Таас көстүүнэй. Каменный гостиный двор
В исторических и этнографических загадках в телеграм-канале «Якутск вечерний» время от времени служит в старинных фотографиях фоном каменное здание гостиного двора, рассказ о котором ведется мимоходом. В том числе и по поводу разговоров вокруг переименования части площади Ленина, на которой до 1957 года и стояло это здание. Сегодня мы решили рассказать вам об этой едва ли не самой значительной и самой крупной каменной постройке XIX века.
Колоннады гостиного двора
Раздумия пионера
Дедушка Муотаан, учившийся в кооптехникуме на рубеже 1920–1930-х гг., часто рассказывал мне, пионеру начала 80-х, о старом Якутске. При этом мой слух улавливал незнакомые мне названия мест: Горкино (конечно, это кинематограф Василия Приютова на месте старой телефонки), Сэбиэскэй уулусса (ул. Советская — сейчас ул. Ярославского), Бириистэн (Пристань — в районе пл. Победы), Кряжевай биржа (Кряжевая биржа — жилые хибары вдоль береговой части ул. Хабарова от ул. Ярославского и далее) и, конечно, Таас Көстүүнэй (Каменный гостиный двор).
Позже отец рассказывал о Якутске 1930–1950-х гг., в том числе и о гостином дворе: какие учреждения с какой стороны этого огромного кирпичного здания, напоминавшего форт, находятся. В итоге, проходя по пл. Ленина, даже неволей представлял (благо снимки гостиного двора были и тогда, и тем более сейчас), какой объем площади Ленина занимало здание. Где примерно находились ворота во внутренний двор, двери в лавочки. Встречая старожилов, расспрашивал в числе прочего и об этом образчике старинного зодчества. И вот что удивляло: кто помнил век XIX-й (в 80-х гг. им всего по 90 лет было), рассказывали одно («стройные ряды колонн вдоль стороны здания», «минимум трое ворот внутрь двора», «ступеньки, ведущие к многочисленным дверям в лавки»), кто застал начало ХХ века — другое («музей был на Пришпекте»), а кто застал 1940–1956 гг. — третье («никаких колонн и ступенек — ну разве что площадка, чуть приподнятая перед дверью», «музей был художественный — на ул. Кирова», «ворота лишь со стороны ул. Ярославского»). Рассказы и истории современников одной эпохи, как ни странно, тоже значительно отличались — так уж устроена человеческая память. Что-то забывается, что-то хронологически смещается на десятки лет — особенно в пожилом возрасте.
Пришлось обратиться к рукописям и изданным книгам, воспоминаниям тех, кто жил в те годы (грубо говоря, помнившие вид и структуру города более чем 70-летней давности). Конечно же, это труды краеведов Прокопия Явловского, Пантелеймона Попова, историка Григория Попова.
Опрашивать и уточнять у специалистов по истории нашего города. Прежде всего Пантелеймона Петрова, буквально потрясающего эрудита, особенно по теме истории Якутска и его зодчества.
Кошевники ловят пассажиров у ворот гостиного двора со стороны Полицейской улицы. Фоном видно здание Благородного собрания Якутска
Немного о Старом городе
Якутск, впервые появившись на левом берегу среднего течения реки Лены, прямо на пойме на Эюковом лугу, ровно посередине долины Туймаада, был в виде острога. Ленский острог после двух неудачных мест нахождения на правом берегу ниже по течению был перенесен и построен частично из тех же материалов на обрыве речной террасы примерно между памятником Бекетову и спуском на Зеленый луг в 1641 году. Острог — потому что ограда была тыновой из врытых вертикально столбов, заостренных по торцам и надежно скрепленных промеж собой. Вокруг острога разбили посад — торговые и жилые избы. То есть так называемый Старый город действительно является самым старым районом Якутска.
Не повезло, однако, и этому острогу Петра Головина. В результате того, что песчаный обрыв сыпался, часть тына, башен и иных построек обрушились или пришли в негодность.
В 1681–1684 гг. в районе современной площади Дружбы народов была построена Якутская крепость Приклонского-Кровкова. В два периметра — внутренний периметр в виде башен и крепостных стен, а также внешний периметр с башнями и тыновым ограждением. Большую часть торговых и жилых построек перенесли ближе к крепости. Однако же посад старого острога не был заброшен. Эти два центра конца XVII — начала XVIII столетий соединяла дорога, которая сохранялась до рубежа 1960–1970-х гг. в виде фрагмента ул. Петровского, затем была поглощена новыми зданиями.
Вид на гостиный двор с колокольни Предтеченской церкви. Первая четверть ХХ века
Век XIX
С первой половины XIX столетия Якутск начинает застраиваться правительственными и торгово-общественными зданиями и не только рядом с крепостью и местом старого острога. Областное управление находилось во дворе казарм гарнизона (ныне это двор республиканского военкомата и частично территория Литературного музея им. Платона Ойунского), городская управа — на месте пожарного обоза на ул. Советской (на месте современного дома на ул. Ярославского, 26), тюрьма с 1800-х и до 1974 года — рядом с УФСИН РС(Я) на ул. Дзержинского (весной прошлого года снесли административное здание тюрьмы советского периода).
Однако же центром жизни Якутска тех времен был деревянный гостиный двор — называемый чаще кружало, находившийся (сохранившийся вплоть до начала 80-х; сейчас отстроен из современных материалов на прежнем месте) близ уже исчезнувшего острога Головина. Деревянное здание в виде неравностороннего пятиугольника с внутренним двором и складами на втором этаже.
Купечество, занимавшее в Якутске господствующее положение, ради увеличения доходов было крайне заинтересовано в развитии торгового дела. Старый деревянный гостиный двор был уже ветхим. Тем более кружало периодически топило весенним паводком (особенно сильно в 1807, 1809 гг.), что приводило к порче товаров и продуктов, потере доходов.
В октябре 1827 г. приступили к постройке деревянных зданий Малого рынка рядом с кружалом. Предварительно на этом месте снесли 36 старых лавок. Осенью 1829 г. постройка рынка была закончена, что обошлось городскому обществу в 31 871 рубль 80 копеек. Был выстроен большой корпус, в котором первое отделение имело 22 лавки, второе отделение — 15 лавок, и особый малый корпус — в семь лавок. Два здания из этих построек 1827–1829 гг. на углу улиц Аммосова — Чернышевского снесли лишь в ноябре 2003 года.
Конечно, эти помещения даже тогда, двести лет назад, не решали проблемы с торговыми помещениями для развивающегося крупного купечества.
Схема гостиного двора. Чертил краевед Пантелеймон Попов
Строительство
Иркутский купец Петр Баснин дважды (в 1810 и 1811 гг.) поднимал вопрос о постройке нового гостиного двора из кирпича, повыше и подальше от вешних вод.
Городская верхушка сообща с купцами и мещанами пришла к выводу о целесообразности возведения большого каменного гостиного двора на пустынном месте посреди города, между домами надворного советника Алексея Ачкасова и купца Ивана Уваровского. Согласно решению городской ратуше было поручено составить план и фасад гостиного двора на 44 лавки и 12 кладовых, а также в нем биржевого помещения и самой ратуши. Расход определили в 40 тысяч рублей, сумма была разделена на 200 акций, каждая по 200 рублей.
Однако начинание это заглохло на несколько лет. В 1816 г. дело подняли и решили построить здание чуть больше ранее задуманного, вмещающего 60 торговых лавок и столько же кладовых, с помещениями для городской ратуши, словесного суда и биржевого зала.
Сумма строительства была увеличена до 60 тысяч рублей. Разделили сумму на 300 акций/паев с прежней стоимостью каждая. Акционерами стали крупные местные купцы. Так, например, почетная гражданка Наталья Колесова — 45 акций, Иван Шилов — 30, Василий Соловьев — 30, Максим Леонтьев — 15, почетный гражданин Чепалов — 38, наследники гражданина Максимова — 22, купец А. Очередин — 33, купец Попов — 10, инородец Ф. Лепчиков — 23 и мещанин Монтрезоров — две и т. д. Акции имели и Спасский монастырь — пять паев, Троицкий кафедральный собор — 10, Никольская церковь — 30, Якутская городская управа имела 87.
Постройка гостиного двора началась с 1824 г.
Здание было кирпичным. Строительный лес же частично использовался из материалов старых амбаров из окрестностей кружала и Малого базара. Вот такой новый старый гостиный двор.
Строителями его были купцы Василий Шилов, Григорий Колесов, затем Иван Шилов, Андрей Захаров и другие. В 1830 г. было закончено строительство помещения для ратуши. Гостиный двор окончательно закончен в сентябре 1836 г. Ратуша и торговые лавки въехали в свои альковы.
Строились в городе и другие дома в те годы. Тогда же городская управа, страдая от ветхости своего здания, выкупила строящееся здание Аргунова и разместилась там в октябре 1837 года. Это здание, по виду напоминающее барак, на ул. Ярославского, 28, снесено в конце 1990-х. С середины XIX века там размещалось полицейское управление.
Музей и библиотека со стороны Большой улицы. Рисунок Пантелеймона Попова
Каменный гостиный
Среди горожан и городчиков (селян, прибывших в город с целью продажи, покупки, мены) новый гостиный двор назывался чаще «Большим базаром» или «Улахан баhаар». Привыкли к таас көстүүнэй/каменный гостиный к концу XIX века.
По плану гостиный двор имел квадратную форму с небольшим отклонением к трапеции у северо-западной (где Большая улица — ныне пр. Ленина) и юго-западной сторон (ныне где ул. Кирова).
Длина сторон здания равнялась 86 х 86 х 86,5 х 87 погонным саженям (1 погонный сажень равняется трем аршинам, т. е. примерно 2,13 м).
С трех сторон (кроме как с северо-западной стороны, выходящей на Большую улицу) здание было окружено крытой деревянной колоннадой. С каждой из трех сторон света по 18 колонн. Все колонны были оформлены в дорическом стиле и были расположены друг от друга и от стен здания на одинаковом расстоянии. Вот как живоописал в 1956 году архитектурные элементы гостиного двора краевед Пантелеймон Попов:
«Колонны были поставлены на кубических абаках (досках), а наверху у капителей (венчающая часть колонны или пилястры) упирались на двухступенчатых квадратных абаках, соединенных между собой четырехгранными архитравными брусками, к которым с лицевой стороны был прибит маленький карниз с желобками и валами. Внизу узкая площадь между колоннами и зданием была устлана настилом из широких плах (на высоте 3/4 аршин от почвы). Боковая сторона настила между нижними балками колонн была оформлена тремя ступенями для подъема на площадку. Кирпичная часть здания на всем протяжении сверху была покрыта довольно крутой двухскатной дощатой крышей, к которой вплотную примыкала односкатная узкая крыша колоннад, но более пологая, образующая палицу».
Доска почета с чоронами у фасада гостиного двора. Конец мая 1955 года. Фрагмент фотографии Валерия Бережнова
Врата, двери и окна
Три стороны здания с колоннадой, кроме как с Большой улицы, по середине имели крытые пролеты — ворота для проезда во внутренний двор гостиного двора с двумя створами массивных дверей из толстенных мореных досок. Проем врат сверху был оформлен арочно — полукругом. Полукруг этот был заполнен кованой железной решеткой. К концу XIX столетия функционировали только одни ворота, выходящие на Полицейскую улицу (ул. Ярославского). Другие ворота были крепко забиты и даже частью заштукатурены сверху, как со стороны современной ул. Кирова.
А на последних воротах вплоть до середины 1920-х гг. наверху к решетке была прикреплена большая икона Николая Чудотворца. Всякий входящий на миг притихал и осенял себя крестным знамением.
Изначально каждая из сторон с колоннадой имела по 14 наполовину (в верхней части) застекленных входных дверей. Над каждой дверью на высоте аршина были квадратные окна для освещения помещений верхнего этажа. Верхний этаж где-то был холодным складом, а где-то — помещением для двухуровневой лавки.
Такие же двери и окна имелись и со стороны внутреннего двора. Они отражены в дореволюционном фототворчестве Акима Курочкина — снимки с якутом-статистом, надевшим задом наперед тунгусский удаганский костюм.
Здание со стороны Большой улицы, лишенное колоннады, как вспоминают очевидцы, да и мы можем оценить, рассматривая десятки фотографий, запечатлевших разные стороны гостиного двора, теряло свой интересный вид. Однако даже с этой стороны продолжало изумлять своими колоссальными размерами жителей и гостей столицы Якутской области, а позже ЯАССР. Эта сторона имела 13 восьмистекольных больших окон и всего три входные двери. Аналогичное количество окон и дверей было и со стороны внутреннего двора.
Здание на всех снимках снаружи и внутри оштукатурено и выбелено известью.
Одно из самых впечатляющих и самое большое каменное здание Якутска былых лет.
Со стороны Октябрьской улицы (ныне пр. Ленина) стоял первый памятник Ленину. Фото 1927 года
Конторы старорежимных времен
В помещениях с Большой улицы размещались: городская телефонная станция, городская управа, Городская дума, музей, городская публичная библиотека. Музей и библиотека переселены в 1911 году в новое двухэтажное каменное здание — ныне историческое здание Национальной библиотеки («Пушкинка»).
С одного из углов гостиного двора размещался частный фотосалон
H. Семеновой. В двенадцати помещениях юго-западной стороны (ул. Кирова), отделенных каждая капитальной стеной, находились склады. В двенадцати помещениях юго-восточной стороны, выходящей на Полицейскую улицу (ул. Ярославского), также изолированных друг от друга, размещались лавки частных торговцев и церковная свечная лавка Троицкого кафедрального собора, в помещениях северо-восточной стороны были склады товаров, принадлежавших арендующим их торговцам.
В конце позапрошлого столетия и в начале прошлого гостиный двор находился во владении пайщиков, которые пропорционально количеству принадлежавших им паев несли расходы и получали доходы от сдаваемых в аренду помещений. То есть гостиный двор был не государственным городским учреждением, а частновладельческим предприятием, приносящим барыши пайщикам. Однако перед революцией, с появлением в Якутии крупных торговых домов, имеющих свои собственные здания, роль гостиного двора резко упала.
Гостиный двор слева. Сторона улицы Советской (ныне ул. Ярославского)
Революция
В первую Русскую революцию в 1905 году группа передовых рабочих, солдат из казармы и учащихся под руководством политических ссыльных с пением революционных песен проникли в Городскую думу и требовали у гласных думы сложения своих полномочий.
Это событие отражено в очерке Петра Черных-Якутского — «Вторжение в Городскую думу» в сборнике «Якутские зарницы».
Однако Городская дума сложила свои полномочия перед революционной властью лишь в период Февральской революции, 17 (по современному) марта 1917 года.
При Советах
В период смуты Гражданской войны часть помещений пустовала, часть использовали торговцы. С установлением власти Советов и появлением в 1922 году Якутской АССР помещения были отведены советским учреждениям.
Так, в бывших кабинетах Городской думы и городской управы был размещен Исполком Якутского горсовета (с 1922 года), в помещении бывшей типографии помещался распредмагазин Якутторга. Часть юго-западной четверти здания занимал Торгсин (торговля с иностранцами — эдакий магазин «Берёзка» того времени). В угловом ее помещении был старый магазин с отпуском товаров на золото в россыпи и в слитках, или же на золотые вещи — одно время там была вывеска «Сибгосторг» (судя по сохранившимся фотографиям).
Чуть позже все помещения, занятые горсоветом, распредмагазином и торгсином, в 1927 году после пожара деревянного здания типографии (на углу нынешних пр. Ленина и ул. Кирова со стороны памятника Ленину) были отведены республиканской типографии, которая размещалась до постройки нового кирпичного здания для нее (ныне НХМ).
Юго-восточная четверть здания с единственными действующими воротами, вплоть до сноса здания в 1957 году, была занята южнее ворот книжной торговой конторой, книжным магазином, а северо-восточнее от ворот — книжными складами с дверями со двора. Горожане в обиходе называли этот центральный книжный магазин не иначе, как «Кагиз». Правильнее должно быть КОГИЗ (Книготорговое объединение государственных издательств). То есть это был пункт всесоюзной централизованной системы книготорговли.
А юго-западная сторона здания (ровно напротив через улицу Кирова сейчас парадный вход ДП
№ 1) с 1948 года в отремонтированном виде была отведена республиканскому музею изобразительных искусств.
Следует сказать, что в середине ХХ века напротив деревянных правительственных трибун (почти там, где площадка перед памятником Ленину) у стены бывшего гостиного двора находилась доска почета. Перед ним автобусная остановка со скамейками. А ранее на фото 1927 года мы видим, что где-то там у фасада гостиного двора был первый памятник Ленину.
Центральная площадь
В 1957 году здание гостиного двора оперативно снесли. Образовалась Центральная площадь напротив Обкома партии (на углу нынешних пр. Ленина и ул. Аммосова со стороны памятника). В связи с широким (впервые!) отмечанием даты вхождения территории Якутии в состав России — 325 лет, тридцатипятилетием автономии республики и днями Международного фестиваля молодежи в Москве городские власти срочно занялись облагораживанием улиц, площадей и парка. Так в парке появились литые в Мытищах бронзовые памятники Ленину, М. Калинину, С. Орджоникидзе, скульптуры «Татьяна» (символ студенчества и молодежи — сейчас стоит на аллее перед СК «Дохсун»), «Девушка с веслом», «Дискобол». На центральных улицах работники Гордормостстроя обновили «шашки» чурочных мостовых. Дома побелили. Расставили по тротуарам новые гипсовые клумбы и металлические мусорные урны.
А Центральную площадь расчистили, отпрофилировали, засадили кое-где цветами и назвали в честь Ленина. Прежняя площадь Ленина превратилась в площадь Орджоникидзе — поныне так называется.
А вместо площади Ленина, вероятно, в скорейшем времени появятся две площади — с прежним названием и площадь Республики.
Владимир ПОПОВ