Собачья жизнь
Приют для безнадзорных животных находится довольно далеко, на улице Очиченко, 57. Это, наверное, правильно, поскольку такое соседство было бы довольно шумным. Во всяком случае, я услышал дружный собачий лай метров с трехсот до приюта. Оказалось, мое прибытие совпало со временем кормежки, которое питомцы эмоционально приветствовали. Впрочем, вопрос их кормежки сейчас стал довольно проблематичным: у приюта кризис с недофинансированием.
Внутри территории меня встречает Екатерина РУКАВИШНИКОВА, руководительница приюта, директор благотворительного фонда «Помоги выжить». Беседу начинаем с самого животрепещущего вопроса.
«ПРОБЛЕМА БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ»
— Екатерина Сергеевна, мы слышали, у приюта проблемы с деньгами? Как так вышло, что все финансы потрачены, когда до конца года еще три месяца?
— Проблема эта возникла из-за смены органа, распределяющего средства на содержание. Раньше этим занимался Департамент ветеринарии республики, а в текущем году данные полномочия передали Министерству финансов Якутии. И новый распорядитель в этом году выделил нам почему-то почти вдвое меньше средств, чем в предыдущие годы. Так что нам уже в начале года было понятно, что до конца года не дотянем.
— Странно, а чем это сокращение обосновали? Вообще, средства на содержание приюта ежегодно выдаются фиксированно или как?
— Нет, фиксированной суммы быть не может, поскольку в начале года неизвестно, сколько безнадзорных животных в этом году мы будем содержать. Там много нюансов, но давайте я вам расскажу в самых общих чертах. Есть 36 улусов, и по ним распределяются все финансы, выделенные на нашу деятельность. В некоторых улусах даже нет пункта временного содержания, но все равно какие-то суммы туда идут. Потом в течение года в улус или в город, в котором работы больше и финансы закончились, быстренько доводили сэкономленные в других районах суммы. То есть, когда средства распределял Департамент ветеринарии, эти средства перенаправлялись из улусов, в которых проблема стоит не так остро, как у нас, например. Все это работало нормально, но, когда функцию распределения передали в Минфин, этот механизм перестал работать так, как раньше, достучаться до них гораздо сложнее. Это никому неудобно, это выяснили, на следующий год все вернется, как было раньше.
— Но как вы будете доживать этот год?
— Вчера, 23 сентября, было совещание у председателя правительства республики Кирилла Бычкова, нашли экономию в 2 млн 100 тысяч рублей в других районах, доведут до нас. К решению проблемы подключились зампред Сергей Местников, глава города Евгений Григорьев. Там ведь понимают, что это вопрос безопасности нашего населения на улицах. У нас сейчас отлов хорошо отлажен, но ведь отловленные собаки не исчезают, их привозят сюда в приют.
— То есть питомцам больше не угрожает голод?
— Ну кормом мы закупились заранее, хотя по ним у нас сейчас висят остатки долгов, благо поставщики делают исключение для нас, идут на уступки с частичной оплатой. Но помимо этого мне нужно платить зарплату сотрудникам. Да, корма есть, но кто-то же должен эти корма давать, убирать за собаками. Так что частями, разными способами этот кризис преодолеваем. Надеюсь, что проблема в ближайшее время решится.
БРОДЯЧИХ СОБАК СТАЛО МЕНЬШЕ
— Екатерина Сергеевна, а разве количество беспризорных собак в среднем не одинаковое количество?
— Нет, это не так. Когда я приступила к своим обязанностям, в 2021-м, за год было отловлено около пяти тысяч собак. А в прошлом году отловили около 2500 бродяжек. То есть все эти меры по отлову, стерилизации, чипированию с каждым годом улучшают ситуацию, наша работа показывает долгосрочный эффект.
— А в этом году сколько отловлено?
— В этом году около полутора тысяч собак, но до конца года еще далеко, а сентябрь, октябрь — это месяцы, когда вылавливают больше всего.
— Чем это объясняется, неужели тот самый «дачный эффект», он есть и у нас?
— Он самый, ничем другим объяснить это невозможно. С наступлением холодов люди уезжают с дач в городские квартиры и выбрасывают на улицу питомцев, с которыми прожили лето. И они приходят в жилые кварталы, на помойки. Еще и время тех самых «собачьих свадеб», так что их становится заметно больше.
ХОЗЯЙСКИЕ СОБАКИ АГРЕССИВНЕЕ
— В результате подобных «собачьих свадеб» неизбежно появляются щенки, они, наверное, совсем дикие?
— Да, есть собаки, никогда не знавшие хозяев. Но они дикие в том плане, что боязливые. Они никогда не контактировали с человеком близко, поэтому боятся приблизиться к людям. Агрессивными бывают хозяйские собаки, которые на самовыгуле.
— И по поступившему сигналу об агрессивной собаке они доставляются к вам?
— Абсолютно так.
— И хозяин, потерявший собаку, обращается к вам. Как это происходит?
— У нас есть телеграм-канал, мы туда публикуем фотографии собак. Часть хозяев находит своих питомцев там. Некоторые пишут мне в личку, узнают у людей контакты, приходят и забирают. Мы запрашиваем документы на собаку, если они есть, потом он должен возместить затраты, которые были понесены при отлове его собаки.
— Что в эту сумму входит?
— Это отлов и транспортировка — 1500 рублей, маркирование (чипирование) — 400 рублей и содержание в приюте — 350 рублей в сутки. Сразу скажу, в этом вопросе мы подходим к каждому владельцу индивидуально. Большинство без вопросов оплачивают вышеперечисленное, но люди разные бывают. Придет бабуля, какие у неё деньги? Она, может, и хотела бы оплатить, но нет возможности. Так что некоторые приносят корм: крупу, тушенку, собачье питание. Разные жизненные ситуации бывают. И мы сами не заинтересованы, чтобы собака осталась у нас.
— А бывают такие, что, услышав о том, что за собаку надо платить, отказываются забирать?
— Как я говорила, люди разные. Да, встречаются и такие.
— Давайте на этом месте поговорим о чипировании. Чип — это бирка, которая крепится на ухе?
— Нет, бирка — это знак о стерилизации. Микрочип вводится подкожно, через специальный шприц и остается в собаке навсегда. Это удобно прежде всего самому хозяину: найти своего пса в следующий раз будет проще. Поступит такая гулёна в следующий раз, а мы по чипу сразу узнаем, чья она. В идеале у всех хозяйских собак должен быть такой идентификационный чип, тогда проблема с бродячими собаками была бы совершенно другой.
ПРИВОДЯТ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ
— Все собаки, которые у вас содержатся, поступают сюда по отлову?
— Нет, бывает так, что люди приводят своих питомцев сами.
— И что за причины заставляют людей отдать свою собаку в приют? Наверное, частая причина — отъезд?
— Причины бывают самые разные. Например, жила собака десять лет при хозяине, и вдруг у него появилась аллергия на собачью шерсть, или недавно у женщины дом сгорел, негде собаку держать. И отъезд. Сейчас довольно часто причиной называется отъезд на СВО. Недавно парень принес своего пса, говорит, уезжаю на СВО, некому оставить. Сказал, что по приезде заберет, но, поскольку неизвестно, как там сложится, он не возражает, если кто-то захочет его забрать. Когда вернется, по соглашению с новыми хозяевами можем дать контакты. Такая длительная передержка с особыми условиями, так скажем.
— А те, кто приносит собак, платят за это какую-то фиксированную сумму?
— Нет, такого нет. Но мы стараемся как-то напрячь бывшего хозяина. Корм купить, будку принести. В основном люди сами понимают, что надо. С собакой приносят корма, конуру, привозят вольер переносной, если собака крупная. Ведь те, кто приносит собаку к нам, — это, в общем-то, не плохие люди. Плохой хозяин просто выпнет за калитку ставшего ненужным питомца, а эти хотят, чтобы собака имела уход, шанс снова обрести хозяев. Просто у них возникли сложные обстоятельства. Плохими людьми я еще назову тех, кто не заводят к нам, а привязывают снаружи и убегают. Кошек, бывает, подкидывают.
— И такие бывают?
— А как же. Недавно совсем московскую сторожевую у дверей привязали. Огроменная собака. Вчера ее забрали на охрану новые владельцы. У нас она пробыла около месяца.
— Ну и слава богу, надеюсь в этот раз ему повезет с хозяином. А что было с подкинутыми кошками?
— Кошек нам редко, но привозят. Мы их обычно отправляем в частный приют «Четыре лапки». Некоторых оставляли себе, вот у нас были Ржавый и Васька. Мы их простерилизовали, потом они жили у нас почти два года, пока не обрели новых хозяев. Этим летом пристроили в семьи.
ПРОСРОЧКУ СОБАКАМ НЕЛЬЗЯ
— Вернемся к собакам. То есть «приданое» к отказнику — необязательное условие. А тогда помимо государственного финансирования какие еще источники финансирования есть? Например, крупные меценаты, те, кто выплачивает регулярные донаты?
— Таких сейчас нет. В основном это частные люди. Мы не берем деньгами, берем корм, некоторые люди делают нам собачьи будки. Кстати, сделаю замечание про будки. Иногда это делают в рамках акции или школьники. И многие представляют конуру как маленький домик, обязательно с покатой крышей. А собакам удобнее конура с плоской крышей: они любят лежать не только внутри будки, но и сверху, греться на солнышке. Так что, если вдруг захотите построить конуру, делайте верх плоским.
Что еще о меценатах. Однажды «Якутскэнерго» пожертвовал нам крупную сумму. Мы на эти деньги построили вольер, чтобы было что показать. Корм ведь не покажешь, это ресурс, который затрачивается регулярно. Тех, кто хочет пожертвовать деньги, мы направляем к тем поставщикам, у кого закупаем корма. Они там покупают определенное количество продуктов, и мы забираем.
— А не могут вам большие продуктовые склады, например, «просрочкой» помочь? Ведь это, по сути, отличный корм, те же белки, жиры и углеводы.
— Нельзя. По закону кормить животных просроченной продукцией нельзя. Мы, конечно, не спрашиваем сертификат о сроке годности у людей, которые приносят, например, мешок крупы. Но официально оформить как корм просроченную продукцию мы не имеем права.
— Поговорим отдельно о тех, кто приходит забирать. Каких собак чаще всего забирают?
— Разных. Кому-то нужен друг, кому-то охранник, кто-то хочет щенка, кто-то большую собаку. Мы подбираем новому хозяину собаку не только по его пожеланиям, но и исходя из того, что он может предложить питомцу. Если собаку хотят в квартиру, смотрим среди коротколапых, миниатюрных песиков. На охрану отбираем крупных, с громким голосом. В частный дом тоже стараемся отбирать среди крупных особей. А еще есть такой вид помощи, как забирание собаки из Якутии, в центральные районы, этим занимаются сообщества любителей животных.
— Простите, а это зачем? Не проще ли спасти собак рядом, чем тратиться на билеты для собаки из Якутии?
— Ну тут причина понятная — якутская зима. Собака, которая бродяжничает в относительно теплых местах, имеет гораздо больший шанс выжить зимой. А здесь безнадзорные собаки часто гибнут от холода. Поэтому волонтеры из центральных районов организуют такие акции, собирают средства, перевозят из Якутии.
— Понятно. Вернемся к оставшимся. Случаются ли «возвраты» от новых хозяев? И почему?
— Всякое бывает. Например, отбираем по желанию нового хозяина самого голосистого, самого брехливого, по-простому говоря. А потом его возвращают. Этот, который был голосистым здесь, на новом месте перестал лаять. В принципе, его понять можно, здесь, в коллективе, он общается, дает знать, что он есть, его надо в первую очередь покормить. А там он один, поговорить не с кем, да и за еду беспокоиться не надо. Остальные причины те же, по каким приносят сюда своих собак: аллергия, отъезд, хозяин умер.
— Ну и последнее: чем могут помочь приюту те, кто хочет это сделать? Про корма мы уже поговорили, деньги напрямую нельзя. А что кроме корма?
— Скоро зима, мы готовимся к этому сезону. Хотим попросить у людей материалы, которыми можно утеплить будки. Это линолеум, старые ковры, обрезки ковролина, дорожки и другие подобные утеплители. После ремонта остаются ведь лишние куски? Нам они лишними не будут. Стараемся утеплять каждый год, потому что собаки имеют обыкновение отрывать, рвать все это. Разместите, пожалуйста, эту просьбу отдельно, чтобы выделялось. Нам такая помощь реально очень нужна.
Егор КАРПОВ
Фото автора
ПРОСЬБА О ПОМОЩИ
Городской приют безнадзорных животных и фонд «Помоги выжить» просят у горожан помощи в утеплении собачьих будок. Это могут быть любые утеплители, куски линолеума, войлока, старые ковры и т. д. Все это можно принести по адресу: Якутск, ул. Очиченко, 57. Либо связаться с руководителем приюта Екатериной Сергеевной по тел. 8-924-599-76-60 и договориться о транспортировке.
ВЛАСТИ ГОРОДА О ПРОБЛЕМЕ ПРИЮТА
О проблеме с финансированием приюта сообщил замглавы Якутска по вопросам городского хозяйства Владислав Слепцов 22 сентября в ходе программы «Прямой эфир с городом».
По его словам, еженедельно в Якутске отлавливается порядка 20–40 животных. На сегодняшний день в приюте содержится 436 собак, а на их содержание до конца года требуется более 10 миллионов рублей. Вопрос финансирования находится в стадии решения.