Беглец
На этой неделе в соцсетях корреспондент «ЯВ» обнаружил онлайн Айыла Дьулурха (Ивана Степанова). Ну и, конечно, позадавал вопросы, впрочем, особо не надеясь на ответы. Но Айыл ответил. Завязалась переписка.
Для тех, кто подзабыл эту историю. Иван Степанов был ярким и заметным якутским общественником. Современный, бойкий, незашоренный, бесконечно далекий от унылого чиновничества, докладов, отчетов и рапортов.
Впервые корреспондент «ЯВ» увидел Степанова в селе Павловск Мегино-Кангаласского улуса в 2015 году, где жители громко протестовали против строительства газохимического производства (в итоге завод не построили, Якутия лишилась колоссальных денег, перспектив и рабочих мест). Степанов был активный, молодой, глаза у него горели, он отлично говорил на обоих языках. Затем он выступал против включения республики в законопроект о дальневосточном гектаре.
В 2018 году баллотировался на пост главы Якутска от «Справедливой России». И это несмотря на судимость. ЦИК его зарегистрировал, ибо она была погашена. В 90-х его осудили за хулиганство и кражу, но не посадили благодаря ходатайству Александра Подголова.
Он стал четвертым в гонке, набрав 6015 голосов (7,36% горожан), уступив пьедестал Микаэлю Заболотному, Александру Саввинову, а мэром тогда стала Сардана Авксентьева.
Но имя сделал на лесных пожарах. Точнее, на помощи в Общественном добровольческом штабе, помогавшем районам республики, пострадавшим от пожара в 2021 году. Также доброштаб оказывал помощь пострадавшим от наводнения в республике в 2022 году.
В 2021 году под влиянием тогдашнего оппозиционного депутата Ил Тумэна Байанайдаах кыыһа Сулустааны Мыраан Иван в 47 лет сменил имя, став Айыл Дьулурха. Новое имя ему подсказали ясновидящие. Как он объяснял тогда: «Ай» — в переводе на русский язык «твори», а «ыл» означает «бери». Символично. И это, кстати, говорит о сомнительных экстрасенсорных способностях якутских ясновидящих: уж такой резкий поворот событий они могли бы предсказать. Глядишь, уберегли бы.
Имя Дьулурха-Степанова было на устах, его деятельность набирала обороты. Его образ якутского борца с несправедливостью, помощника обездоленных был несомненным и в СМИ, и в блогосфере. Люди ему доверяли. Люди возили продукты и одежду всем миром. Кто-то маленький пакетик с макаронами принесет, кто-то привезет груз в битком набитом фургоне. Беда с пожарами объединила якутян. Естественно, жертвовали и деньги.
И вот наступил 2022 год. Специальная военная операция. Дьулурха становится волонтером и возглавляет штаб помощи мобилизованным «Якутия с тобой». К нему быстро подтягивается актив, который менее года ранее собрался вокруг помощи пострадавшим от пожаров. Все уже друг с другом знакомы, это настоящее волонтерское движение, подтягивались и другие неравнодушные. Штаб принимал обмундирование, продукты питания, одежду для бойцов, участвующих в боевых действиях. И, естественно, деньги.
— Мы собирали одежду, продукты питания, лекарства, обувь для того, чтобы сохранить жизнь нашим воинам. Конечно же, мы не собирали товары военного назначения, максимум — деньги на антидроновые приспособления, — говорил тогда Дьулурха.
РЯДОМ С ЯКУТИЕЙ, ЧЕРЕЗ ОКЕАН
Как гром среди ясного неба поступила информация о том, что в декабре 2024 года Айыл Дьулурха сбежал из России. И не куда-нибудь, а в Америку. Для того чтобы покинуть страну, он взял большую сумму кредитов в банках. Обещал начать выплачивать задолженность, как только устроится на работу. О причинах бегства он рассказал в видеосообщении. По его словам, из-за его деятельности ему угрожала ужасная опасность. «Я понимал, что мне грозит не только лишение свободы, но и покушение на мою жизнь», — заявил он в специально записанном видео.
— Вы расплатились с банками?
Айыл ДЬУЛУРХА:
— Деньги банкам, к моему большому стыду, еще не вернул. Сумма не астрономическая, не превышающая изначально миллион рублей. Обязательно до копейки рассчитаюсь, просто чтобы сдержать данное мной слово. Технически сделать невозможно прямо сейчас, и у меня проходит сложный, тяжелый период адаптации. Временное разрешение на работу закончилось, а продлить еще не удалось.
Я надеюсь, что скоро наладится и моя жизнь, и прекратится финансовая изоляция России. Занимаюсь изучением английского в колледже. Раньше был нулевой уровень английского. Играю в шахматы, стал президентом шахматного клуба в своем колледже.
У меня сейчас идет огромная работа над собой. С Якутией и вообще с Россией, можно сказать, все оборвано сознательно. Хоть и бежал из нее, все равно сильно переживаю за мою Родину. Очень скучаю по родным, друзьям.
Якутия отличается сильней от всех других мест на земле. Там у нас другая энергия... люди родные, особенно в селах и наслегах... природа для меня особенная, так как я с ней общался на духовном уровне.
— Вы работаете? Кем?
— Я водитель доставки посылок, иногда развожу готовую ресторанную еду. Границу перешел легально в установленном порядке с моей бывшей семьей и младшим сыном. Хотя они без меня собирались и поехали, но я догнал их в пути, чтобы помочь на сложном этапе. Теперь у них все хорошо.
— То есть вы сейчас нелегал?
— Выдворять меня пока не собираются. Даже если вдруг выдворят, не задумываясь, поеду. Но хотелось бы вернуться в страну, которой я буду нужен с моей честностью, неравнодушием и энергией. Живу один, было время, когда жил некоторое время в машине. В чужой стране без языка, друзей и опыта плохо.
— Бывший мэр Вилюйска отлично устроился в США! Ездит за бесплатной едой. Вы с ним там не пересекались?
— Бывшего мэра Вилюйска не встречал никогда в жизни, во всяком случае, не помню, чтобы знакомился с ним. Да и с политиками вообще нет связи. Я жалею, что занимался политикой без достаточной любви в сердце.
— Если бы можно было повернуть время вспять, вы бы что-то изменили?
— Думаю, что многое бы изменил. Хотя и старался делать это с любовью, но больше получалось сопротивления действиям властей, агрессивных пикетов, митингов, петиций... Нужно было передавать народу любви, благодарности...
— Не боитесь, что вас могут признать иноагентом?
— Иноагентом признать, наверное, могут. Правда, никогда против интересов страны моей не действовал. Мне просто жаль мою страну... Я очень люблю ее, но пока безответно.
— Где вы сейчас живете?
— Живу на западном побережье Америки, в Сиэтле, рядом с Якутией через океан, можно сказать. Очень хотел вернуться домой, хоть в тюрьму за фейки против армии. Но потом решил довериться Богу и жить как есть. Стал уделять больше времени Богу, стараюсь развивать свое тело, ум, но главное внимание уделяю духу.
В свободное время помогаю экологам выращивать зелень. Мне тут очень не хватает человеческого простого, как дома, общения.
Надеюсь, вернусь обратно с новыми знаниями, опытом, который будет полезен Якутии и России. Главное, чтобы люди жили в мире!
— Вы же понимаете, что, даже если вернетесь в Якутию, вам трудно будет найти работу, вам мало кто подаст руку. Былое безусловное доверие пропало.
—Я делал то, что должен был делать. Хоть меня и поливали грязью, винили, но я не воровал.
— И какая она, эта Америка? Не разочаровались? Обрели свободу, о которой грезили?
— Я не разочаровался, потому что никогда не очаровывался и даже не представлял ее. Вообще не думал о ней, сам не понял, как тут оказался. Не мечтал точно. Понимал, что Америка с Англией несут ответственность за войну, говорил об этом публично в России и даже из Америки позже. Ничего не поменялось. Я просто сейчас живу без политики, без экологической борьбы, всяких выборных кампаний. Наедине с собой. Боялся, что прибегут ЦРУ-шники, попросят ругать мою страну или уехать из Америки. Но тут никто не обращает внимания, живи как хочешь. Когда я сказал, что Америка несет ответственность за войну, то мне угрожали оппозиционные журналисты накатать жалобу в Госдеп за мою волонтерскую работу. Наверное, сделали. Может, и выдворят. Я думаю уехать в другую страну, только на Бога полагаюсь.
ВОРОВСТВО НА ПАТРИОТИЗМЕ
Деньги для бойцов поступали на личную карту Дьулурха. Он уверяет, что все деньги переводил руководителю штаба акции «Мы вместе» Айыллаану Винокурову. 26 июня руководитель волонтерского штаба «Мы вместе» и движения «Якутия с тобой» Айыллаан Винокуров был задержан вместе с замруководителя аппарата гордумы Алгысом Петровым. Обоим вменяют мошенничество в особо крупном размере.
Речь идет о государственных грантах на развитие молодёжной политики размером порядка 4,9 млн рублей. Хищение бюджетных денег выявлено сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Якутии. Проще говоря, по версии следствия, ребята воровали, прикрываясь патриотизмом. Оба под домашним арестом.
— Айыл, давайте разберем кейс вашего преемника. Что ж все гребут, как не в себя, прикрываясь патриотизмом?
— Айыллаан Винокуров отдал много лет своей жизни волонтерскому движению, это заслуживает, бесспорно, уважения. Насчет обвинения у меня слов нет. Верю, что следствие разберется. Лично я считаю его умным, добрым человеком. Однако если совершил преступную ошибку, то пусть наказание решит суд. При этом еще нужно помнить, что главный судья — это Бог.
Михаил РОМАНОВ