Главная » 2025 » Сентябрь » 26 » Тайны Медвежьих островов

Тайны Медвежьих островов

В первом веке нашей эры древние люди были совершенно невежественны в вопросах территориальных границ. Спокойно сновали туда-сюда по землям современных России и Америки и изрядно наследили. В том числе на якутских Медвежьих островах (Нижнеколымский улус). За три года экспедиций на островах найдено множество артефактов, свидетельствующих о том, что там семьями жили люди, охотясь на белых медведей, нерпу, моржей и китов. На этой неделе ученые Арктического научно-исследовательского центра рассказали о третьей Морской арктической археологической экспедиции на Медвежьи острова, которая успешно завершилась в этот летний полевой сезон.

Там, где трутся спиной медведи о земную ось, жить и работать стало чуточку комфортней. Не надо, как во времена экспедиций знаменитого археолога Юрия Мочанова, дежурить ночью на всех ветрах около палатки, опасаясь нападения животных. Сейчас на базе археологов построены каркасные конструкции со спальней, кухней, на кордонах даже есть баня. Все это называется «сеть кордонных хозяйств». Это четыре кордона на базе 20- и 40-футовых контейнеров, которые представляют дом инспектора, гостевой дом на восемь человек. Одновременно там могут расположиться до 16 человек. Есть телевизор. А интернет, как сообщил молодой археолог Константин Старков, «даже лучше, чем в Черском». Он же сообщил, что однажды в середине экспедиции у них кончился хлеб. Была только мука. Тогда член группы инспектор Алексей Третьяков взял кирпичи и дерн и соорудил настоящий тандыр. «Вкуснее хлеба я в жизни не ел!» — вспоминает Старков. Единственная проблема — отсутствие пресной воды. Запасы пополняли, когда лил дождь.

К слову, именно на Медвежьих островах недавно глава Якутии Айсен Николаев с учеными и инспекторами заповедника усыпили медведицу и установили ей спутниковый ошейник, чтобы отслеживать передвижения, изучать маршруты миграции и лучше понимать, какие меры необходимы для сохранения популяции белого медведя. Медведицу назвали Сахаяной.

Этим летом состоялась уже третья по счету археологическая экспедиция на Медвежьи острова, где наши сотрудники на территории заповедника (входит в состав Нацио­нального парка «Ленские столбы») изучали уникальные памятники архео­логии архипелага, связанные с материальной культурой древних эскимосов. Ранее, в 1948 и 1953 годах, там были любительские раскопки жилищ, которые делали зимовщики полярной станции. Именно они передали в Эрмитаж наконечники гарпунов культуры Бирнирк, ареал которой распространяется на территории Чукотки и Аляски. Такие же гарпуны находили в 1995 году на Четырехстолбовом острове исследователи из Приленской экспедиции под руководством Юрия Мочанова, они хранятся у нас, в Якутске.

На гарпуны эскимосы добывали морского зверя. Эти комплексы эволюционировали на протяжении нескольких тысячелетий в арктических морях Северной Америки и Крайнего Северо-Востока Азии. Существуют классификации наконечников эскимосских гарпунов, разработанные американскими и отечественными учеными. Найденный наконечник относится к культуре Бирнирк, возраст которой датируется от VI до Х века нашей эры. Наш «якутский» наконечник по своим характеристикам можно датировать от 800 до 900 годов нашей эры.

Да что там наконечники — мы нашли сами жилища древних эскимосов! А также фрагменты керамических сосудов, каменные орудия, деревянные предметы и кожаные изделия. Они могли сохраниться только в суровых условиях Арктики.

На пресс-конференцию ученые принесли многочис­ленные артефакты, в том числе черепа белых медведей. Журналистам разрешили потрогать предметы, но для этого нужно было надеть перчатки.

НОМИНАЦИЯ НА ЮНЕСКО

Аркадий СЕМЕНОВ, директор Национального парка «Ленские столбы»:

— Заповедник «Медвежьи острова» был создан распоряжением правительства в 2020 году. Он находится в акватории Восточно-Сибирского моря, общая площадь — 815 тысяч гектар. Первая экспедиция — археологи, геологи, ботаники, почвоведы — состоялась в 2021 году. Они оценили, с чем придется работать. Приоритет — белый медведь. Медвежьи острова — это родильный дом для них. Это единственная территория, где нет ни одного населенного пункта, производства, ни одной войсковой части Минобороны. Условия для размножения там уникальны.

Состояние популяции оценивается как отличное: животные отличаются высокой упитанностью и хорошим здоровьем, в их организмах не выявлено загрязняющих веществ. Весной мы мониторим количество родившихся медвежат, а осенью — их общее количество. На Крес­товском — самое большое количество медведей. В этом году их было 36. На Четырехстолбовом — 18. В прошлом году цифры были практически аналогичными. В летне-осенний голодный период, когда льды отходят от берега, они, скорее всего, нападали на эскимосов. Но сейчас медведи не истощены. По пятибалльной шкале выглядят в самый голодный период на «троечку». Посмотрите на фото, они же пухленькие, как колобки. Это подтверждает уникальность нашей природной территории.

Кормовая база у них прекрасная. Если нет тюленя, они переключаются на рыбу, гусей, на птицу и их яйца. И вы когда-нибудь видели, чтобы белый медведь вытаскивал человеческие сети и ел оттуда рыбу? А у меня есть такие фото. Инспекторы имеют право добывать для себя рыбу. Медведи очень умные. Один медвежонок около кордона Агафонова лежал и неделю наблюдал за моими инспекторами. И потом, когда они отдалились, как человек, размотал сеть и съел рыбу.

В 2021 году мы обнаружили на архипелаге стоянку древних эскимосов. Я не ученый, я эколог. Моя задача — сохранение уникального природного комплекса в том состоянии, в котором мы его получили. Сохранение найденных объектов и животного мира. Археологи лучше расскажут. Со своей стороны добавлю, что эта территория претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО одновременно по двум критериям — природному и культурному, тогда как достаточно предъявить лишь один критерий. Даже Ленские столбы и большинство других объектов мира номинированы только по одному критерию.

— А иностранных специалистов привлекаете?

— С теми, кто недружелюбен нашей стране, мы не работаем. Работаем с Росзаповедцентром, РГО, Министерством природных ресурсов РФ. И со всеми научными институтами России мы отрабатываем все вопросы, в том числе касающиеся глобального потепления.

Главный человек в экс­педиции — Виктор ДЬЯКОНОВ, ведущий научный сотрудник Музея арк­тической археологии им. С. А. Федосеевой Арк­тического научно-исследовательского центра Якутии, старший научный сотрудник, и. о. заведующего Якутской комплексной лабораторией археологии Крайнего Севера Института археологии и этнографии СО РАН:

— Локация очень трудноудаленная. От устья Колымы находится в ста километрах в открытом море. Добраться туда — все равно что залезть на Эверест. Об этих островах стало известно в XVII веке. Семен Дежнев узнал о них от чукчей. Потом туда мореходы попадали и отмечали присутствие людей. Вятка, Амосов, Лаптев, Вилегин. А геодезисты, которые делали карту империи при Екатерине II, просто дали островам свои фамилии. Позже там была экспедиция Фердинанда Врангеля. Ровно сто лет назад туда приплывали на шхуне норвежец во главе с Руалем Амундсеном, зимовали на острове Четырехстолбовый. С 30-х годов там действовала советская полярная станция, просуществовавшая до 1995 года, беспрерывно работая. Море уже подточило их здания. Дома рушатся, обваливаются на берег.

Там же останавливались наши первые ледоколы. Первая серьезная экспедиция под руководством Юрия Мочанова была в середине 90-х, Светлана Федосеева меня приглашала, но я был тогда студентом. И вот мечта осуществилась сквозь годы.

И все, кто был на островах, находили древние жилища!

В этом году мы выявили десять жилищ, часть из которых впервые исследовали ещё в 1940-е годы. Это небольшие поселки в разных местах. Стены делались из плавника и нанос­ного леса. Это такие полуземлянки. Вокруг все буквально засыпано артефактами! Удивляет сохранность находок: деревянные изделия, плетёные верёвки, челюсти животных, керамика, волосы, стрелы. Нашли интересную ложечку с резной ручкой, наконечник копья, которым добывали моржа. Южнее артефакты бы не сохранились, особенно деревянные. А в Арктике — прекрасно.

Еще жилище обнаружили у ручья, стратегически верное место, там есть пресная вода. Входной лаз всегда в сторону моря.

Самой яркой находкой в шурфе стал костяной поворотный гарпун — оружие охотников на морского зверя. Подобные артефакты известны у предков эскимосов на Аляске и Чукотке. Они диагностичны и понятны археологам. Данные находки позволяют говорить о культурных параллелях и связях в пределах Берингии. Вообще, считается, что эскимосы — это потомки тех людей, которые когда-то через Берингию пришли из Азии. И заселили весь север полушария — Канаду, Аляску, вплоть до Гренландии. Вся их культура заточена на охоту на морского зверя. У них даже одежда сделана из непромокаемых моржовых кишок. Это они придумали каяки, умиаки и байдарки.

Еще в одном жилище был обнаружен китовый нож для разделки крупных животных.

Древние островные люди имели представление, по словам Дьяконова, о железе. Но сами его не плавили, а обменивали, предположительно у чукчей. Таким образом, люди той поры уже коммуницировали друг с другом. Дьяконов говорит, что каждая находка по кирпичику дает представление о той культуре. «Если мы нормально все оформим, то опуб­ликуемся в мировых научных журналах — Nature, Science», — надеется ученый.

— В прошлом году на Крестовском мы обнаруживали черепа и челюсти медведей буквально на каждой стоянке, — продолжает Дьяконов. — Они будто говорили: «Эй, мы здесь жили!». Чтобы найти стоянку на пустынном каменистом острове, мы искали что-то обструганное, деревянное. И находили фрагменты пребывания человека. Каждый предмет имеет значение. Мы не делим артефакты на ценные и неценные. Но деревянные изделия менее всего сохраняются, поэтому, наверное, они ценнее. Кожа, шкуры, плетеные веревки — это тоже значимые находки. Из шкуры нерпы делали ремешки. Такого нигде не найдешь! Те же гарпунные наконечники — это уникальные вещи. Мы знаем другие культуры. Но об этой общественность ничего не знает! Это героические культуры! Как люди там выживали тысячи лет назад? Диву даешься! Мы, современные люди, еле как там жили. А они как жили круглый год с семьями, детьми (мы нашли детские игрушки)?

— Однажды утром к нам подошла медведица с медвежонком на Четырехстолбовом (на фото. — М. Р.), — продолжает Виктор Михайлович. — Они были упитанные, неагрессивные и очень любопытные. Обнюхали все и ушли. Потом мы их видели с лодки. В конце нас провожал еще один медведь. Понятно, что они там живут. А в 2021 году мы видели только следы, один медведь только ходил. Лежала нерпа без головы, на следующий день исчезла. Не хотел нам показываться. А на Крестовском в прошлом году к нам часто приходили медведи. Прямо в двери стучали. Или лежали в 70 метрах от нас в тумане, как какие-нибудь псы.

ОТКУДА ДЕНЬГИ?

Михаил ПРИСЯЖНЫЙ, первый замминистра образования и науки Якутии:

— Сезон выдался на редкость удачным. Сейчас предстоит большая камеральная работа, и будем планировать экспедицию следующего года. Необходимо финансово обеспечить эти затратные экспедиции. Предприятия, организации, транспортные компании, муниципальные образования, население — вовлечены будут все. Надо осознать, что у нас задачи — мирового уровня. Сейчас объявлен конкурс научного фонда, там есть ряд прикладных работ. Я надеюсь, что наши археологи победят и начнут цикл до 2028 года заниматься любимым делом.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ, и. о. директора отделения Русского географического общества в Якутии:

— Мы гордимся возможностью быть частью таких экспедиций. Это работа мирового уровня. Важно, чтобы белых пятен на карте оставалось всё меньше. Но, как справедливо замечено, транспортная доступность Арктики остаётся одной из главных проблем. Мы будем продолжать поддерживать такие проекты, в том числе через грантовую деятельность Русского географического общества.

НАСТОЯЩЕЕ СТАЛКЕРСТВО

Константин СТАРКОВ, младший научный сотрудник Арктического центра:

— Если сравнивать Четырехстолбовой и Крестовский, то первый больше пригоден для жизни. Меньше ветров, больше водяных распадков. И по ощущениям он приятнее, чем Крестовский. Не зря там построили полярную станцию. Когда прогуливаешься по этой станции и заброшенной воинской части связи, то приходит ощущение настоящего сталкерства. Везде знаки радиации, и ты гуляешь, будто по зоне отчуждения. Этим и привлекательна работа археолога.

Я советую молодым выпускникам задуматься об этой профессии. Археолог умеет все! Он не просто занимается наукой, мы занимались и строительством, и работали с техникой, и даже стали настоящими моряками. Приходите в науку! У нас мало специалистов, всего два археолога. Мы рассчитали свои силы и поняли, что не сможем сделать такой объем работы. Сделали все, что могли, без выходных с утра до вечера. Представьте, что мы могли сделать, если бы нас было больше.

Аркадий СЕМЕНОВ:

— Деньги нужны. Транс­портная доступность очень сложная. Инспектора проводят в пути по 15 часов. По кругу тысяча км туда, тысяча обратно по островам. В 2021 году ребята жили в палатках, не было никакой инфраструктуры.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Телеведущий Андрей Никифоров отвечал в экс­педиции за видео- и фотосъемку. Он работал с 2021 года главным редактором ЯСИА, но совсем недавно снова вернулся на телевидение.

Андрей НИКИФОРОВ:

— Самостоятельно добраться туда я вряд ли бы смог, поэтому благодарю организаторов, что пригласили. Я собрал масштабный медиаматериал, наши сюжеты вышли на федеральных телеканалах, в том числе и в рейтинговых итоговых выпусках. Многое со мной там произошло впервые, в том числе поездка от материка к острову по открытому морю в условиях тумана. До конца года я сделаю документальный фильм, наверное, это даже будет короткометражный фильм. Материала очень много, до сих пор его разгребаю.

 

Никифоров показал кадры из будущего фильма. Съемка впечатляет своей красотой и первозданностью природы. Если грамотно смонтировать, то его можно номинировать на любую премию и победить. И как же радостно, что это земля принадлежит нам, России, Якутии, Нижнеколымскому улусу.

ПРО НАХОДКИ В ПАРКЕ

А вы знали, что на территории Парка культуры и отдыха жили древние люди каменного века?

Константин СТАРКОВ, младший научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра:

— Памятник «Парк культуры — 1, 2, 3» был давно известен. Его нашел Виктор Дьяконов. Еще в 2022 году мы решили провести пешую разведку. Там была противопожарная траншея, и мы нашли подъем со вскрытой землей. На поверхности обнаружили древнюю керамику. В этом году получили открытый лист (разрешение от государства. — М. Р.) на проведение работ и уточнение границ. И выявили еще три стоянки — «Парк культуры — 4, 5 и 6».

Виктор ДЬЯКОНОВ:

— Вообще-то, первую стоянку в парке нашел Алексей Окладников в 40-е годы. Это прямо при входе в городской парк! Другие две нашла Елена Николаевна Соловьева, мы работали вместе. В 1997 году там копали траншею для кабеля и обнаружили. Кучу костей человеческих оттуда выворотили. Они со­временные, 20-х годов, возможно, это расстрелянные во времена гражданской войны. У них были пулевые ранения в лопатках. Вот некоторые спрашивают: «Где похоронен голова Юшманов? А где Ойунский?» Может, это они? Там четыре-пять индивидуумов.

Мы провели небольшой раскоп, нашли керамику. И нашли даже сосуд, который сейчас экспонируется в СВФУ, в музее архео­логии и этнографии. Мы его собрали, как пазл, из 202 фрагментов. Также нашли артефакты раннего неолита.

 

СПРАВКА «ЯВ»: Медвежьи острова (якут. Эhэлээх арыылар) — архипелаг в Восточно-Сибирском море Северного Ледовитого океана, состоящий из шести островов: Крестовский, Леонтьева, Четырёхстолбовой, Пушкарёва, Лысова и Андреева. Пять островов в 1770 году, долго не думая, назвали незатейливо по фамилиям людей, которые их обнаружили. А шестой остров — Четырехстолбовой — в честь четырех столбов-кисилях, которые видны с моря издалека.

 

В XVII—XVIII веках архипелаг посещали русские мореходы, а начиная со второй половины XVIII века он стал местом для экспедиций. В 1933 году на Четырёхстолбовом была построена советская полярная станция. Сотрудники станции в конце 1940-х — начале 1950-х обнаружили на острове артефакты древнеэскимосских культур. После этого более поздние экспедиции обнаружили на острове жилища и другие артефакты.

Постоянные популяции на Медвежьих островах образуют только два вида млекопитающих: северные олени и мыши. По льду на архипелаг с материка заходят волки, лисицы и белые медведи. На четырех островах белые медведи устраивают родовые берлоги.

Нынешняя экспедиция проведена при участии Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в прошлые годы в комплексных экспедициях принимали участие ученые Института био­логических проблем криолитозоны СО РАН, финансировались поездки при поддержке Академии наук и Минобрнауки Якутии.

Михаил РОМАНОВ

Фото автора и участников экспедиции

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb