Главная » 2025 » Апрель » 11 » Скорый бунт

Скорый бунт

Коллектив Станции скорой помощи Якутска взбунтовался! Да так, что сотрудники написали жалобы в прокуратуру и трудовую инспекцию. И параллельно обратились в «ЯВ». Из 500 сотрудников неотложки бумагу подписали более 140 человек.

Мы попытались разобраться в ситуации. Она не такая однозначная, однако все стороны признают, что проблема есть. В конце концов, это касается всех нас: скорую помощь вызывают все.

В чем сыр-бор? Врачи, фельдшеры, медбратья, водители службы «03» сообщили «ЯВ», что ситуация на станции сложилась критическая. Впрочем, приводим выдержки из их жалобы:

— ГБУ РС(Я) «Станция скорой медицинской помощи» оказывает круглосуточную экстренную и неотложную помощь населению столицы и пригородов, проживающему на расстоянии 70 км — от Кангаласс до Табаги. Численность обслуживаемого населения — 352 тыс. человек.

Согласно нормативам при длине радиуса территории свыше 50 км положена одна бригада ССМП на 6 тыс. человек. На данный момент город и пригороды нуждаются минимум в 35 бригадах. Сейчас у нас 21-22-23 бригады, с учетом специализированных.

С января 2023 года решением главврача одна из двух бригад анестезиологии и реанимации (которые существовали 25 лет) была сокращена, врачи и медбратья переведены в линейные бригады, при этом в штатном расписании оказывались обе бригады и деньги на зарплату выделялись на обе бригады. В случае занятости единственной бригады АиР экстренную помощь стали осуществлять обычные линейные бригады, не имеющие профильного образования анестезиологов-реаниматологов. Вторая бригада так же выезжает на реанимационные вызовы, только в сокращенном количестве и под другим профилем, выполняя ту же работу, как и до сокращения! А по факту экстренную помощь тяжелым и крайне тяжелым больным оказывает лишь одна бригада (пять врачей, десять медбратьев). На предложения коллектива вернуть бригаду АиР Андросова Т. А. отвечает, что у нас мало врачей, а смерти пациентов ввиду отсутствия второй бригады АиР считает статистикой. Данное решение главного врача ухудшило качество оказания помощи пациентам.

Также на станции отсутствуют педиатрические бригады, хотя согласно приказу Минздрава РФ они обязаны быть (одна бригада на каждые 10 тысяч детского населения).

Огромная текучка кадров, такого никогда не было! За 2024 год со станции уволилось более 100 человек (в том числе водители), ввиду чего стал очень ощутим кадровый дефицит, что отразилось на количестве выездных бригад в смену. У нас имеются свободные вакансии врача-психиатра, врача-кардиолога, врачей-анестезиологов, врачей скорой помощи, вакансии прочего персонала. В декабре 2024 года на работу были приняты врачи-стажеры, но к работе их не допустили, оформили им отпуска без сохранения зарплаты со следующего дня, хотя работники хотели выходить в смены. В конце января им предложили уволиться.

Укомплектование смен происходит за счет медиков, водителей, берущих подработки изо дня в день или из ночи в ночь, что не может благоприятно сказаться на их здоровье, общем самочувствии и, соответственно, качестве оказания помощи. Проще говоря, медики, водители измотаны, работая на износ. От усталости отказываются выходить на подработки (постоянный график 2/2 уже составлен с переработкой), ведь работать из ночи в ночь очень тяжело, что, соответственно, приводит к отсутствию бригад в смене, увеличению нагрузки, задержке передачи вызовов. Как следствие — несвоевременному оказанию помощи, что порой приводит к ухудшению состояния пациентов. Увеличилось количество больничных листов у работников. Во время проведения Игр «Дети Азии» бригады, не дежурившие на соревнованиях, работали с двойной нагрузкой, так как часть бригад со смены дежурила на соревнованиях. Коллектив даже не поблагодарили за такую напряженную работу. Оперативный отдел станции также работает на износ!

У нас резкий отток водителей из-за низкой зарплаты, что привело к ситуации, когда бригада не выходит на линию ввиду... отсутствия водителя. В годовом отчете за 2024 год о водителях скорой помощи не было сказано ни слова.

После повышения оклада в январе 2023 года водителям 1 колонны снизили премию с 30% до 5%, сняли полностью интенсивность оплаты труда, при этом работники авторемонтной мастерской и другой колонны получают интенсивность. Со слов главного врача, интенсивность именно водителям скорой помощи не положена, берите подработки, не берите больничные листы, тогда и заработная плата будет у вас выше.

Интенсивность оплаты прочему персоналу (водителям скорой помощи — за сирены, помощь медикам) убрали полностью, что нарушает ТК РФ.

Главврач регулярно нарушает Трудовой кодекс РФ в части прав и социальных гарантий работников. Проходят сокращения штатных единиц (с нарушениями), при сдаче крови работникам предоставляют только один оплачиваемый выходной. Сейчас у многих работников вышел срок периодического медосмотра. При наличии одинаковой вредности у водителей скорой помощи и медработников установлено разное количество дней к отпуску за вредность: у медиков — 14, у водителей — семь. Тем самым водителям незаконно урезали дни отпуска, хотя имелась возможность это отрегулировать.

Андросова не исполняет пункты коллективного договора, а именно в части выплат подъемных молодым специалистам, которым положена матпомощь в размере двух окладов. Также молодые специалисты не получают дополнительные выплаты. В других медучреждениях эти выплаты производят.

Все вышеизложенные факты готовы подтвердить документально.

На обращения в Минздрав РС(Я) нам дают формальные отписки. Просим считать данное обращение коллектива официальным заявлением в Прокуратуру РС(Я), Государственную инспекцию труда РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), главе Республики Саха (Якутия).

Просим провести проверки по каждому изложенному факту и принять меры в отношении руководителя ГБУ РС(Я) Андросовой Т. А.

ОСТАВИТЬ АЛЛАИХУ БЕЗ ПОМОЩИ?

Татьяна АНДРОСОВА, главврач Станции скорой помощи:

— Да, я читала эту жалобу. И я согласна с половиной изложенных претензий. Но давайте будет справедливыми и разберемся. И, естественно, будет проверка Минздрава. Там основная претензия — нехватка бригад на население. Если мы берем сам нормативный акт, то программа госгарантий идет на субъект. И если мы берем субъектовые цифры на количество бригад, то наш регион еще не так уже плох, как там пишут. Потому что те нормативы, про которые они пишут, — это методические рекомендации для субъекта. У нас субъект особенный в плане транспортной доступности, поэтому в республике более расширена санитарная авиация, чем в других регионах. К специализированным бригадам скорой относится санавиация!

— Они про санавиацию не пишут...

— Специализированная бригада должна быть одна на 100 тысяч населения! У нас население — миллион человек, значит, необходимо десять таких бригад. Из них три находятся у нас на станции — анестезионно-реанимационная бригада, психиатрическая и экстренная кардиологическая. И у нас в Якутии 12 авиационных бригад! В Якутске — две, есть в Тикси, Нюрбе, Мирном, Нерюнгри и Среднеколымске. То есть по спецбригадам у нас даже перебор!

Нагрузка? Здесь я соглашусь. В Якутске нагрузка больше, чем по всей респуб­лике. Но согласно госгарантиям оказание скорой медпомощи в России должно быть осуществлено на всей территории республики! Да, нагрузка на одну бригаду в Якутске больше. Это факт! Если взять нагрузку Аллаихи, где проживают две тысячи человек, у них в сутки около трех вызовов. А мы живем в большом городе! Но у них от села к селу по 200-300-500 км, например, в Оленекском улусе. Там на машине не доедешь, поэтому вызов закрывает санавиация.

— А это всегда так было?

— Всегда. В республике распределяются силы и средства, чтобы охватить всю территорию! В программе госгарантий не написано: для города, для села! Для снижения нагрузки действительно необходимо добавлять количество бригад. Скоро в порту откроется горбольница № 2, там проектом предусмотрена подстанция скорой помощи, чтобы закрыть север города. Там будет отделение скорой помощи с пятью бригадами.

— В Минздраве знают о проблеме?

— Конечно! Мы говорим, что живем на Крайнем Севере, но программа госгарантий применяется для всех регионов страны!

— В других регионах такая же ситуация?

— Абсолютно. Что Красноярский край, что Магаданская область, что Москва. То есть по их логике, допустим, в Аллаихе вообще скорой помощи быть не должно! Но это же гарантия государства — организация скорой помощи по всей территории.

— У вас есть текучка кадров?

— Они пишут про сто уволившихся. Это полная чушь! За какой период они считали? За десять лет? Приходят и уходят, но не сто человек! У нас люди увольнялись при мобилизации. Например, водители. Зарплата действительно на вахтах выше, чем в государственном бюджетном учреждении. Да, зарплата небольшая. Но у нас есть социальные гарантии: отпуск, проезд в отпуск, за выслугу лет. Возьмите ЯПАК. Что, у них водителей много? По городу вообще водителей не хватает, это же все знают, что дефицит в Якут­ске острый.

Михаил РОМАНОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb