Главная » 2025 » Сентябрь » 1 » Татьяна НЕНАРТОВИЧ: «Ипподром был на этом месте всегда!»

Татьяна НЕНАРТОВИЧ: «Ипподром был на этом месте всегда!»

Этой осенью ипподром АГАТУ отметил 90-летний юбилей. В связи с этим мы поговорили о прошлом и настоящем с заведующей ипподромом АГАТУ Татьяной Ненартович.

— Татьяна Васильевна, давайте начнем наш разговор с вас. Вы, как я узнал, коренная жительница Жатая. Каким образом вы связали свою жизнь с лошадьми и конным спортом, разве в Жатае были для этого условия?

— Жатай совершенно не то место, где можно увлечь ребенка конным спортом. Это, получается, у нас семейное увлечение. Хоть мой папа был капитаном речного флота, он был страстно увлечен конным спортом. Из-за навигации он не мог посещать скачки летне-осеннего периода, но не пропускал весенние. А я, видимо, заразилась любовью к лошадям от своей старшей сестры, она рисовала их, собирала марки, фотоальбомы на лошадиную тему. И вот я в четырехлетнем возрасте в садике нарисовала рисунок под названием «Конница Буденного». Так что с самых малых лет «заочно» полюбила лошадей.

— А когда состоялась очная встреча?

— В 1986 году, когда было 11 лет, отец взял меня на скачки. Приехали сюда, на ипподром. Тогда я впервые увидела лошадей вблизи. А потом, весной, случайно услышала по радио объявление о наборе в школу верховой езды. Конечно же, записалась туда. Тогда все было просто: ездили на кавалерийских седлах, в хоккейных шлемах. Лошадки школы были в основном якутской породы и полукровки буденновки, полукровки чистокровной верховой породы. Лучшими конями школы считались полукровки Морис и Адыгылах. Вот так я пришла на этот ипподром.

— Татьяна Васильевна, может, вы знаете, ипподром все время здесь был или за 90 лет существования менял локацию?

— Самый короткий ответ: он был здесь всегда. И вы знаете, мы с удивлением узнали, что скачки-то здесь проводились гораздо дольше 90 лет!

Из статьи краеведа Спиридонова вычитали, что в 1874 году в Якутию приехал первый ветеринарный врач Вольдемар Гольман. Выпускник Тартуского университета. Ему выделили участок под строительство дачи в месте, которое тогда называлось «Монастырский полуостров». В прошлом на полуострове были расположены летние строения Спасского мужского монастыря. Гольман был страстным лошадником и стал устроителем конных скачек именно на этом месте. То есть ипподром здесь был организован до революции. Уже тогда завозились породистые лошади, например, были так называемые «ваньки», которые возили пассажиров на якутских лошадях, а были «лихачи», которые возили на породистых рысаках.

Страсти тогда на ипподроме кипели нешуточные, говорят, сам губернатор Крафт запретил скачки из-за того, что слишком азартно делались ставки. Ну и уже при Советской власти указом Степана Аржакова от 1935 года был официально организован ипподром. С тех пор он стоит здесь, только конфигурация круга немножко менялась.

— Круг менялся, значит. А это каким-то образом регламентируется? Вообще, наш ипподром имеет какую-то сертификацию?

— Ипподромы имеют стандарты. Обычно отталкиваются от длины беговой дорожки, которая по традиции равняется одной английской миле — 1609 метров. У нас ипподром несколько короче, чем во всем мире. Также по стандартам ипподром должен иметь скаковой календарный план, за год должны испытываться не менее 50 голов лошадей. Необходимо вести племенной учет, бонитировку тех лошадей, которые находятся при ипподроме постоянно.

Справка «ЯВ»

Бонитировка лошадей — комплексная оценка племенной лошади по ряду признаков, величина которых определяет её класс. Цель бонитировки — определение племенной ценности и назначения лошадей на основе их комплексной оценки с учётом породной принадлежности.

Также должны быть скаковая дорожка, тренировочная дорожка. Раньше наш ипподром был единственным лицензированным на северо-востоке нашей страны. Но лицензию мы потеряли, так как вступили в силу новые требования: должна быть вторая тренировочная дорожка, а также оборудование фотофиниша. Все это стоит больших денег, так что сейчас мы, получается, в статусе любительского ипподрома.

— Можно чуть подробнее о конях, которые находятся у вас постоянно? Что за лошади, как при­обретались?

— У нас восемь голов, все они принадлежат университету. Есть два чистокровных жеребца, они у нас производители. В основном нам их дарят. Например, один из производителей — Турбо Дансер, отец чемпионов. Его дочь Партия в прошлом году не проиграла ни одной скачки, в этом году тоже выиграла. Сам тоже был призовиком, успешно представлял Сунтарский район. Потом Турбо Дансера выкупила девочка. Она выросла, вышла замуж, ушла из спорта и подарила жеребца университету. Надо понимать, что такие кони дороги не только как покупка, их содержать очень дорого. Дружина, второй чистокровный жеребец, тоже подарен. Многие из наших коней — знаменитости, были чемпионами, родителями чемпионов. Есть даже кинозвезда, Айн­цер Гут, он играл главную роль в фильме «Спидстар». А еще благодаря меценату у нас есть три уэльских пони класса «элита».

— И сейчас на них учат детей?

— Да, на них мы обучаем верховой езде, конкуру, выездке. Также они участвуют в иппотерапии. А еще на них тренируется команда нашего клуба. Занимаемся серьезно, периодически выезжаем на соревнования в Москву, например, на Всероссийские пони-игры. Также на них учатся студенты-ветеринары университета: бонитировка, уход, лечение.

— Остановимся чуть подробнее на иппотерапии. Я знаю, что на эту программу вы выиграли грант.

— Проект по иппотерапии «Победа» Арктического государственного агротехнологического университета победил в конкурсе грантов Росмолодёжи среди вузов. Очень помогло также и то, что при помощи меценатов был построен крытый манеж, чтобы зимой тоже продолжить терапию. Раньше у детей, которые лечились при помощи иппотерапии, был большой откат в реабилитации, поскольку зимой не могли заниматься. Занимались только летом, потом следовал большой перерыв, во время которого все лечение откатывалось назад. А теперь они стабильно идут вверх. В том, что иппотерапия помогает, сомнений никаких нет, и я, и студенты видим, что самочувствие больных детей улучшается прямо на глазах. Очень полезный, действенный метод.

— Поговорим дальше о финансовой части. Понятно, что содержание коней — дело дорогостоящее, да и содержание ипподрома наверняка влетает в копеечку. Не только деньги меценатов позволяют работать ипподрому? Вот, к примеру, совсем недавно вы огородили его новым качественным забором. Так как обстоят дела с деньгами?

— Мы относимся к университету, к федеральному образовательному учреждению. Но университет много денег в нас вкладывать не может. Кстати, забор построили по программе «Антитеррор»: все университеты должны соответствовать новым стандартам по этой линии, так что забор построен на федеральные деньги. В целом, конечно, на многое денег не хватает. Например, трибуна у нас не в самом лучшем виде, а чтобы ее обновить, нужны серьезные деньги. Мы пока надеемся войти в программу празднования 400-летия Якутска, если получится, то не только забор у нас будет новый. А пока мы рады, что есть тепло и мы можем кормить своих питомцев по рациону: и сеном, и овсом, и мюсли.

— Про корм и содержание... Помню, это не всегда было стабильно. В 2014 году был же скандал, когда было раскрыто ужасающее состояние породистых лошадей и конюшня не отап­ливалась?

— Да, помню тот скандал. Но я тогда не работала здесь, поэтому не могу ничего рассказать детально. Но кризис с неотапливаемой конюшней был снова относительно недавно, в 2021 году. После снятия с должности ректора Ивана Слепцова был назначен временно исполняющим обязанности ректора Константин Кривошапкин. Он заявил, что ипподром убыточен, клуб при нем приносит одни убытки, в общем, решил коней продать, все хозяйство распродать. Отключил отопление. Я тут в обнимку с обогревателем дневала и ночевала, чтобы защитить наш ипподром. К счастью, врио не стал постоянным, а новое начальство отменило решение о рос­пуске. Вот так и дожили до 90-летнего юбилея.

— Отметили масштабными скачками...

— Да, мы сделали большой конно-спортивный праздник. Восемь забегов, в которых участвовали 40 чистокровных беговых скакунов из Якутии и Бурятии. Наши ученики продемонстрировали некоторые виды конного спорта. Приехали именитые гости, в числе которых знаменитый наездник международного класса Владимир Моисеевич Пупко, сын легендарного наездника международного класса, жокея, легендарного директора Якутского ипподрома в начале 60-х годов Моисея Гидальевича Пупко.

— Но это не финальные скачки этого сезона?

— Нет. Закрытие сезона мы планируем 27 сентября, в День государственности Республики Саха (Якутия).

Ое КАРПОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb