Главная » 2023 » Август » 26 » "Сергей Юнганс не научился говорить по-якутски"

"Сергей Юнганс не научился говорить по-якутски"

Творческие люди всегда отличались несколько эксцентричным нравом. Склоки и интриги в театре — вещь вполне обыденная. На прошлой неделе не выдержал пародист и певец Александр Бурнашев и хлопнул дверью Театра эстрады. До этого театр покинул ряд других популярных исполнителей. Причина — жалобы на якобы деспота-директора, которая держит всех в черном теле (другая причина — не дает ролей).

Мы наведались к министру культуры и духовного развития Юрию Куприянову, чтобы напрямую спросить: «Что происходит в вашей вотчине?». Заодно пообщались и на другие культурные темы, которые есть в повестке.

Поздний вечер. В кабинете Юрий Степанович устало выясняет по телефону со службой протокола АГиП, куда успеть завтра. Как в том анекдоте: «Не могу же я разорваться!». Дело в том, что в одно и то же время у него два совещания — с Айсеном Николаевым и кинематографистами и заседание кабинета министров. Как быть? Ведь на заседании правительства Куприянов — докладчик! Быстро решили, что в ДП № 1 пойдет его зам Марина Силина, ей не впервой изучить за ночь тезисы доклада и презентацию…

 ПОЛУЧИЛ «НАРОДНОГО» И УВОЛИЛСЯ

 — Чего не хватает артистам? У них — госфинансирование, они поют и пляшут на корпоративах и свадьбах. Что происходит в Театре эстрады?

 — С весны тянется. «ЯВ» не писал, что там происходит?

— Писал. Но там сам черт ногу сломит!

— Правильно. Когда все начали выливать свои претензии через интернет, это было неэтично и очень плохо. Как министр культуры, я хочу, чтобы артисты находили точки соприкосновения и работали на созидание. Не секрет, что когда все это случилось, я разговаривал с Татьяной Чаранской (директор театра эстрады. — М. Р.) и обозначил: «Каждый должен сделать шаг навстречу, постараться сохранить коллектив». Провели общее собрание, где присутствовала Марина Владимировна (замминистра культуры), и на нем выяснили, что Чаранская не совсем виновата в критической ситуации. По жалобам коллектива театра (и даже не имеющих к нему отношения) провели служебное расследование. В той весенней перепалке мы сохранили лицо и делали всё, чтобы конфликт был разрешен. Сегодня Театр эстрады — это сложный механизм, где работают все звезды.

— Пародист Бурнашев долго держался!

— Что касается Александра Бурнашева. Буквально недавно он из рук главы республики получил звание народного артиста Якутии. Важно понимать, что наградные документы оформляют коллектив и Министерство культуры. То есть три месяца мы дружили, обнимались, а потом выясняется, что Саша на всех обижен. И уходит. Это странно. Возможно, это правильное решение — уйти в сторону, чтобы не расшатывать артистов и театр. На сегодня костяк коллектива работает и зарабатывает. Они востребованы. Это корабль, который, тем не менее, плывет по волнам концертной деятельности. Чаранская сегодня уверенно руководит коллективом.

«НЕ ВЫУЧИЛ ЯКУТСКИЙ»

— А почему вы не продлили контракт с предыдущим худруком и директором Театра оперы и балета Сергеем Юнгансом?

— Ничего страшного!  Сразу скажу: к Сергею Сергеевичу у меня претензий нет! Мы расторгли контракт по обоюдному согласию. Расстались, пожав друг другу руки. Никто его не выгонял. Решение он принял в большей части и по личным мотивам. Жить и работать на Севере в национальной республике — особое дело. Сергей Сергеевич, образно говоря, не научился «говорить по-якутски», то есть не разгадал, не прочувствовал наш менталитет.

— Писали любители театра, что он якутский театр превратил в кордебалет! Вроде постановки у него были слишком уж авангардные для классического, консервативного, академического театра...

