Главная » 2022 » Февраль » 5 » Убежища: где в Якутске спрятаться "в случае чего"

Убежища: где в Якутске спрятаться "в случае чего"

В связи с тем, что западные СМИ с недавних пор распространяли информацию о возможном «военном вторжении» России на Украину, мэрия Киева призналась, что бомбоубежищ для всех жителей украинской столицы не хватает. Тут же на днях «Газета.ру» выяснила, что еще в 2016 году московские убежища были готовы укрыть 100% горожан. С учетом ограниченного доступа к сведениям о подобных защитных сооружениях попробуем выяснить, что было и есть по данной теме у нас в Якутске.

В МОСКВЕ

По сведениям Счетной палаты, в 2017 году по стране у нас было 16 270 бомбоубежищ. Здесь и специализированные убежища, рассчитанные для защиты от оружия массового поражения и автономного существования на какой-то долгий срок, бункеры с резервными командными пунктами, а также обыкновенные укрытия от фугасных и осколочных снарядов. Построены некоторые сооружения еще в 1930-е годы, но больше всего — в 1950– 1980-е. Строятся убежища и в наши дни. В январе текущего года появилась информация, что группа компаний «Пик» намерена построить бомбоубежище в Санкт-Петербурге рядом с железнодорожной станцией «Воздухоплавательный парк». Ранее сообщалось о строительстве бомбоубежища рядом с метро «Ботанический сад» в Москве. Бункер сможет вместить до 1500 человек.

 Как пишет «Газета.ру», в Москве находятся около 250 специализированных бомбоубежищ для гражданского населения. В некоторые из них — «Бункер Сталина», например,— можно попасть на увлекательную экскурсию. 250 убежищ — это не учитывая имеющихся военных и ведомственных подземных защитных сооружений. Подземные командные пункты имеются в комплексе зданий Национального центра управления Минобороны на Фрунзенской набережной. Бомбоубежища оборудованы под многими другими правительственными учреждениями, в том числе под Домом правительства на Краснопресненской набережной.

ИЗ ИСТОРИИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ЯКУТСКА

В целом опыт подземных работ в Якутске имелся еще в XVII веке, когда на территории Якутской крепости казаки пытались выкопать колодец, необходимый для обеспечения водой гарнизона, например, во время осады — тогда, в связи с событиями на Албазине, серьезно рассматривалась угроза маньчжурского вторжения в Восточную Сибирь. Казаки под руководством Якова Светогора прорыли 13 саженей (т. е. 28 метров), но, увы, до подземного ключа не дорылись. Якутский воевода М. О. Кровков в 1686 году доложил царю: «А колодезя, великие государи, в Якуцком сделать некоими мерами нельзя, потому что земля летом только тает в полтора аршина, а больше двух аршин земля никогда не тает, а в исподи на дне бывает земля всегда мёрзлая». Человек, можно сказать, впервые столкнулся с явлением вечной мерзлоты.

 Следующей известной попыткой выкапывания колодца была работа, начатая в 1828 году работником Русско-Американской компании купцом Федором Шергиным. Колодец расширился в шахту. В 1837 году глубина достигла 116,4 метра. Далее на дне шахты пробурили скважину — общая глубина более 140 метров. Здесь же выяснилось, что на такой глубине в узком пространстве скапливается углекислый газ, потому из-за отсутствия вентиляционных систем и дыхательных аппаратов приходилось работать в зимнее время, когда холодный воздух стекал вниз, давая возможность дышать. Дальнейшее развитие подземных работ в Якутии связано со штольнями и шахтами для добычи полезных ископаемых. Так, например, на севере долины Туймаада на мысу возник рабочий горняцкий поселок Кангалассы, где штольным методом начали добывать бурый уголь для ведомственных кочегарок и населения Якутска. Штольни эксплуатировали до 1967 года, после чего полностью перешли на открытый способ добычи угля.

ПОДЗЕМНЫЕ УБЕЖИЩА

 На перекрестке проспекта Ленина и улицы Октябрьская на месте высокого кирпичного здания, где расположены Якутское республиканское региональное отделение КПРФ, банк ВТБ, «Бургер-Хит», еще в начале 90-х стоял беленый снаружи и с простой лепниной двухэтажный деревянный жилой дом. В 1940-е здесь находился военкомат. Во дворе военкомата в сентябре 1941 года согласно постановлению Совнаркома ЯАССР и Якутского обкома «О порядке подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне и об организации групп самозащиты» от 22 августа 1941 года соорудили бомбоубежище. Обыкновенный подвал с укрепленными стенками. Первый опыт сооружения подобных укрытий. Видимо, сразу выявились сложности, связанные со строительством убежищ. Поскольку в дальнейшем такие сооружения у нас долго не строили.

