Убрали руки прочь
Общественная организация "Защитим природу Якутии" (в их числе предприниматель Афанасий Алексеев) добились отмены вырубки лесов в Алданском районе. История началась в 2019-м году, когда ООО "Ангара" и ООО "Вудлэнд24" из Иркутска (владелец — Георгий Маслобойников) выиграли аукцион на аренду земель на берегу реки Амги (в ее верховьях) под заготовку древесины сроком на 46 лет.
Якутяне возмутились и стали собирать подписи под протестным письмом на тему "Руки прочь от наших лесов!"
Видимо, поняв, что дело может закончиться не только письмами, г-н Маслобойников подал иски в Арбитраж Якутии о признании аукциона, договора аренды лесного участка недействительными и применении последствий недействительности сделки. Ответчиком является Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я), третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, — прокуратура республики. Назначено предварительное судебное заседание.
За сухими строчками новостного сообщения прячутся ответы на несколько вопросов, как в пословице "За деревьями леса не видно".
Предприниматель Афанасий Алексеев так прокомментировал победу общественников:
— Я хотел бы отметить обеспокоенность населения Амгинского и Алданского улусов состоянием экологии реки Амги, где до сих пор не прошли последствия вырубок леса 80-х годов.
Активные массы населения многих улусов в условиях современного общества смогли самоорганизаваться и совместно с депутатами районных советов и администрациями районов выступили в поддержку экологии.
Я хотел бы отдельно отметить народного писателя Якутии Василия Егорова — Харысхала, депутата Ил Тумэн Розу Васильевну Солнышкину, известных общественных экологов республики Владислава Коротова, Александра Жураковского, Ивана Степанова, Валентину Иннокентьевну Дмитриеву, Любовь Даниловну Киприянову, Анну Зиновьевну Шишигину, моих коллег по Общественной палате Республики Саха (Якутия) и многих других.
Я твёрдо уверен в том, что именно непримиримая позиция общественности сыграла значительную роль в принятии г-ном Маслобойниковым решения о расторжении договоров аренды лесных участков с Министерством экологии.
Что касается непосредственно Министерства экологии, то я считаю, что на природоохранное ведомство необоснованно возложены две основные функции, которые в корне противоречат друг другу: первое — это защита экологии республики, а второе — организация продажи лесных ресурсов.
Но остаются вопросы: "А дальше что?". Ведь предприниматель из Иркутска не нахрапом приехал в Якутию и начал уничтожать лес, он выиграл аукцион на вполне законных основаниях. А теперь будет ли выставлен этот лот на торги или уже нет?
Об этом мы спросили министра экологии республики Сахамина Афанасьева. Он разъяснил:
— Дело в том, что этот лот был сформирован после лесоустроительных работ Рослесинфоргом после комплекса работ Департамента лесного хозяйства, а именно кадастровых работ, внесения в Лесной план республики, лесохозяйственные регламенты и т. д. То есть перед тем, как выставить лес на аукцион, лесоводы проверяют его состояние, готовят все разрешительные документы и т. д. Выясняют, не расположены ли на предполагаемом участке охранные территории, заповедники, места обитания краснокнижных животных и растений. Далее рассматривается состав деревьев. Для промышленной переработки идет только деловой лес, то есть спелый и перезрелый. Специалисты знают, что растительный мир нуждается в периодическом обновлении. Деревья подлежат вырубке, чтобы дать возможность пойти в рост подлеску, тем самым сберегается здоровье леса, в котором нет буреломов из упавших гниющих стволов.
— То есть на торги выставлялся деловой лес?
— А как иначе? Надо понимать, что Алданский район — это территория лесопромышленности, и там сейчас работают 1200 юридических и физических лиц по лесозаготовкам. В Амгинском улусе — 1400. Их работа строго регламентируется Лесным кодексом и другими нормативными документами, контролируется нашими инспекторами и отмечу, что "черных лесорубов" у нас практически нет.
— Ну, вот, отдали бы эти участки местным, зачем же иркутян приглашать?
— Во-первых, аукцион проводится на специальной федеральной площадке, во-вторых, покупатели там обозначены цифрами, и неизвестно, кто за ними стоит. В-третьих, торги подразумевают равноправие на всей территории нашей страны, обеспечивая доступ всем предпринимателям, невзирая на регион проживания. Поэтому и якутяне могут заняться лесозаготовками, скажем, в Красноярском крае.
— Однако наши возмущаются г-м Маслобойниковым. Он поэтому отказался от участков в Алдане и вы расторгаете с ним договор аренды?
— Основанием для иска об отказе, по мнению арендатора, было обременение третьими лицами, хотя на самом деле никакого обременения не было, что доказывается кадастровыми номерами и видно на публичной кадастровой карте. Кстати, при первом прохождении проекта лесозаготовок от ООО "Ангара" и ООО "Вудлэнд24" государственной экспертизы было получено отрицательное заключение с указанием недочетов. Тогда они исправили их, в том числе выполнили рекомендацию обратиться за экспертным заключением в общественную организацию "Центр экологического просвещения Республики Саха (Якутия) "Эйгэ"". Получив положительное заключение государственной экспертизы, так и не приступили к лесозаготовкам, хотя уже внесли арендную плату 17 миллионов рублей в бюджет РФ и РС(Я).
— Ого, и такую сумму они должны были платить ежегодно?
— Да, и, кроме этого, создали бы дополнительные рабочие места. А еще по вступившим в силу изменениям должны были восстановить лесные насаждения на той же площади, на которой вырубили.
— Все же вопрос остается открытым: что будет с этим лотом?
— По закону он может снова быть выставленным на торги. Понимаете, лес — это возобновляемый природный ресурс и он должен быть использован. Как я уже говорил, тем самым идет оздоровление лесного покрова. Тем более что у нас в Якутии из-за мерзлоты сплошная вырубка строго запрещена, не так, как в других регионах с более мягким климатом.
— То есть получается, весь этот шум защитников природы пропадет втуне?
— Затрудняюсь комментировать, но надо отметить, что лесозаготовительные работы проводятся с учетом всех факторов, в том числе и экологических последствий. За этим наше министерство следит очень строго!
Ирина ЕЛИСЕЕВА