— Я не соглашусь. Наша балетная труппа подготовлена на самом высоком уровне, и Юнганс это ценил. Он отличный режиссер и организатор на самом деле. Например, именно Якутия с постановкой Юнганса «Дягилев. Сезоны» открывала XIII Фестиваль «Дягилев. P.S.» в Санкт-Петербурге. Причем редкий случай: нас пригласили в Петербург и оплати- ли проезд туда-обратно и проживание. Мы получилив Михайловском театре оперную премию «Онегин». Это главная премия среди театров оперы... Так что Юнганс оставил свой след достижений. Он профессионал. Когда он уезжал, то оставил в кассе доходов на 9 млн рублей! То есть на им инициированные постановки шли! В театре тяжело зарабатывать деньги. Или вспомним, как они ездили на гастроли. Сначала в Поволжье, потом на Ямал и в Тюмень. Последние гастроли принесли театру 4 млн руб. доходов. Мы труппе примерно два миллиона выдаем на гастроли. И, конечно, ждем отдачи. Если на гастроли едут драмтеатры, хорошо, если вернутся «по нолям». А Юнганс с музыкальным театром зарабатывал деньги. Я вам больше скажу: до него посещаемость в театре была 30%, а при нем увеличилась до 60%. Задачу, которую мы перед ним ставили, он выполнил.

БОГАТЫЕ АРТИСТЫ

— Что сейчас происходит в Театре оперы и балета? Там скандалов, надеюсь, нет?

— Там нет скандалов, там идет ремонт. На один день только открыли в связи с панихидой и прощанием с Михаилом Николаевым. Упорно заканчиваем ремонт. Уже 7 сентября назначен концерт. В этом году Москва выделила на ремонт деньги всего четырем театрам в стране. Среди них и наш Театр оперы и балета. Нам выделили 35 миллионов. Отремонтировали туалеты, горячее и холодное водоснабжение, замостили крышу и т. д. Так что мы двигаемся в ногу с нашим федеральным ведомством, о нас не забывают. Успех приходит к тому, кто работает.

— Не жалко было отдавать в руководство театра вашего зама Владислава Левочкина?

— Жалко. Но театр — это тоже подведомственное нам учреждение. Он удачно влился в рабочий процесс, коллектив успешно съездил в Санкт-Петербург и Москву с оперой «Ньургун Боотур». Люди аплодировали. Знатоки оперы знают, но тут и любители поняли, что существует качественная опера на национальном языке. В одном театре трудно найти столько талантов, чтобы пели на якутском языке. Помимо голосов, отмечали качественную работу балета и кордебалета. И в Якутске у нас на эту оперу весь сезон не было билетов, представляешь?

— Что у нас в Русском театре?

— Они 1 сентября как обычно первыми откроют театральный сезон спектаклем «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Я, кстати, не смотрел, пойду, как на премьеру. Затем они с 7 по 12 сентября гастролируют в Мирном. Эти гастроли мы планировали давно. Мирнинцы, в свою очередь, приезжают в Якутск. Также в сентябре-октябре Русский театр будет гастролировать в Благовещенске. Они уже были там пару лет назад, и наш Русский театр приняли просто на ура. В этот раз, уверен, что всё так же пройдет отлично.

— Вы все премьеры смотрите?

— Стараюсь, но, можно сказать, все. В Русском театре у нас все хорошо, этот театр вкладывает очень большую долю в воспитание наших детей своими дневными спектаклями. Детские постановки пользуются огромным успехом. В этом году по нацпроекту мы получили 12 млн на техническое оснащение театра — поменяем там звук и свет. Кстати, звук и свет поменяет и Театр КМНС. В следующем году деньги получит Саха театр.

— У нас театры обновляются кадрами? Есть свежая кровь?

 — Нынче к нам приехали спустя 20 лет выпуска 22 выпускника Высшего театрального училища имени Щепкина. Этот набор состоялся спустя 20 лет после предыдущего выпуска. Финансировало их учебу Министерство культуры России, мы только дофинансировали. 13 артистов трудоустроены в Саха театр, двое в ТЮЗ, четверо уехали в Нюрбинский передвижной театр. И один — в Театре КМНС. Всех распределили! Все довольны: и мы, и театры, и выпускники. Кстати, идет спортивный спектакль Сергея Потапова «Коркин. Андаҕар». И по сцене 15 юношей бегает в борцовских трико. Меня спрашивают: «Вы где таких артистичных атлетов набрали?». Я отвечаю: «Это дипломированные актеры!». Даже в сценах, где идет вольная борьба, участвуют исключительно артисты. Так что театральная кровь омолаживаются, все красивые, все спортивные. Просто прошли двухнедельную подготовку с борцами. В Русский театр буквально через год также приедут выпускники целевого набора — четыре молодых артиста, выпускники Щукинского театрального училища.

 — И молодые ребята идут работать в театр? Там же мизерная зарплата!

— Кто тебе это сказал? Нельзя сказать, что высокая, есть статистический документ. Согласно майскому указу президента Владимира Путина зарплата — средняя по региону. У нас, работников культуры, сумма достигла 77 тысяч рублей. Средняя! Поэтому у нас текучки-то и нет. Иногда артисты переходят из одного театра в другой.

— Это средняя. А есть же и выше?

— Конечно, есть и выше. Зависит от объемов работы и занятости. Вот ты говоришь, молодая кровь. А я серьезно говорю: идут молодые! И текучки нет! У нас большая проблема совсем в иной плоскости: в муниципальных школах искусств не хватает работников. Это узкие специалисты. Баянистов нет на селе. Преподавателей музыки. Особенно остро проблема стоит на Севере. Не хотят ехать специалисты! Есть же программа «Земский работник», когда врачи и учителя за дополнительные деньги едут на Север? Мы хотим, чтобы для работников культуры начали проводить программу «Земский работник культуры».

— Сколько в этом году студентов поступили в центровузы на культурные факультеты?

— Мало. Всего шесть мест, из них трое — заочники. Но это консерватории. Там штучно набирают. Специфика. Они нам нужны. Но есть Арктический институт культуры, где у нас 47 целевых мест. В 2025 году на Дальнем Востоке откроются по поручению полпреда Юрия Трутнева филиалы ГИТИСа, ВГИКа, Щуки.

80 МИЛЛИОНОВ НА КИНО

 — Про кино. Я знаю всех ключевых режиссеров нашей республики. Они рискуют, продавая квартиры, машины, чтобы снять на коленке кино. Правительство финансово им не помогает. А как только парни (и Люба Борисова) выигрывают престижные кинофестивали, в том числе и международные, наши власти тут как тут! И давай пиариться, ставя себе в заслугу!

— Тут вы не правы. У вас не совсем верная картина. У кино два направления. Кино может быть коммерческое, а может быть кино как искусство, которое смотрит не одно поколение. Кино, чтобы воспитывать детей, формировать у них правила жизни. Я вернулся недавно из Калининграда, где министр культуры России Ольга Любимова вручила нашей республике номинацию «Лучший региональный проект производства продвижения национального кино».

— Так об этом кино на коленке и речь!

— Там не написано, что речь идет о конкретном фильме. Региональный проект. За всё, что мы заработали на фестивалях. Глава Якутии Айсен Николаев продвигает якутское кино. Есть финансирование.

— В каком объеме?

— До 80 миллионов в год. Мы дотационный регион, поэтому есть федеральные ограничения, которые запрещают нам из субсидий выдавать бОльшие суммы. Но мы по поручению главы находим другие пути решения. Уже три года проводим питчинги (презентация кинопроекта. — М. Р.), по результатам которых в ходе конкурса наши якутские кинематографисты выигрывают деньги на съемки кино. В этих конкурсах участвуют все — и режиссеры «Сахафильма», и независимые, и титулованные, и начинающие… Оценивает их большая комиссия из республиканских и федеральных экспертов. Такая практика началась благодаря решению Айсена Сергеевича. И это уже дает результаты. Якутская классика, детское кино, анимация — у нас разные жанры согласно концепции. Есть маленькое, но государственное вложение. А что касается «кино на коленке». Нам повезло, что в Якутии живет масса талантливых и инициативных людей. Которые, как ты сказал, продают квартиры, закладывают машины ради мечты снять кино. Находят собственные ресурсы. Но, продав одну квартиру и сняв кино, можно же заработать на две квартиры, а можно и прогореть. Это бизнес. Такой же, как все другие виды бизнеса. И это надо понимать, начиная работать в этом сегменте.

