Толкователи судеб у старинных якутов
Кроме шаманов обладающими магической силой у якутов считались уус кузнецы, которые считались даже сильнее шаманствующих. Третий вид сильных магов — это, как ни странно, күөсчүт, т. е. горшечники (гончары). Казалось бы, кузнецы и ваятели глиняных посудин являются обыкновенными ремесленниками, но нет. Потом по чародейской силе шли отоhут — знахари. Но сегодня мы расскажем о провидцах и толкователях грядущего.
ПРОЛОГ
Многие путешественники, посетившие в старину Якутскую область, отмечали любовь местных (якутов, тунгусов, ламутов, юкагиров) ко всякого рода гаданиям. Это и «хождение торбаза», и «ночное подслушивание сюлюкюнов у проруби», и «замораживание воды в лед», и «бег шила», и «оседлание могильного памятника», и еще три десятка, а то и больше способов. Однако же кроме «түөрэх быраҕыы» («бросание жребия») в виде метания за спину ложки (упадет на землю ковшом кверху, то быть благу и исполнению загаданного, упадет ложка перевернуто, то быть беде или загаданное не исполнится) другие виды гадания разрешалось проводить лишь в период Танха (якутских святок). В остальное время прибегали к помощи профессиональных гадателей.
Первым, пожалуй, о гадателях у якутов XVIII века упомянул Яков Линденау, русский исследователь, участник Второй Камчатской экспедиции 1741–1745 гг. Он сообщает, что «волшебников» (ойуун) здесь зовут Таҥара ойууна (небесный шаман) и сиэмэх ойуун (шаман-хищник, то есть черный шаман). Первые служат жрецами лесного бога Барыылаах и других светлых божеств, вторые же подчинены Восьминогому Адьарай и помогают лишь тем, кого едят демоны. Кроме них имеются женщины-шаманки — удаган. В конце камлания эти категории шаманов предсказывают желающим их судьбу. Однако же Яков Линденау упоминает и людей, «которые гадают по руке, как цыгане, или берут от человека платок, шапку и кладут их под себя, а на следующее утро рассказывают, что должно случиться с данным человеком». Есть и другая прослойка гадателей, которые толкуют чужие сны или сами, гостя у кого-нибудь, наутро пересказывают свои сны о будущем семьи и рода. Попробуем провести небольшую классификацию таких гадателей.
СЭРЭБИЭЙДЬИТ
Давайте начнем с наиболее молодой категории гадателей — раскладывателей карт. Якуты восприняли карточные игры еще в XVIII столетии и развили в себе с большим энтузиазмом страсть к азартной игре. На рубеже XIX–XX вв. в Якутске были распространены барыш, штосс (или «фараон»), вист, рамс, тресет (от three seven «три семерки»), в которые резались на интерес, то есть деньги. Среди местных появилась прослойка профессиональных картежных шулеров. Появились свои названия игр, карточных мастей, приметы и суеверия. Так, например, карточные листы якуты-картёжники с незапамятных времён называли «эбэбит тириитэ» («шкура нашей бабушки»), а сам процесс игры прозвали «помять шкуру нашей бабушки».
Дело в том, что в старину картонных вощеных (атласных) колод карт практически не было. Карточные листки делали из засушенной истонченной телячьей шкуры. Были и из бересты колоды. И те, и те специфически шуршали. И если не увлажнять, то были достаточно долговечными. Примерно в те же времена проникла в якутскую среду и ворожба на картах. Городские мещанки были любительницами раскладывать гадательные пасьянсы. Вхожие в их среду служанки из якуток быстро переняли навыки раскладывания. Появились бараhыайа (ворожея). Среди мужчин сэрэбиэйдьит (от сэрэбиэй «жребий»). Это стало профессиональным ремеслом. Ворожей и гадателей по картам приглашали в гости, ходили к ним самим домой, богато одаривали. Притом обращались к ним и даже с целью поиска пропавшего без вести человека или чтобы найти вора. Сначала ворожей, разложив лучеобразно почти всю колоду (без «молодок»), начинает с непроницаемой физиономией называть очевидные факты. Вот, например: «Ты, похоже, несколько лет назад потерял нож», «В жизни твоей 8/10 скуки смертной, но 2/10 смертного ужаса, значит, два раза ты испытывал сильный страх», «На руке под рукавом у тебя имеется шрам» и прочее. По мере «угадывания» и проникновения доверия к гадателю в душу заказчика ворожей начинает использовать сведения, загодя собранные у посторонних лиц о заказчике. Описывает дом и двор заказчика, членов семьи его и некоторые события, произошедшие с ними в последние годы. Далее он (или она) «видит» причину бед, дает пространные советы или указывает на вора, если он точно узнал о его личности из своих источников, или направление, «в котором живет мошенник» (поди узнай, там ли обитает вор). Далее идет щедрое вознаграждение благодетеля.
До революции в Якутске была известна богатая якутка Варвара Васильевна, жившая на Казарменной улице (ныне ул. Орджоникидзе) и известная как Варвара-ворожейка. Она как раз профессионально занималась раскладыванием карт и определением судьбы заказчика. Имела она заслугу в том, что в качестве мецената многие годы содержала на пансионе сирот, детей небогатых якутов: кормила, поила, одевала, давала приют и устраивала учиться. Многие из них стали известными в республике людьми: революционер, писатель, учёный Платон Ойунский, врач Дмитрий Гурьев, нарком комхоза Ананий Андреев, патологоанатом Николай Чириков, поэт Валерий Чиряев и др. Варвара Васильевна наворожила?
ТОЙОННЬУТ
Эта прослойка была в основном из бедняков, нищих, бродячих слепцов. В старину у якутов следовало всегда приютить хотя бы на одну ночь любого путника. Пусть и самого распоследнего бродягу. Последние старались отплатить. Кто мог, помогал по бытовым дворовым работам. Были среди нищих также профессионалы — кожемялки, а также хорошие рассказчики сказок и исторических преданий. Такие полезные люди могли останавливаться и на несколько ночей и даже быть угощаемы с хозяйского стола. Привечаемы были и толкователи сновидений. Тойонньут.
Тойон — «господин, хозяин» — происходит от древнеуйгурского слова тойын, «монахгадатель». Глагол тойонноо означает не столько «хозяйничать, господствовать», сколько «предсказывать, гадать». Древнеуйгурское слово, в свою очередь, происходит из китайского 道 人 Даожэнь «человек Дао» (т. е. даос-гадатель или буддийский монах-гадатель). Дао у якутов обозначался Туо и имел то же значение «Необъятной пустоты», основы и причины всего. С ходу тойонньут сообщал о своих способностях. Домашние, кто посмелее, давали ему на ночь одну свою вещь. Тойонньут спал на этих вещах. Утром, проснувшись, вещал о том, что ему приснилось и как сложится судьба владельца предмета в ближайшее время. К ним же домочадцы обращались с просьбой истолковать сюжет тревожившего сна, привидевшегося давеча. Понятно, что тойонньут имел больше благ, если развил в себе полет фантазии и богатую и экспрессивную устную речь. Необходимо было уметь не столько излить лишь ожидаемые хозяевами благостные предсказания, но и пройтись по краю, вызывая у них некоторую тревогу за свою судьбу, ожидать в напряжении. Однако заканчивать речи следовало все-таки на оптимистичной ноте. Хозяева, испытывая облегчение, хорошо одаривали «настоящего» предсказателя. Тем и жили нищие толкователи сновидений.
ИЧЭЭН, КӨРБҮӨЧЧҮ, МЭНЭРИК
Следующая категория лиц была близка к шаманам, но слабее любого из ойуунов. Мэнэрик были нервнобольными, страдающими от формы так называемой «арктической истерии», при которой человек при испуге или других раздражителях в измененных состояниях сознания плясал и вещал малопонятные речи фольклорного и мифологического плана. Эти речи можно было истолковать и как пророчество судьбы тех, кто услышал их. Ичээн и көрбүөччү больше походили на шаманов. Они не имели шаманских бубнов и костюмов, не проводили ритуалы камлания, однако же могли заглядывать за кисейную ткань реальности и пророчествовать о грядущих событиях. Это были люди с тонкой психической конституцией. Садясь рядом с желающим узнать свою судьбу клиентом, они брали его за руку или контролировали реакции визуально и аудиально. Чутко отмечали мимику, даже вазомоторные реакции (приливание и отливание крови в лицевые капилляры). Верно интерпретируя их, говорили то, что желал бы услышать человек, выступая как бы психотерапевтом, избавляя от навязчивых тревожных мыслей, внушая положительные эмоции и оптимистичные ожидания. Конечно, могли воздействовать и отрицательно… В целом всё это выглядело для клиента как вхождение ичээн в трансовые состояния и последующее сообщение нескольких предстоящих событий.
ЫРЧЫК
В седую старину была пословица: «Ойуун ойуумсуйар, ырчык ыртанар». Можно перевести первую часть поговорки как «Шаман шаманит…», но вторая часть для современного якута ничего не говорит: она непонятна. На самом деле это вполне себе якутские слова. Ырчык — «гадатель», ыртан сродни ырыт — «рассматривать, ворошить, разъяснять». Также следует провести параллель с древнетюркским ырк — «гадание». Помнится, несколько лет назад летом в Якутск приезжал проводить семинары по приглашению высоких лиц республики китаист, переводчик и интерпретатор древнекитайской культуры Бронислав Виногродский (кстати, персонаж одного из произведений культового русского писателя-фантаста Виктора Пелевина). Тема семинара: древнетюркская книга гаданий «Ырк Битиг», принадлежавшая служителям манихейской общине времен Уйгурского каганата, в переводе Б. Виногродского.
Как-то рано утром я рассказывал Брониславу Брониславовичу о нюансах «Ырк битиг», о якутских ырчык, а потом он вещал об этом на семинаре, удивляя слушателей. Это было забавно. Так вот. По историческим преданиям и согласно потаенному шаманскому фольклору ырчык в древности сверялись по «Книге Судеб» Небесного Писаря Уhyн Дьурантаайы-Суруксут. Видимо, это воспоминание о древнетюркских временах. В более позднее этнографическое время якутские ырчык производили впечатление внушающих для обывателя доверие эрудитов и всезнающих мудрецов. Они вещали о сезонном положении звезд на небосводе, их сочетании, о погоде, о частоте пульса, цвете кожи, расположении родимых пятен на теле клиента, об отношении духов к человеку и многом другом. Далее выстраивали логические алгоритмы и объясняли человеку о причинах каких-либо уже происшедших или только предстоящих событий, как исправить положение. На мой взгляд, это были действительно эрудиты, но всё больше еще более тонкие народные психологи, чем все вышеперечисленные категории предсказателей. Ведь они разъясняли обратившемуся последовательную цепь действий, якобы повлиявших и влияющих на то, что происходит.
Владимир ПОПОВ.