С наступающим Рождеством Христовым!
Рождество православные христиане будут праздновать 7 января. Накануне, в Сочельник, в храме зажжется свеча — символ появившейся на небе Вифлеемской звезды, — после чего верующие отправятся готовиться к одному из главных праздников: Бог становится человеком и открывает Себя людям. Зачем? Вот главный вопрос, с которым мы идем к игумену Спасского мужского монастыря отцу Иоанну (КАЛУГИНУ).
СЛОВОМ, ДЕЛОМ, ЖИТИЕМ
Отец Иоанн всегда, прежде чем приступить к разговору, интересуется, как идут дела. Искренне. И внимательно слушает ответ.
— Помогай вам Господь, — говорит он мне, утешая.
— А как ваши дела? — в свою очередь интересуюсь и я. Тоже искренне.
— Чуть потише.
— В сравнении с чем?
— Летом очень много работы: посадки, огород, ремонт здания.
— Ах да, деревянные здания требуют большего ухода, чем каменные-то палаты.
— Думаю, что в столь суровых климатических условиях любые здания требуют определенного ухода. И в целом хозяйство в Якутии вести сложнее. До недавнего времени то ворота переделывали, то крыльцо вот покосилось. Зато дерево теплее.
— Во всех причем смыслах.
— Да, и в физическом, и в душевном.
— Я сейчас в вашей лавочке видела детскую книгу с названием «Привыкай, что ты свеча». Мы должны в итоге сгореть?
— Когда меня постригали в монахи, владыка сказал назидательное слово: «Запомните, теперь вы — подсвечники». Это тождественные вещи. Ты, как свеча, должен осветить все вокруг, сделать пространство комфортней, уютней, теплей, чтобы к тебе тянулись люди. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот об этом речь.
— Каков поп — таков приход.
— Есть такая поговорка, но формат церковной жизни таков, что христиан объединяет не священник, а Бог. Христос.
— Но мы и в самом деле стремимся за личностями.
— Потому что для нас это знакомое понятие: в детстве мы стремимся за родителями, потом за учителями, затем за наставниками. Но опять же подчеркну: в церковной ограде, скажем так, нерационально стремиться за человеком, потому что истинная сила, поддержка и любовь, она в Боге. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «У Бога сила реальная, а наша — кажущаяся».
— А священник разве не посредник между нами, грешными, и Богом?
— Тот потенциал сил, который отдает священник служению людям, идет от Бога. Мы сегодня служим, а завтра нас Господь призвал, и что же, человек перестанет ходить в храм? Свое сердце нужно привязывать к Богу, но не к человекам — как бы то ни было, священники ведь тоже люди. Вокруг апостолов собирались люди не потому, что они святые, а потому, что они вели ко Христу. К спасению. Так же и священник должен быть примером для христиан — словом, делом, житием, — и в этом стремлении — стать примером, вести к спасению — и проходит жизнь священника. Это большая, кстати, ответственность: кому многое дано, с того многое и спросится.
— Зачем Иисус пришел в этот жестокий мир?
— Потому что здесь живут его любимые дети. Человечество впало в грех и нарушило заповедь единения с Богом, за что и было изгнано из рая. Вся ментальность Ветхозаветного общества была весьма жестоковыйной, грубой, топорно рубленой. Бог обращается к пророкам, предвозвещая своё пришествие в мир — в назидание, чтобы вернуть людей на правильный путь. В конце концов, Бог посылает людям благую весть.
— Удивительные были времена.
— Мы даже представить себе не можем, что при этом чувствовала Дева Мария.
— И идут они на перепись населения в Вифлеем. Уже на сносях.
— Еще в Ветхом завете было предписано, что в этом городе родится Спаситель мира. В пещере, куда на ночь сгоняли скот. Мы бы сейчас в Якутии сказали — в хотоне.
— А волхвы уже топают в Вифлеем.
— Они давно выдвинулись из Вавилона, это же не близкий совсем путь был.
— И следовали они за звездой.
— Мы не знаем, что это за звезда, но она двигалась по небу и остановилась над Вифлеемской пещерой. Она была символом Великого Царя. Первыми о рождении Иисуса узнали пастухи, которым явились ангелы. Есть такое выражение: где просто — там ангелов со сто. Бог любит простоту общения. Простоту не в плане невежественности, а простоту в плане искренности. В этих пастухах была искренность, с которой они сподобились увидеть Спасителя мира.
— А волхвы-то дорогие подарочки несут.
— Ладан как Богу, как символ Жертвы, недаром кадят в церкви ладаном. Золото как признание Великого Царя. И смирну (мира) — состав масел, который в Ветхом завете приносился человеку, которому надлежит умереть.
— Добрые такие.
— Это очень дорогие масла. Мы помним по Писанию, как Мария Магдалина продала все свое имущество, чтобы отереть тело Иисуса миром.
— Сейчас далеко зайдем. Он только родился. Так зачем? Зачем Бог явился на грешную землю?
— Чтобы испытать все, что мы испытываем. Христос сам искушен — может и искушаемым помочь. Он все это пережил, все знает, поэтому помогает нам избавиться от греха, поразившего человеческую природу.
— Всегда хотелось спросить, зачем Иисус приходит креститься у Иоанна Предтечи, если он Бог и безгрешный?
— Ему было предписано прийти на Иордан, так как на проповедь он выйдет после того, как Предтеча уготовает Ему путь. Предтеча — пророк, наделенный силой Вышнего, и у него есть миссия: он указывает людям на то, что Христос есть Спаситель мира.
— А как только запахло жареным, всех последователей как корова языком слизала! Самые верные остались у ног Спасителя! И это они с самим Богом общались, а ведь с тех пор прошло две тысячи лет.
— Так еще в Ветхом завете было предсказание об этом: «Порази пастыря — и рассеются овцы». Он ведь не оправдывается, и в защиту ничего не говорит, и не осуждает никого. Из самых близких при Кресте у Господа остаются всего два человека — Божия Матерь Мария и Иоанн Богослов, самый младший ученик Христа.
— Апостолов вера поразила, когда они, собственно, увидели Воскресшего Христа.
— Особенно Фома отличился. Христос дает ему вложить руки в свои раны, чтобы он убедился, что перед ним действительно его Божественный Учитель.
— Мы все же не ответили на вопрос, зачем была Его Жертва? Чтобы эти двенадцать уверовали?
— Он умер для того, чтобы войти в ад. До пришествия в мир Спасителя ни одна душа не могла попасть в рай, так как двери туда были закрыты. Христос разрушает двери ада и праведников, которые в аду томились, забирает с собой на Небо.
— Ну теперь все прямо встало на свои места.
— Для этого Ему надо было умереть. Но как Бог Он воскрес, потому что Бог не может быть мертвым. Своим Воскресением Он открывает двери рая. Другими словами, Он приходит в мир, чтобы спасти человека, чтобы вернуть свое любимое чадо домой.
— В целом эта идея с греховностью природы человека, на мой взгляд, больше вредна, нежели полезна. С чувством вины если долго находиться — и свихнуться недолго. Вот что такое грех в вашем понимании?
— Грех — это то, что разлучает человека с Богом. Если очень сжато говорить, это наши действия, мысли, поступки, отлучающие от Бога. Это нарушение заповедей. Это нарушение законов совести. Это нарушение нравственных законов. Причем не только в душе. Обидеть человека физически или ментально — это тоже грех. Отвернуться от Бога — это грех. Все это отлучает нас и от спасения тоже. Но вот какое дело: Христос никого не заставляет умереть от чувства вины. Мы наследуем природу, поврежденную грехом, но нам легче сделать, как будет нам приятнее и удобнее, чем правильно.
— Ну. Это же логично.
— Но мы думаем: а как поступить — вот так или так, как мне будет комфортнее или как будет правильнее? Христос призывает к тому, что правильнее. А в святом крещении поврежденная грехом природа — тот самый первородный грех, который совершили наши прародители, — омывается, очищается и исцеляется.
— То есть в крещении человек становится безгрешным?
— Белым! Как лист бумаги.
— А потом опять грешим и снова креститься надо?
— Крещение совершается единожды. Согрешивши, нужно принести покаяние, и священник прочитает разрешительную молитву. Священник в этот момент — свидетель покаяния.
— Тут есть нюанс: а насколько искренним было раскаяние?
— Вот вам попался сосед под горячую руку, и вы ему наговорили всякого. Раскаялись, а после пойдите извинитесь перед этим соседом. Искреннее ведь покаяние?
— Так сосед, может, и заслуженно получил!
— А это уже не нам судить. Мы совершили грех. Собственно, человек, который не раскаивается в своем грехе, на исповедь ведь не придет. Апостол Павел говорит: «Вера без дел мертва». В раскаяние сделай доброе дело. Господь милосерд. Нет такого греха, которого бы Бог не простил. Кроме одного — нераскаянного. Чем плох нераскаянный грех? Тем, что отхватим того же самого: «Каким судом мы судим — таким и нас осудят». Вот такой глубокий нравственный закон.
— Знаете что, все так делают — и я так делаю.
— Буду делать, как Манька и Петька, и ничего, что это разрушает мою душу? Церковь призвана к тому, чтобы бороться с грехами.
— А чего уже с ними бороться, когда мы греховные рождаемся?
— Так это еще трещинка, которая по шву идет, ее можно замазать — исповедью, покаянием — и здание устоит, а там уж можно и крышу ставить, и внутренней отделкой заняться. А когда в эту трещину грязи заталкивают, да побольше, она расширяется, и тогда и стены начинают заваливаться, а потом и фундамент разрушается. Часто мы в грехах и отчета не даем, к примеру, в тех же зависимостях, особенно когда они достигают своего пика. Господь нам дал и тело, и душу, и надо помнить о том, что тело — это храм души. А церковь — лечебница духовная. Не должно быть так, чтобы душа служила телу, а как раз наоборот: тело должно служить душе. Так будет правильно.
— Постом и молитвой готовимся к празднику?
— И добрыми делами. Жизнь — это своего рода экзамен: каждый из нас должен стать храмом — подготовить свое сердце так, чтобы оно стало вместилищем Духа Святого. Я желаю, чтобы каждому из нас в эти наступающие рождественские дни светила Вифлеемская звезда, которая и вела бы нас к Богомладенцу Христу, призывая ко спасению, к жизни вечной и светлой.
Яна НИКУЛИНА
Фото автора