Удаганская сабля... с Кавказа
Уважаемые читатели, после паузы мы возобновляем рубрику "Виртуальный музей".
Призываем активнее присылать нам фотографии старинных и интересных вещей, хранящихся в вашей семье, с описанием предмета и историей их на наш электронный адрес ya-vecherka@yandex.ru, в чат-бот нашего телеграм-канала или приходите и приносите показать к нам в редакцию.
ЗНАКОМСТВО
На днях приобрел книгу воспоминаний о строителе, общественнике, экологе, киноактере Эдуарде Романове (1963–2023). Родственники, друзья, соратники вспоминают Эдуарда добрым словом. И вспомнил я одну историю...
Год 2016-й. Михаил Эверстов из сферы кино сообщил, что меня, "как знатока старины", ищет коллекционер. Мол, зовут Эдуард. Наступил тот день. Познакомились. Я с трудом вспомнил, что виделись давно когда-то, Романов не помнил меня.
Эдуард принес клинки из своей небольшой коллекции. Один предмет изумил. Это явно старинная сабля. Шашкой поначалу и назвать трудно.
Без рукояти — торчит хвостовик, куда должны накладываться щечки рукояти.
И тут Эдуард удивил всех еще больше. Взял клинок за хвостовик рукояти и кончик клинка и с силой, но одним движением согнул под большим углом. И тут же расслабил руки — клинок пружинисто выпрямился. Все присутствующие аж ахнули и вытаращили глаза, что твои советские юбилейные монеты, как, впрочем, и я.
С разрешения взял железку в руки. Повертел. Сверхлегонькая сабля с полуторной заточкой клинка. Хотя ширина спинки не скажу, что тонкая чрезмерно.
КЛЕЙМА
Обратил внимание на клейма. Это с одной стороны плоскости клинка солнце с острыми лучами, как на черкесских шашках веков XIV–XVIII. С другой стороны — полустертое клеймо в виде зубастого зверя с закрытой пастью. "Волчок" клинков из Пассау и Золингена — с открытой пастью и часто инкрустирован латунью, а здесь нет инкрустации и пасть закрытая. Ба! Это же легендарная шашка "терс-маймун"! Изображение павиана или волка на лучших клинках Кавказа. "Ревущая обезьяна", или другой вариант чтения (с арабским уклоном) — "щит и меч".
С этим связан исторический курьез. Кузнецы из южно-германского города Пассау еще в XIV веке начали ставить на свои клинки известнейший фирменный знак — схематичное изображение бегущего волка. Оружие из Пассау, главным образом мечи, прославилось своим качеством по всей Европе и даже на Востоке. Неудивительно, что клеймо стали подделывать. В Европе за это серьезно наказывали, поэтому конкуренты из Золингена в 1464 г. попробовали официально выкупить у Пассау их фирменный знак. Попытка не удалась, и золингеновские оружейники начали понемногу использовать популярную марку начиная лишь с XVIII века. А к XIX веку, т. е. к началу затяжной Кавказской войны, у горцев накопилось и пассауских, и золингеновских "волчков".
Хотя было и много местных кавказских сабель с подобным клеймом аж с позднего Средневековья. Притом ничуть не уступающие по свойствам германским. У Романова было именно кавказское творение. Самобытность сквозила.
По функционалу. Эдуард пробовал рубить этой шашкой стандартные железные арматурины, которые прорубались при этом на половину толщины, а лезвие клинка не деформировалось. Сам я это не видел — лишь со слов. Адыги и чеченцы для проверки тоже рубили подобными клинками крупные гвозди. И тоже якобы без сколов лезвия.
РЕСТАВРАТОР
Далее Романов рассказал версии происхождения сабли. У него было два варианта.
Первый — для конспирации. Мол, неизвестные работники алмазной промышленности нашли на разработках "гуннскую саблю" и годами рубили им мясо на кухне вахтовиков. Сохранились даже обращения Э. Романова и его товарищей к председателю Президиума РС(Я) в 2003 году.
Другая версия — подтвержденная по другим независимым источникам. Эдуард, имевший практичный ум, совмещал в своих поездках несколько дел: работа, охота, наведение связей и... даже реставрационные работы с экспонатами в местных музеях.
Дело было тогда в Оленьке. Конец прошлого века. В пору, когда зарплата зачастую шла по бартерной системе. Эдуард реставрировал в Оленекском краеведческом музее ряд деревянных экспонатов, а также реставрировал старинный эвенкийский традиционный женский костюм. Бартер — эта ранняя кавказская шашка с "волчком". Работа была проделана — оплата выдана.
САБЛЯ ИЗ АРАНГАСА
Музейные работники сообщили Эдуарду, что сабля (как они и называли этот клинок) появилась в их фондах недавно, в те же 90-е. Принесли сотрудники милиции. Даже там на дальнем северо-западе республики тогда появлялись рэкетиры. Один из них совсем распоясался. Ходил с саблей и грозился им головы посрубать строптивым предпринимателям.
Согласно легенде отобрал бандит сабля у охотника. Тот же якобы нашел клинок в малопосещаемых местах, где в ту пору еще находились обрушившиеся арангасы (воздушные погребения) удаганок. Это подальше местности Таҥара. В одном из могильных холбо сбоку скелета удаганки и лежала эта сабля.
Какими путями кавказский клинок оказался в наших краях. Были ведь и ссыльные кавказцы, и привозили трофеи с кавказских войн военные, участвовавшие в кампаниях.
Но! Одно большое но.
Удаганские арангасы близ Тангара — предположительно XVII–XVIII вв. В таком случае правдоподобнее выглядит гипотеза о постепенном поэтапном продвижении шашки от народа к народу обменным путем.
ПЛЯСКИ С ОРУЖИЕМ
Получается еще, этот клинок удаганский. Видимо, чтобы рубить лед в проруби-ойбон во вратах Гибельных вод Уу Дьаамы Нижнего мира или рассекать на части злых духов. Говорят, в старину камлали не только с бубном или веткой ивы с конскими волосами — дьалбыыр, но и с удаганским кылыс, или как мегюренский ойуун Дуоҕунаан оҕонньор с копьем танцевал навстречу солнцу.
Видимо, подобные шаманские и удаганские длинные клинки и были известны в потаенной мифологии ойуунов как колдовская железная линейка дьураа или дьирбии для уничтожения зла.
P. S. Эдуард версию о "мече-кладенце" из арангаса рассказывал вполголоса и как бы с некоторой опаской. Тогда я понял, что в отличие от многих современных неошаманистов Романов — традиционный человек, почитающий верования предков. И даже как-то чувствующий себя виноватым, что держит шаманскую вещь у себя. Позже я слышал, что он отдал на хранение клинок кому-то другому.
Владимир ПОПОВ