В 1950-е годы в связи с появлением такого явления, как «холодная война» (противостояние между сверхдержавами СССР и США, обладавшими ядерным оружием), появилась насущная проблема постройки в наших климатических условиях защитных сооружений для руководства и населения города с учетом применения противником оружия массового поражения (ОМП), включая ядерное оружие. Видимо, соответствующие проекты были проработаны в военном ведомстве, институтах военной промышленности, специальных проектных НИИ и, конечно, в нашем Институте мерзлотоведения. Как оказалось, вечная мерзлота при ударной волне и тепловом излучении может мгновенно растаять, и потому подземные бункеры в условиях мерзлоты были признаны малоэффективными и даже опасными.

Тем не менее в 1960-е годы в Якутске был возведен подземный бункер в ограде дореволюционного каменного здания винной монополии на улице Дзержинского, рядом со зданием МВД. Сейчас там автомобильная стоянка перед жилым многоквартирным домом. До 1990-х в этом растрескавшемся кирпичном здании располагался штаб гражданской обороны Якутской АССР. В то время, проходя мимо этого здания по тротуару вдоль улицы Дзержинского, можно было наблюдать характерные выходы вентиляционных систем и железобетонный купол с триплексами для наблюдения за внешней средой. Старожилы города утверждали, что это бомбоубежище для Горисполкома и руководства КГБ. Мол, использовали для сооружения бункера старорежимные винные погреба дореволюционного винного завода. Действительно, подземное бомбоубежище под Штабом ГО — не миф.

«ЯВ» приводил свидетельства горожан, участвовавших в эксперименте по обживанию этого убежища. А было это так. Весной 1972 года курсантов третьего курса собрали в одном из кабинетов Якутского речного училища и предложили участвовать в секретных опытах на добровольной основе. Вызвались двадцать курсантов. Их повезли на автобусе на Дзержинского, в тот самый Штаб ГО. Здесь был проведен медосмотр, собеседование. Отобрали десять курсантов. Им было примерно по семнадцать лет. Среди них был Алесь Барковский. Согласно его воспоминаниям, курсанты здесь же в здании спустились вниз по винтовой лестнице. Был коридор со множеством герметичных дверей. Они обитали в одной из комнат. Было довольно комфортно — вентиляция, санузел, хорошее питание, телевизор, свободный режим. Вот только каждые четыре часа брали у них кровь на анализы, замеряли артериальное давление, фиксировали самочувствие при помощи простого опросника, также брали в их помещении пробы воздуха. Как оказалось, курсанты провели здесь ровно неделю. Их похвалили, выдали грамоты от Минобороны. Конечно, взяли подписку о неразглашении в течение четверти века. В связи с этим бункером ходили у населения слухи, что есть также подземные убежища под зданием Управления КГБ ЯАССР и вообще в этом районе. Также под зданием Совмина ЯАССР (ДП № 1) — якобы расширенные подвалы старого Гастронома (дореволюционный магазин мильонщика Г. В. Никифорова — Манньыаттаах уола), строительный материал которого был действительно необычайно крепок: при разборе магазина пришлось даже подрывать фундамент взрывчаткой. Бытует мнение, что есть подземные защитные сооружения под ДП № 2 и находящимся рядом через улицу Кирова здании Якутгеологии (ныне Министерство промышленности и геологии РС(Я). Или грибник какой разоткровенничается, что видел в лесу выходы вентиляционных шахт, мол, наверное, тот самый легендарный «двенадцатый объект»...

 Горожанин Александр ВОЛКОВ поделился с нами:

— Школьником я ходил на геологический кружок в Якутгеологию на Кирова. Тогда мы были шебутные и лазили везде. Всё было интересно. А как-то я пришел слишком рано и потому неприкаянный ходил по зданию (вахтер уже знал нас в лицо). Увидел дверь защитного цвета. Дернул — открылась. Зашел, а там лестница вниз. Спустился. И вот там увидел достаточно широкий и высокий коридор, плавно поворачивающий направо. Хотя всё было освещено, я не решился идти дальше. Поднялся и никому не рассказывал.