— Ой, не факт! Есть факты, когда режиссеры финансово прогорали! Но призы-то берут «частники».

— Не только. Давайте по порядку. Поймите: фестиваль — это инструмент продвижения себя как мастера. Победитель фестиваля — это как мастер спорта в соревнованиях. Когда есть имя, в кинопрокат пробиться легче. Республика не может разбрасываться деньгами, раздавать субсидии абсолютно всем режиссерам. У нас нет таких огромных денег! В прошлом году глава правительства Андрей Тарасенко поставил вопрос: государственная компания «Сахафильм» должна работать! Приняли решение, что будем выделять 10 миллионов в год, чтобы ежегодно снимали по два государственных фильма. А в целом бюджет киношников — 80 млн в год. За 29 млн был снят фильм «Не хороните меня без Ивана», который получил главный приз фестиваля «Зимний». Я помню, как мы получали приз Георгия Победоносца на Московском международном кинофестивале за фильм «Царь-птица» тоже производства «Сахафильма»... Но никто не знал, что Дмитрий Давыдов привезет из Сочи главный приз «Кинотавра» за «Пугало». А фильм мне очень понравился...

— Есть мнение в соцсетях, что Дима негативно снимает якутскую деревню: драки, водка...

— Это неправда! Дима снимает фильмы, которые дают нам всем возможность думать! Я приезжаю в Амгу и говорю местным: «Самое главное зло у вас — магазин «Колос», где продается водка. Местные смеются. И Дима своим киноязыком говорит: «Амгачи! Давайте жить лучше!». И фильм же не негативный. В конце же героиня Валентины Романовой спасает жизнь женщине!

— А молодежные фильмы вы смотрите?

 — Я смотрел «Агент Мамбо». Очень смеялся. Но фильмы должны давать нам не только радостное настроение, но и пищу для ума. Смотрел и «Бүгүн — былыр», тоже веселое доброе кино.

— Комедию «Зина & Леха: операция „Хвост и вымя“», которая тоже собрала рекордную кассу, видели?

— Это был февраль, мне было не до комедий, у меня жена болела, мы были на операции. Но обязательно посмотрю! Уже на стриминговых каналах. Очень жду фильм дуэта Бурнашев — Давыдов «Эт» — им откроется кинофестиваль «Заря» в Сочи. Это не мы выбрали! Организаторы сами выбрали!

— Когда выйдет фильм про тренера Коркина?

— В декабре. Фильм снят, идет монтаж и озвучивание.

— Сколько стоил этот госфильм?

— 22 миллиона.

ДНИ ЯКУТИИ В КАЗАХСТАНЕ

 — Какие значимые культурные события будут, например, в сентябре?

 — Советую в Саха театре посмотреть спектакль Сергея Потапова «Коркин. Андаҕар». К юбилею Дмитрия Коркина. Покажем 5 сентября для общественности и гостей — в эти дни в Якутске будет проходить XIV международные соревнования памяти заслуженного тренера. 7-го числа филармония даст концерт. Мирнинский театр приедет также 7-го, затем Нерюнгринский театр (сцена Русского театра). Саха театр уедет на гастроли в Бурятию. Русский театр — в Мирный и Благовещенск. Потом мы проведем 15 сентября Неделю якутского кино в Алма-Ате. Думаю, с кинорынка привезем отличные казахские фильмы, а они посмотрят наши. И 16 сентября в Алма-Ате начнутся гастроли нашего «Бриллиантового цирка». Кстати, цирк — это единственное учреждение, которому мы оплачиваем билет в один конец. Почему? Потому что на обратную дорогу они и так заработают, да еще и останется. Они окупаемые. Вообще, что касается Казахстана, у нас теплые отношения, после того как наш Айсен Сергеевич пообщался с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. В следующем году в Астане случатся масштабные Дни Якутии. Долетим до Новосибирска, а дальше поездом. Представляете, сколько это человек? Балетная труппа, оперная, оркестр, Театр олонхо, хомусисты и так далее. Плюс выставка нашего художественного музея. Это будет в апреле 2024 года.

