Собиратель древностей
Продолжаем вместе пополнять экспонаты нашего виртуального музея горожан. Уважаемые читатели, присылайте фотографии старинных и интересных вещей, хранящихся в ваших семьях, с описанием и историей на наш электронный ящик yavecherka@yandex.ru, в телеграм-канал или приносите их к нам в редакцию.
(Часка чакуи на "камне Ики")
(На вершие часка чукуи в музее города Лима, Перу)
Макан?
Сегодняшний наш гость представился Николаем. Хотя его небольшой коллекции много лет, однако он избегает публичности и участия в выставках коллекционеров. Тема его коллекции — различные древности со всего мира. Где побывал, там что-нибудь да приобретал, а иногда прямо на тропе подбирал. Сам признается, что, скорее всего, не все его находки и приобретения являются древними, вероятно, затесались и современные подделки и сувениры.
Мы поговорили с ним о первых двух его экспонатах (которые Николай считает подлинными древними артефактами), а затем показали их нашему независимому эксперту для определения.
— Николай, у вас интересное собрание экзотических древних вещей. Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение? С какого предмета?
— О-о, это было давненько. В юношестве я начал увлекаться нумизматикой. Ничего серьезного. Бессистемно собирал дореволюционные и раннесоветские монеты (к слову, я их все впоследствии обменял). Заодно иногда и вещи попадались. Однажды таким образом в мой скромный обменный фонд попал каменный топорик. Весь был шлифованный. Привез его и поменялся со мной на монеты знакомый из с. Юкагир Усть-Янского района. Но топорик этот я не сохранил — тоже обменял. Сосед моих родственников на Халтурина в 70–80-е годы, как оказалось, имел личную коллекцию боевых палиц (дубинок) различных народов и племен стран мира. Удалось ему собрать их, бывая в экспедициях по краям и областям Союза ССР, а также в длительных загранкомандировках. Вроде был он геологом. Точно не помню, как именно мы познакомились с ним, но как-то удачно обменялись. За тот кусок камня он отдал мне другой кусок камня. Более экзотический, что ли. Это был с шестью выступами камень с отверстием посередине. Геолог сообщил, что это скорее всего так называемая звездчатая булава перуанской доинкской археологической культуры мочика, VI век нашей эры. Конечно, я согласился на обмен тут же.
(Гигантское тесло из Лэкэ-хайа (Мамонтова гора)
(На поясе изображения воина Польцевской культуры и слева от него аналогичные шестилучевые навершия каменных булав. Фото из Хабаровского краеведческого музея)
***
Ну что же. Обратимся к эксперту. Лишь не будем сообщать ему, откуда привезен предмет.
Мнение нашего эксперта:
— Хм, интересный предмет. Подобные навершия булавы распространены у разных народов. Лично я склоняюсь к мнению, применяя бритву Оккама (то есть следуя самому простому и вероятному объяснению), что это каменный наконечник шестопера Польцевской культуры Приамурья и Приморья. В ЕАО у села Польце впервые были открыты слои этой археологической культуры. Датируется VII в. до н. э. — IV в. н. э. Есть и в Маньчжурии — там называют культурой Ваньяньхэ. Памятники впервые начали изучаться в 1935 А. П. Окладниковым. Как культура выделена им и А. П. Деревянко в работах 1960– 1970-х гг. Первый ученый относил этих обитателей полуземлянок к предкам тунгусо-маньчжурских племен, а второй — к палеоазиатским культурам, известным в древнекитайских письменных источниках как народ илоу. В Хабаровском краеведческом и археологическом музеях есть немало точно таких же образцов.
— Однако владелец предмета утверждает, что это VI век, Перу, культура мочика.
— Этого не может быть. У мочика (моче) были вовсе не такие навершия палиц. Боевые сегменты не в виде таких узких конусообразных лучей, а плоские круглые (похожие на дольки внутри хурмы) и гораздо чаще вырезанные (с десяток зазубрин). А вот инки — другое дело. У них такие шестоперы были. Гдето XI–XIV века. Быть может, до XVI-го. Военачальники инков носили шестоперы-макан с золотым навершием. Командиры инков — с медным навершием, притом из одного из лучей торчало лезвие топора. А вот обыкновенные воины применяли каменные навершия, притом точно такие же. Оружиеведы сейчас называют подобные инкские шестоперы — макан, макана. На языке индейцев-кечуа — часка чукуи («копьё с остриём в виде звезды»). Это было основным оружием инкского воина, помимо лука и стрел, копьеметалок, копий, пращей, болас, топоров и деревянных молотов. Из забавного — часка чукуи изображена на камнях Ики. Камни Ики — это сфальсифицированные якобы «древние» петроглифы на булыжниках из Перу, на которых изображены инки вместе с динозаврами и другими вымершими животными (глиптодонт, гигантский ленивец). Сувениры для туристов. Однако хочу отметить: данное навершие палицы производит впечатление древнего артефакта. Даже в Якутске живут уакерос (копатели древностей в Перу, Чили, Эквадоре)?
Тесло из Лэкэхайа
— А что это за удлиненный каменный предмет?
— В заречном селе Павловск у меня есть друг. Сам он родом из села, что не так далеко от реки Алдан. В пионерском возрасте с отцом и братьями они часто бывали на моторке на Мамонтовой горе. В конце 60-х, наверное, если судить по возрасту друга. Место это было интересно для подростка. Песчаная возвышенность на левом берегу реки Алдан. Тянется около пяти километров. Отец со старшими братьями рыбачили. А младший ковырялся в песке и изыскивал всякую всячину. То найдет скорлупу окаменевшего ореха, напоминающего грецкий, но крупнее и чуть удлиненнее. То весь растрескавшийся клык крупного хищника — показывал — крупнее медвежьего клыка, наверное, пещерного льва. Вообще, с 1987 года Мамонтова гора — особо охраняемый региональный памятник природы, является одним из маршрутов международных геологических экскурсий. Находили там останки тех же доисторических львов, мамонтов и их предков, шерстистых носорогов, ископаемых лошадей и широколобого лося.
— А предмет вроде не похож на окаменевшую кость. Похож на топор, что ли.
— Да. Это гигантский (длина 315 см) каменный топор, найденный там же на Лэкэ-хайа тем другом.
— Лэкэ-хайа?
— Так местные называют Мамонтову гору. Топор этот я много лет назад выпросил у друга. Он использовал его как гнет для квашеной капусты. Я ему взамен подогнал небольшую чугунную гирьку. Помнится, относил это каменное изделие в ИЯЛИ (старое название Института гуманитарных исследований). Показывал археологу Юрию Мочанову. Он был в веселом настроении и, видимо, в шутку начал утверждать, что таким топором можно было бы добыть мамонта, ударив того по черепу, очень уж крупный и тяжелый. Позже показывал его супруге археологу Светлане Федосеевой. Она отнеслась серьезнее. Пояснила, что это не топор, а тесло. У топора лезвие симметричное, а у тесла одностороннее. Скорее всего, это тесло применяли для долбления лодки из ствола крупного дерева.
— А к каким культурам отнесли это тесло наши знаменитые археологи?
— В том-то и дело, что лишь сообщили мне: «Аналогов нет». Правда, потом показывал тесло это археологу Виталию Кашину. Он посчитал, что, возможно, это Сумнагинская культура, 10 тысяч лет назад до нашей эры.
Мнение нашего эксперта:
— Сумнагинская культура? Виталий Александрович сказал? Он хорошо знал материалы и был воистину эрудитом от археологии. К сожалению, сам я прямых аналогий не вижу. Были похожие тесла у сумнагинцев, но гораздо меньше по размерам, а это тесло навскидку сантиметров тридцать.
— А что известно про сумнагинцев?
— Это мезолитические охотники на лося. Шили теплые одежды, делали роговые, костяные, каменные орудия. Жильем им служили легкие чумы, у морских сумнагинцев — полуземлянки. Жили на стыке палеолита и неолита — и вправду 6000-10000 лет до нашей эры. В ту пору климат был гораздо мягче, чем сейчас. Обитали от верховьев реки Алдан и вплоть до арктических островов. Так, на острове Жохова в Восточно-Сибирском море 9500 лет назад занимались выведением ездовых собак, охотились на полярных медведей и морских животных. Где-то 8000 лет назад с юга стали мигрировать представители новой Сыалахской культуры — часть сумнагинцев была вытеснена и ушла на Аляску, где они поучаствовали в этногенезе протоэскимосов и протоалеутов. Но все же само тесло, на мой взгляд, не имеет прямых аналогов.
С. ВАСИЛЬЕВ