УБЕЖИЩА НАСЫПНОГО ТИПА

Итак, в ходе выполненных научно-исследовательских работ с учетом термического воздействия ядерного оружия подземные убежища на вечной мерзлоте были посчитаны нецелесообразными. Возникла идея сооружения укрытий насыпного типа. В небольшом котловане строили короб из железобетонных плит из высокопрочной 600-й марки бетона (многоквартирные дома КПД и 112-й серии из 200-й марки), в каждом кубометре которого было не менее 90 килограмм стальных арматур. Чтобы представить это, достаточно сказать, что укрепления линии Маннергейма включали в себя меньше арматур. Далее эту конструкцию засыпали песчаным валом. Внутри были все средства для автономного жизнеобеспечения: дизель, вентиляционная и канализационная системы, запасы топлива, воды, еды и пищевых концентратов, медикаменты, противогазы, защитные костюмы, средства борьбы с радиацией и химоружием. Говорят, даже запасы крови различных групп хранились в медпунктах таких убежищ. В 70–80-е началось активное их строительство. На Губина над Солдатским озером рядом со сквером Героя России Александра Рыжикова есть песчаная насыпь с двумя бетонными будками. Это как раз одно из таких насыпных убежищ. Относилось к Управлению КГБ при СМ ЯАССР. Видимо, объект был запасным пунктом управления. Он имел три этажа и довольно обширную сеть коридоров и помещений. Ныне находится в заброшенном виде. Один из входов доступен. Нижний уровень затоплен и покрыт льдом. Такие же ведомственные насыпные защитные сооружения были построены на территории Областной больницы (рядом с детской клинической больницей), на территории завода ЖБИ (ныне ЯКСМК), у Якутской ГРЭС, для авиаторов на улице Жуковского.

В СМИ встречаются упоминания об убежище Института мерзлотоведения — видимо, путают с подземной лабораторией и криохранилищем. Из перечисленных насыпных убежищ функционирует сооружение в районе ЯГРЭС. Поскольку территория ЯКСМК имеет пропускную систему, то, вероятно, и там убежище находится на консервации в приличном состоянии.

НЕУДАЧЛИВЫЙ ДИГГЕР

На днях сел в автобус и укатил. За окном мелькали городские пейзажи. Вскоре увидел красивые наличники старинных скопческих домов. Значит, скоро выходить — Промбаза. Помню, летом в этом районе ходил фотографировал. И на Кирзаводе, и по Намцырскому тракту. Под сопкой слева от Намцырского тракта были заброшенные ранее склады НЗ города. Лет семь-восемь назад тоже приходил. Главный вход был открыт. Заостренный сводчатый купол впечатлял. Лежали рельсы для вагонеток. Все так, как описываются убежища в советских брошюрах по ГО. Метрах в тридцати был обвал — прохода не было. Однако, если подняться над устьем входа, там зияло огромное отверстие. Через него по диагонально уходящей вниз вентиляционной шахте мы проникали внутрь заброшенной системы подземных складов — без цели или, можно сказать, с развлекательными целями. В принципе, пространства здесь хватило бы для укрытия тысячи-другой (правда, тепло одетых) людей на срок до 24 часов. Так вот. Прошлым летом диагональная вентиляционная шахта была засыпана, а основная штольня, видать, очищена, закрыта вратами и даже огорожена. Памятуя об этом, подумалось: «Вдруг и заброшенные насыпные убежища начали приводить в порядок? Давай-ка посетим». Вот и приехал на автобусе сюда на Промбазу, где находится еще одно убежище насыпного типа. Легкая прогулка по наезженной дороге. Плавный спуск. Вот и холмик. Тут и там из-под насыпи торчат углы бетонного сооружения. Подходим к коридору первого входа. Кучи мусора устилают пол. Коридор упирается в стену. Поворот на 90 градусов направо — здесь уже кромешная тьма. Включаю налобный фонарь. Свет рассеивается во тьме. Вот и стандартные ворота с деревянными створами. Прохожу дальше. Намусорено капитально. Света не хватает, начинает тухнуть. По прошлым визитам помню схему направления. По лестнице вниз — и там три комнаты с гермодверями. Но на этот раз поход не удался. Свет фонарика тухнет окончательно — видимо, на морозе (хоть и новые) батарейки садятся. Приходится в потемках выбираться наружу. Признаков восстановления объекта нет.

ДАВАЙТЕ ПРЕДПОЛОЖИМ

Существуют по классификации ГО и ЧС три типа защитных сооружений для населения: убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия. Убежищ изначально было мало, а теперь в связи с заброшенностью большинства объектов стало еще меньше. Строились убежища как ведомственные. Не задействованное в военное время население планировалось вывозить из города, являвшегося одной из вероятных целей для ядерного удара (в связи с наличием в ту пору вокруг города станций траекторных измерений, контрольноизмерительных пунктов, узлов связи), в сельские районы при помощи автобусов ЯПАТП-1 и грузовиками автоколонны 1366. В городе оставалось бы руководство, а также работники и сотрудники важных для обеспечения жизнедеятельности в городе предприятий. Для них и создавались бомбоубежища. Можно предположить, что во время воздушного удара врага фугасными и осколочными боеприпасами (не атак ОМП), при природных и техногенных катастрофах в качестве временных защитных укрытий подошли бы любые подземные сооружения.

Версия об укрытии населения от воздушных налетов в системе городской канализации, существовавшая в советском городском фольклоре Якутска, совершенно несостоятельна. Вспомним трагическое событие прошлого года, когда при работах в коллекторе погибли, задохнувшись скопившимися газами, двое работников «Водоканала». Однако, например, подземная испытательная лаборатория глубиной в 16 метров во дворе ЯкутПНИИС (постоянная температура –2,4 С), цех водоотведения на ул. Фёдора Попова, подземные гаражи в 203-м микрорайоне, думается, вполне пригодны в качестве укрытий от гипотетических авианалетов.

***

Официальный ответ председателя Госкомобеспечения РС(Я) Д. Н. Лепчикова на запрос «ЯВ»:

 - В соответствии с Вашим обращением по вопросу организации защиты населения Республики Саха (Якутия), Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) сообщает следующее. Осуществление мероприятий по защите и укрытию населения на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Если внимательно ознакомиться с данным постановлением, то становится понятно, что защитные сооружения гражданской обороны в основном предназначаются для наибольшей работающей смены организаций, имеющих мобилизационное задание и (или) категорию по гражданской обороне, которые продолжают выполнять свои задачи по жизнеобеспечению населения нашей республики в военное время. На территории нашей республики имеются данные защитные сооружения гражданской обороны. Если смотреть на примере Москвы, то здесь понятно, что огромную массу населения могут укрыть в подвалах зданий, метрополитенах и так далее. С учётом расположения огромной территории республики на вечной мерзлоте, в наших регламентирующих документах предусмотрены Планы эвакуации населения и культурных материальных ценностей в безопасные районы. Об эвакуации население оповещается через экстренные системы оповещения, которые функционируют на всей территории Республики Саха (Якутия). Работоспособность данных систем проверяются ежеквартально совместно с ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия). Включаются системы ежегодно в ходе Всероссийской штабной тренировки по гражданской обороне, которая проводится 4–6 октября. В настоящее время Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России разработал проект быстровозводимого защитного сооружения гражданской обороны. Применение таких технологий для защиты населения возможно только после тщательной проверки. МЧС России продолжает работу в данном направлении. В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации, отнесённые к категории по гражданской обороне, создают и поддерживают в постоянной готовности защитные сооружения гражданской обороны. Как Вам известно, одно имеется на ГРЭС-1, оно предназначено для укрытия сотрудников, работающих на территории объекта, так как они не эвакуируются и продолжают работу по обеспечению электроэнергией жизнеобеспечивающих объектов и населения. Для более подробного ознакомления с данным объектом Вам необходимо направить официальный запрос в организацию. С учётом вышесказанного, на сегодняшний день проведены необходимые мероприятия по защите нашего населения в военное время, все планы и организационные документы ежегодно актуализируются с учётом изменений, происходящих в нашем мире.

ВДОГОНКУ

Кстати, в 2018 году «ЯВ» удалось посетить самое образцовое бомбоубежище Якутии — на ГРЭС-1. Вряд ли что изменилось с того времени. Просто так с улицы нас туда бы не впустили. Всё-таки режимный объект. Лишь после согласования с руководством ГРЭС нам тогда разрешили побывать с экскурсией. Бомбоубежище Якутской ГРЭС было построено еще в 1983 году. Вмещает 130 человек. На случай военного времени оно предназначено для работающей смены Якутской ГРЭС. Обычным людям сюда вход заказан. Снаружи объект ничем себя не выдаёт. С первого раза и не поймешь, что, открыв дверь, можно попасть в подпольное помещение. Защищают от радиации и других отравляющих химических веществ толстые бетонные стены и огромные двери, каждая из которых весит по полтонны. Таких дверей мы насчитали ровно четыре. Внутри убежище сегодня напоминает скорее исторический музей. Администрация ГРЭС использует его для проведения учебных занятий по гражданской обороне, а потому чего тут только нет! Противогазы, фонари, индивидуальные дозиметры для выявления дозы полученной радиации, марлевые повязки — всё времен советского периода. Находиться в убежище люди могут до двух суток. Для отдыха здесь предусмотрены специальные двухъярусные кровати — нары. На одной могут расположиться сразу пять человек. Пока на верхнем ярусе спит один, четверо других сидя ожидают своей очереди на нижней. В военное время по сигналу в течение шести часов работники должны привести убежище в готовность. За это время завозятся продукты питания, вода и необходимый инвентарь со склада. В помещении есть собственная система воздухоснабжения. Через фильтры туда поступает воздух, уже очищенный от радиационной пыли и каких-то химических, отравляющих веществ. После того как радиационная пыль через двое суток осядет на почве, люди могут спокойно покинуть убежище с использованием защитных средств.

 

Владимир ПОПОВ. Фото автора.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb