"Сахафильм": "Мы под защитой государства"
Коллективу «Сахафильма» представили нового руководителя — Алексея Егорова. И сразу произошло объединение двух учреждений — кинокомпании «Сахафильм» и кинотеатра «Лена».
Мы наведались к Алексею, чтобы понять логику и кадровой пертурбации, и творческо-хозяйственного укрупнения: зачем?
СПРАВКА «ЯВ»
Сын знаменитых артистов Екатерины и Алексея Егоровых Алексей Егоров-Оркен родился 5 февраля 1983 года. В 2002 году окончил Высшее театральное училище им. М. Щепкина по специальности актера театра и кино. После окончания училища вернулся в Якутию и играл в Саха театре, снялся в десятках фильмов. Сооснователь киностудии «ДетSAT». В 2008 году окончил РАТИ (ГИТИС) по специальности продюсера. С 2015 по 2018 гг. — директор Государственного театра эстрады, до недавнего времени — директор кинотеатра «Лена».
— Алексей, что всё это значит? Зачем это объединение?
— История уходит в 2002 год. Тогда республика и муниципалитет делили имущество. Здание кинотеатра «Лена» было передано республике. А позже автономное учреждение работало на основании договора безвозмездной аренды. То есть кинотеатр, располагаясь в здании «Сахафильма», зарабатывал деньги на собственные нужды билетами. И кинотеатр не имел права сдавать площади под субаренду. Они бесплатно располагались только в зале, а все остальное — второй этаж, фойе и прочая — это было собственностью «Сахафильма». И кинотеатр довольно неплохо существовал, можно сказать, процветал. Мы не получали субсидий от мэрии. Самообеспечение. Кино — это качели. Есть спады, есть подъемы. В СССР в кино ходили примерно все. Потом с развалом страны индустрия упала, начали появляться видеомагнитофоны, а в 1998 году с фильма «Титаник» стало модно ходить в кино. В нулевых «Лена» первой обзавелась долби-системой, народ повалил. Спрос был дичайший. Если раньше в год кинотеатр посещали примерно 50 тысяч человек, то эта цифра увеличилась до 330 тысяч. Это, почитай, все, кто может ходить. А потом случился роковой 2020 год. Пандемия. Это был шок для всех. Через кассу мы уже не зарабатывали.
— Рассадка 50% в зале?
— Рассадка потом случилась! Сначала же вообще закрыли кинотеатры. В целом раньше у нас была заполняемость около 30%. Утром почти никого из публики, днем народу мало, а вечером, 18.30, 20.00 — аншлаг. Все вместе — 30%. И во время пандемии мы упали до 5%. Народ боялся и правильно делал. Не дай бог, нас бы еще обвинили в распространении заразы. Это была катастрофа! Я, как руководитель, должен был позаботиться о том, чтобы у людей была зарплата. Но в кассе денег не было! Мы не частники. У других кинотеатров есть в собственном оперативном управлении здания, где они сами сдают в аренду площадки, организуют фуд-корты. Есть хоть какая-то лазейка заработать. А мы — государственные, мы всего этого делать не имели права.
— А еще частники могут крутить пиратский контент, а вы не имеете права?
— Я так скажу. Мы тоже можем. Вся Россия крутит!
— Вы теперь нелегальный контент будете показывать?
— Не исключено. Нам надо выдерживать конкуренцию.
— А в других регионах госкинотеатры показывают кино без прокатного удостоверения?
— Я вообще не уверен, есть ли в регионах государственные кинотеатры. Они почти все частные. Есть полугосударственные «аошки», учредителем которых является государство. В деревнях есть клубы, кинозалы. А мы, как государственники, обязаны соблюдать все нормативные правила.
— Вернемся к объединению...
— Так вот. Когда наступил кризис, мы обратились к нашему учредителю — мэрии. Надо же было все это хозяйство содержать, выплачивать людям зарплату. И я благодарен городским властям, что они нас поддержали субсидией. Три года мы продержались благодаря им. Да, часть зарабатывали сами, но субсидии здорово помогли. Но эти деньги не были предусмотрены в бюджете! Это сложный механизм. Все время приходилось лавировать. И конкретно встал вопрос: что делать дальше? Я много об этом думал и предложил два варианта. Первый: здание отдают кинотеатру на оперативное управление, у нас появляется возможность зарабатывать самим, вплоть до того, чтобы акционироваться. А что акционировать? Проектор и кресла? Здание-то не наше. Но передача собственности — штука практически невозможная. Второй вариант был логическим: чтобы у кинотеатра появилось собственное здание, тогда, может, сам кинотеатр передадим республике? И уже республиканское учреждение отдать на оперативное управление. Но и этот вариант оказался сложным, потому что в республиканском бюджете тоже под нас не были заложены средства. Где взять деньги? Тем более уже началась СВО, и так денег свободных не было, а сейчас и подавно. Финансовых излишеств не было.
— И тогда...
— ...мы перешли под защиту государства. Но с тем условием, что случится слияние кинотеатра «Лена» и «Сахафильма». Потому что на «Сахафильм» уже был заложен бюджет. Необходимо сделать оптимизацию расходов, сейчас нас 57 человек. И после объединения, мы посчитали, сможем показывать даже плюсовые результаты. С одной стороны, мы спасаем кинотеатр «Лена», с другой — увеличиваем мощности «Сахафильма». Логика в этом есть? Есть. У «Сахафильма» появляется собственный зал, можно получать госзаказ не только на производство, но сразу же и на прокат фильмов. Все становится на свои места.
АУТСОРСИНГ
— Под оптимизацией что имеется в виду? Увольнения-сокращения?
— Да. Но сокращений будет очень мало, в основном уборщицы. Но! Жирное «но»! Мы наших уборщиц сокращаем и тут же немедленно берем их обратно на аутсорсинг. По нормативам во всех госучреждениях уборщицы ушли на аутсорсинг, а у нас они были в штате.
— В деньгах они не потеряют?
— Нет! Просто изменятся отношения с работодателем. В зарплатах никто не потеряет. Этот норматив был принят не мной, он широко практикуется по всей стране. Мы просто должны все наши бумажные дела привести в соответствие. С учетом этих переводов и с учетом того, что вся коммуналка переводится на государство, появятся средства, которые будут покрывать остальные расходы. И с каждым увеличением проката все будет хорошо! Народ потихоньку возвращается в залы. У нас мощно выстреливают якутские картины: «Джулур: мас-рестлинг», «Айта», «Не хороните меня без Ивана» принесли хороший доход. Да и российские фильмы на волне: тот же «Чебурашка» сделал кассу не одному кинотеатру. Мы даже поностальгировали: народ шел в кино, как в старые добрые времена. И у экспертов есть благоприятные прогнозы: отечественное кино возвращается на экраны. В этом есть закономерность: говорю же, что кино — это качели. На этой волне мы вообще хотим объединить вокруг «Сахафильма» всех частных кинопроизводителей. Хочется пересмотреть взаимодействие с частными кинокомпаниями, отдельными режиссерами. Уверен, что «Сахафильм» не должен позиционировать себя конкурентом частникам. «Сахафильм» должен стать фундаментом развития якутского кинематографа, продвигать якутское кино за пределы республики.
«ШУБЫ ПРОДАВАТЬ НЕ БУДЕМ!»
— А как вы собираетесь зарабатывать? Помню, в детстве, в 90-е годы, в «Лене» продавали мебель, шубы, в углу мрачно пили пиво бандиты. Не превратится ли кинотеатр в торговый центр?
— Наоборот! Вся та картина с шубами, что вы обрисовали, едва не вернулась! Мы вовремя ушли под защиту. Теперь оперативное управление на здание есть, можно задумываться о втором зале, будет нормальный фуд-корт. Пока рано о чем-то говорить. Никакого торгового центра точно не будет! Если раньше мы сами платили налоги, коммуналку, то сейчас у нас поддержка бюджета. Никаких мебельных салонов и шуб! Многие думают, что я все это один сделал. Но мое дело — предлагать варианты. Надо мной куча начальников из правительства, которые все это курируют и которые над всем этим надзирают, принимают решение. Главное — мы спасли кинотеатр. Мало кто знает, но «Лена» была на грани ликвидации. И тогда мы в отчаянии дошли бы до шуб. Но пронесло.
— Санкции. Если у вас сломается аппаратура, что делать будете? Все же западное!
— А уже ломалась! Во время фильма «Айта». У основного проектора полетел медиаблок, где хранятся ключи от фильма. Медиаблок перестал замечать сервер. Проблема случилась утром, думали, решим до обеда, но оказалось, недостаточно перезагрузить систему. Мы вернули людям деньги за вечерние сеансы. На следующий день вытащили резервный проектор. Заказали деталь и починили.
— Где заказали?
— Здесь, в России.
— То есть от Запада вы не зависите?
— Зависим. Но есть официальные компании, которые занимаются поставками кинооборудования.
— Так санкции же!
— Ну у них есть запасы.
— Так запасы исчерпаются. Что делать будете?
— Есть китайские аналоги. Да, есть опасность. Давайте не делать вид, что сейчас всё так же, как было раньше. Но люди из индустрии не сидят сложа руки. Есть входы-выходы. Да, будет в разы дороже. Но такого, чтобы вообще не было возможности показывать людям кино, такого нет и не будет!
— Журналисты всея Якутии волнуются: наш любимый сотрудник «Лены» Георгий Николаев останется?
— Конечно, останется! Даже не было в мыслях с ним расстаться!
ВО ВСЕХ ИПОСТАСЯХ МНЕ КОМФОРТНО
— Вы в какой ипостаси комфортнее себя чувствуете? Актер? Певец? Начальник?
— (Смеется). Я, когда стал директором Театра эстрады, подумал: «Вот сейчас развернусь! Как запою от души!». В итоге концертная деятельность свернулась до нуля. Когда стал директором «Лены», подумал: «Вот сейчас как все фильмы пересмотрю!». В итоге ни одного фильма расслабленно, как зритель, не посмотрел, оценивал как менеджер, промоутер. Во всех ипостасях мне комфортно. Если бы я был сантехником и меня назначили в «Сахафильм», ко мне были бы вопросы. А так я всю жизнь, с детства в культурной сфере. Петь буду всегда, это мое хобби.
— Вы же можете сейчас, как Михалков, иметь свою кинокомпанию и в своих же фильмах и сниматься!
— (Ещё громче смеется). Нет, конечно! Это злоупотребление. Но, если режиссеры предложат, материал заинтересует и будет время, отчего бы и не сняться?
Михаил РОМАНОВ.
Фото:ЯСИА.