ДОМА КУЛЬТУРЫ

— Лет пять назад в этом кабинете вы мне рассказывали, что скоро домов культуры в якутских селах будет значительно больше. Сбылось ли?

— Да. Уже существенно больше. Процесс идет по правильному направлению. Когда нацпроект «Культура» начинался в 2019 году, мы получали федеральных денег... 21 миллион рублей! Сегодня мы довели уровень федерального участия до 506 миллионов рублей. Но общий объем национального проекта «Культура» — 1 миллиард 54 миллиона рублей! В этом году мы открываем два дома культуры — в селе Кемпендяй Сунтарского улуса и в селе Тымпы Вилюйского улуса. В прошлом году открыли ДК в селе Тасагар Вилюйского улуса, Аппаны Намского улуса, Сырдах Усть-Алданского улуса и Мытах Горного улуса. Сейчас идет строительство в селе Крестях и в Нижнем Бестяхе. В сгоревшем селе Бяс-Кюель строится многофункциональный центр, где в том числе будет и Дом культуры. Кроме того, мы отремонтировали около десяти домов культуры. В этом году отремонтируются детские школы искусств в Майе, Батагае, Мохсоголлохе. Ремонтируем музеи в Вилюйске, Усть-Майском и Жиганском улусах. А также музей в селах Бахынай (Жиганский), Угольное (Зырянка) и Абага (Амгинский). Хочу сказать, что Айсен Сергеевич Николаев — культурный глава. Потому что, помимо федеральных денег и софинансирования, выделяются и чисто республиканские деньги. Например, на восстановление исторических домов в сельской местности. Уже идут работы в селах Майя, Борогонцы и Намцы. Кроме того, построены же и дворцы культуры! В Вилюйске, Сунтаре, Анабаре и Оленьке.

— Когда вы говорите «софинансирование с федеральным бюджетом», это какое соотношение?

— По-разному. Иногда 70 на 30, иногда 50 на 50. Иногда 90 на 10. Бывают при этом случаи, когда у Якутии бОльшая часть финансирования.

— Какова доля культуры в пироге якутского бюджета?

— На культуру тратится примерно 4 миллиарда рублей в год. Содержание и зарплата работников учреждений культуры. И это только наши. У муниципалитетов свои деньги. Если брать в общем, то, наверное, порядка 10 миллиардов рублей. А общий объем бюджета Якутии — примерно 300 миллиардов. Сколько это процентов?

— 3%.

— Эти 3% — только содержание и зарплата. Туда не входит капстроительство. Эти центры культуры стоят по 200–400 млн руб.

— Сколько в Якутии работников культуры?

— Примерно 10 тысяч человек, из них в Якутске — 2,3 тысячи.

— Какая самая большая проблема у Минкульта сейчас? Только не говорите, что деньги!

— А что же еще? Отрасли требуется больше средств, чтобы расширять границы возможного! Финансирование проектов — это мечта любого социального министерства. Расходы растут, инфляция идет, а мы хотим больше ездить, больше показывать себя. Тем более есть что показать. Это престиж. К тому же артист должен ездить на гастроли, нельзя сидеть на одном месте вечно. Хотим новых открытий, постановок, декораций. Отрасль культуры живет своей жизнью. Уже сентябрь на носу. Мы должны быть готовы к тому, чтобы развлечь зрителя. Зритель — это успех, аплодисменты и внебюджетные средства. Мы же сами зарабатываем на постановки, чтобы не прерывался цикл.

— Поздравляю вас с 70-летним юбилеем Министерства культуры!

— Спасибо. 9 июня 70 лет назад было принято решение Совмина о реорганизации четырех управлений и было создано Министерство культуры. В коридоре висят портреты всех восьми министров. Первый — Герасим Попов. В ноябре проведем торжества, будем чествовать наших ветеранов и отметим общим концертным торжеством! И продолжим следующую историю. Будем работать дальше!

 

Беседовал Михаил РОМАНОВ.

Фото: yakutia.info

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb