Тотемы у якутов в старину
У многих народов мира до сих пор среди мифов об основателях племени встречаются легенды о представителях животного мира, ставших для данной семьи родоначальником или спасителем. Это так называемые тотемы. И у народов Якутии сохранились остатки таких представлений.
К ИСТОКАМ ПОНЯТИЯ
Хотя тотемизм стал известен европейским ученым ещё в конце XVIII в., однако учение о нем как о своего рода примитивной религии сложилось сравнительно недавно. Впервые его выдвинул в 1869 году Мак-Леннан, который проследил его от «примитивных дикарей» до народов классической древности (имеется в виду античный мир). В качестве тотема, как оказалось, могут выступать не только животные и птицы, но и ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (в Африке), части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, кончики листьев, ветка и т. п. Если тотемом выступает неодушевленный предмет, то это скорее религиозный фетишизм, чем собственно тотемизм. Фетишизм (культ и поклонение предметам, якобы обладающим магической силой), анимизм (одушевление природы и ее явлений), шаманизм (вера в то, что мир населен духами и ими можно управлять), тотемизм — все эти понятия взаимосвязаны и вероятно возникли еще при первобытном обществе.
Тотемизм — некогда весьма распространенное и сохранившееся до наших дней религиозномагическое явление, в основании которого лежит культ так называемого тотема. Тотем — в верованиях некоторых народов планеты животное (реже растение или предмет), обладающее магической силой, часто считающееся родоначальником племени и являющееся предметом религиозного культа. Этот термин, впервые употребленный Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибвей, на языке которого totem означает название и тамгу (знак) клана, а также название животного, которому клан оказывает почет и служит культ. В научном смысле под тотемом подразумевается объект или явление природы, которому племя, род или отдельный их представитель совершает поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого природного объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространенными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.
В Австралии, где тотемизм особенно процветает, все явления природы представляют собой воплощение тотемов местных племен. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д. У племен в Порт Маккай Солнце относится к тотему кенгуру, Луна — к тотему аллигатора. Самые классические тотемы у индейцев Северной Америки. На- пример, племя оджибвей состоит из 23 родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и др.). В Центральной и Западной Африке тотемы бытуют не только в каждом роде, но и в отдельных мужских тайных союзах. Существуют там общества людей-леопардов, людей-львов, людей-крокодилов, людей-змей и пр. Люди вне этих обществ причисляют представителям этих тайных обществ способность перевоплощаться в свой звериный тотем, то есть превращаться на время в избранного зверя.
У НАС
С незапамятных времен у народов и племен Якутии существовали культ тотемных животных, а также зоолатрия, то есть одна из ранних форм религии — поклонение избранным животным. У якутов сохранились мифы о тотемных птицах и зверях, предках — покровителях того или иного рода. Убийство своего тотемного вида птиц или животного приравнивалось к убийству человека, своего старшего родственника. Жены (из другого племени-рода, как было принято раньше), согласно обычаю, избегали встречи с тотемом рода мужа. Многие тотемные легенды якутов, например, о почитании орла или ворона, относятся к самому раннему этапу истории человечества. Относительно молодой якутский народ сохранил мифы первобытных времен благодаря преемственности памяти народов-предков, составивших его. Традиционно воспитанные якуты вплоть до современности продолжают относиться к тотему как к старшему родственнику. Правда, в первой половине XX в., в связи с переходом на более реалистичную картину мира, когда большинство отошло от «предрассудков» и верований предков, понятие тотема меняется. Тотемы уже не считаются прямыми родственниками людей, а признаются божествами, спасшими от гибели основателя рода. Какая-то часть мифов о птицах сформировалась под влиянием представлений якутов, связанных с промысловым (охотничьим) культом, культом духов-покровителей рода и племени, шаманизмом.
Например, среди мифов промыслового культа встречается текст о кроншнепе, который признается родным младшим братом духа-хозяина леса Баая Байаная. Орел и ворон, очевидно, были тотемами как той части якутов, которая поклонялась божествам Айыы, так и другой группы якутов, связывавшей свое происхождение со злыми духами Верхнего мира. Устойчивым элементом в них является мотив о птице, спасшей предка рода от смерти. Это и орел, сбивший гуся для умирающего предка рода кангаласцев, это и трехногий ворон, принесший огниво предку рода хоро, когда тот, сломав ногу, умирал от холода и голода.
В ряде подобных мифов обожествление тотемов объясняется не кровным родством, а благодеянием, оказанным основателю рода. В мифе об орле утверждается, что человека или его род может защитить от гнева тотема только шаман. При случайном убийстве орла человеком рода шаман проводит обряд похорон птицы на арангасе (воздушное погребение), приносятся в жертву дары. Ворон — тотем рода хоро, который произошел от тех, кто пришел с Великим Старцем Улуу Хоро на быке с юго-восточной стороны, то есть с Уссурии. Долгое время название народа хоро связывали с бурятским родом хори. Однако, сопоставив фольклорные данные, несколько исследователей независимо пришли к выводам, что хоро, скорее всего, это тунгусы или древние корейцы, которые прибыли сюда в период корейского государства Корё (учёный Баир Зориктуев возводит хоро к Корё). У хоро тотем — ворон с большой головой и иногда тремя лапами. У древних корейцев почитался трехлапый ворон. Еще один известный тотем у якутов — лебедь. Это тотем намских якутов. Лебедь распространен в качестве тотема у самодийских народов. В фольклоре (особенно в скрытых от посторонних родовых и семейных преданиях) говорится также о тотемах-животных. Наиболее архаичными из этих мифов являются легенды о тотеме-медведе, восходящем к древнему медвежьему культу, распространенному некогда на территории Северо-Востока Азии и Северо-Запада Америки. Предание о превращении женщины в медведя и почитании его как тотема связано с древними тунгусской, корейской и палеоазиатской мифологиями о происхождении их предка. У якутов миф об этом бытовал у урюнейского рода, по происхождению эвенкийского. Однако и у тюркского происхождения якутских родов есть тотем медведь. Например, хангаласский род Бас Харынньа. «Бас» можно перевести как «голова», а «харынньа» — слово непереводимое, лишь согласно родовым преданиям это сочетание переводится как голова медведя. И действительно, недалеко от мест обитания рода можно встретить в глухой тайге трехсотлетние культовые деревья, на ветвях которых до сих пор висят медвежьи черепа — следы былого медвежьего культа.
В мифе о волке, характерном у бетюнцев (проживающих в разных улусах Якутии), встречается устойчивый мотив обожествления тотема после того, как предки спаслись от голодной смерти благодаря припасам, якобы сделанным волком. Судя по фольклору, бетюнские рода были достаточно воинственными. С чем и связан этот достаточно необычный тотем-покровитель — волк. Тотемов у разных родов было много. В этом качестве выступали и рысь (бэдэр), ворона (тураах), бурундук (моҕотой), цапля, выпь и др. Каждая семья — ийэ ууһа (род матери) имела еще своего родового таҥара (покровителя) или төрүт (предка). В мифах, посвященных культу духов-покровителей рода и племени, действуют и домашние животные. Например, кони с черными пятнами на холке, которые считались созданными одним из божеств Айыы. В мифах о домашних животных отчетливо сохранялись общетюркские мифологические образы. Например, собака, отпугивающая злых духов (о собачьих божках мы писали в прошлом году. — В. П.). Конь, в котором заключено счастье его владельца. Конь — общеякутский тотем.
ЛИЧНЫЕ ТОТЕМЫ
В шаманских мифах в образах волков и медведей появляются и борются сами шаманы. Они же могут превращаться в вороного коня, железную рыбу, рыбу-лося Анабы, дракона-луо и других животных, в том числе мифических. У шамана в услужении были и звери-помощники. Существовали у них и личные тотемы. Возможно, тотемы и звери-помощники и те звери, в которых они оборачивались во время своих шаманских путешествий, — явления одного рода. Иногда эти личные тотемы были скрываемы. У других встречались прямо в виде имени. Например, заречный шаман XVII–XVIII вв. Куоҕас Бахсы, имя которого можно перевести как «Учитель Гагара». Гагара — птица с любопытным свойством. Она может и высоко взлетать, и глубоко нырять. Шаман с таким тотемом мог подняться и в самые высокие сферы Верхнего мира и нырнуть в самые глубины Нижнего мира, в шаманских представлениях якутов воспринимаемого в виде бездны гибельного моря. Были и у обычных людей тотемы в виде зверей и птиц.
Владимир ПОПОВ.
Фото:Ysia.ru