наш регион — эндемик, так как наши водоемы не содержат в себе йода. Помните, в нашем советском детстве в школе выдавали антиструмин? Теперь такой практики, к сожалению, нет, и нужно самим приобретать и выдавать деткам препараты йода в профилактических дозах. Обогащайте рацион йодированной солью, морской капустой, грецкими орехами, особенно если вы замечаете, что ребенок стал невнимательным, быстро устает, отстает в учебе. Учитывайте наследственность, следите за состоянием щитовидной железы, за уровнями гормонов, устраняйте дефицитные состояния. Профилактика — наш конек.
— Как минимум недоумение вызывает здоровый человек, который пришел на прием к врачу с целью профилактики болезней.
— Будем надеяться, что такое отношение изменится, и профилактику будут пропагандировать и поощрять, что мы сейчас с вами и делаем. Очень часто на прием приходят только тогда, когда помочь может, собственно, только хирург. Превентивная, позитивная, пациентоориентированная медицина — это общемировая тенденция, к которой и мы движемся стремительно и верно. Не должно быть такого, когда дается один общий протокол на всех пациентов. Только индивидуальный подход.
— Где такой ценный кадр родился и вырос?
— Я родилась и выросла в Нюрбе. Закончила наш мединститут, затем ординатуру. И в Москве прошла специализацию по гастроэнтерологии, после — по эндокринологии. В целом основное обучение заняло 16 лет, и нет такого дня, когда я чему-либо не обучалась. Все свои скиллы (навык, умение что-либо делать. — Я. Н.) прокачиваю — и научные приемы, и стационарную работу, достаточно тяжелую, требующую серьезной терапии. Я занимаюсь воспалительными заболеваниями кишечника у детей, болезнью Крона — это является темой моей диссертационной работы. Также занимаюсь детьми, которые перенесли трансплантацию печени, — сегодня их 12.
— Где деткам проводили трансплантацию печени?
— Одна трансплантация проводилась в Бельгии, я тогда была еще студентом. Остальные — в Москве, в Шумаковском центре (Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова. — Я. Н.) у Сергея Готье.
— На операцию в Бельгии «Вечерка» собирала помощь Кате Дьячковской.
— Да, она была первопроходцем. Хорошая девочка. Учится в обычной школе. Недавно отметила совершеннолетие. Раньше таких операций у нас не выполняли, и даже после трансплантации в другой стране шансы выжить у таких детишек были минимальны. А сейчас и до года младенчиков успешно оперируют. Медицина не стоит на месте.
— Почему вы выбрали профессию врача?
— Это моя детская мечта. Сколько себя помню, точно знала, что буду врачом.
— Именно детским?
— Я люблю детей. Они более пластичные, благодарные и искренние. Ребенок не будет изображать из себя страдальца, ему это не нужно. Если лечение успешно и дело идет на поправку, он немедля разведет бурную деятельность и будет просто радоваться жизни, в отличие от многих взрослых. Поэтому гораздо приятнее посвятить свою работу детям Якутии — в этом я вижу свою миссию.
— Обычно в семье медиков всегда есть медики, что во многом и определяет выбор профессии.
— Мой старший брат является врачом-хирургом. Наш дядя Василий Николаев был хорошим хирургом, главным врачом РБ № 2, он ее строил. Тетя — фельдшер скорой в Абые. Родители думали, что я стану учителем, так как очень любила разговаривать, причем много и неустанно. Собственно, и этот талант можно и нужно в медицине реализовать. Не только в лечебном деле. Я имею в виду, что хорошие преподаватели тоже ценятся. Медицина — это то ремесло, которое всегда остается с тобой.
Яна НИКУЛИНА.