В Якутии предложили ограничить рекламу доставки быстроуглеводной пищи
В минувший вторник в Республиканском медиацентре собрались врачи, диетологи и другие специалисты в области гигиены питания, нутрициологии, пищевых и биотехнологий, чтобы обсудить особенности регионального питания и шаги популяризации якутской национальной кухни и ее влияние ни много ни мало на оздоровление нации. Модераторами данного круглого стола выступили главный диетолог Министерства здравоохранения республики Ульяна Лебедева и основатель клиники «Дельта» Николай Григорьев.
ЫСЫАХ — ПРАЗДНИК БЕЛОЙ ПИЩИ
Для начала онлайн выступила с докладом директор НИИ профилактической медицины Айгуль Абдулаева из казахского города Астаны, подробно рассказав, чем именно занимается их институт, и изъявив желание работать в симбиозе с якутскими врачами-диетологами, которые обеспокоены набирающим обороты ожирением нации. А в Астане, по словам Абдулаевой, ведется много работы по внедрению здорового образа жизни среди населения, в частности ведение социальных образовательных и научных программ.
О культурном коде в питании народа саха присутствующим поведала сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Екатерина РОМАНОВА:
— В эпических сказаниях, питаясь живительным напитком — кумысом, крепли слабые, росли и полнели малые, исцелялись хилые. Еда становится метафорой божественного: белая пища — пища богов. Божества айыы дарят на ысыахе новую душу (кут), воплощенную в ритуальной еде, вот почему на ысыахе центральную роль отводят ритуалу кумысопития. Кумыс и масло — живая субстанция, эквивалент жизни, в этом контексте приобретает понятие «илгэ». В якутской мифологии это дар богов, божественная жидкость. Кумыс, молочные продукты, заправленные маслом, считались неисчерпаемыми носителями жизненной силы сюр (кут), дарованной божествами, и служили показателями богатства и изобилия. В якутской традиции белое и желтое илгэ являются маркерами единства первоэлементов космоса, воплощенного в яйце — мировом символе вселенского начала. Желтое илгэ — это масло, белое — это молоко. В олонхо говорится, что кумысная закваска заготовлялась с соблюдением магического обряда туом тардыы из молока семи впервые ожеребившихся кобылиц и молока девяти яловых кобыл. Так, запрещалось громко говорить, шуметь, ссориться в помещении, где готовится кумыс, так как это влекло за собой «смерть закваски». Эти правила поведения удивительным образом совпадают с обрядами деторождения у якутов. Мифологические тексты о ритуале передают, что, когда Эллэй на ысыахе после поднятия чаши с кумысом возгласил: «Уруй!» — сверху в его чашу пролился кумыс целой струей, подобно натянутому проводу. «Эллэй, окончив молитву, три раза глотнул кумыс и возгласил: «Уруй!», после третьего возгласа кумыс в чаше Эллэя вскипел белой пеной». Во время алгыса пищевая культура моделирует счастливую жизнь. Сегодня гастрономический туризм развивается в рамках в том числе и празднования ысыаха, и одной из черт современного праздника стала реализация продвижения крестьянских хозяйств, дегустация местной кухни, продажа продукции, произведенной в нашем регионе. Совсем недавно мы совместно с казахскими учеными выпустили книгу «Кумысный праздник степного мира Евразии: лейтмотив, память и идентичность», подчеркивая, что кумыс должен стать евразийским брендом. Это, несомненно, культурная ценность Якутии, и в этом начинании предлагаю поддержать наших северных предпринимателей.
НЕТ УГЛЕВОДНОЙ ВАКХАНАЛИИ!
Николай ГРИГОРЬЕВ, руководитель клиники «Дельта», основатель компании «Арктикбио»:
— Суть моего доклада «Этнический тип питания как основа здоровья нации» — средняя продолжительность жизни. Отмечу при этом, что мужчины, по данным Росстата, в среднем по России живут на десять лет меньше, чем женщины. По заболеваниям большой рост отдается новообразованиям, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения. Одной из причин мы считаем изменения в образе питания, в качестве пищи, питьевой воды. Еще Гиппократ говорил: «Ты то, что ты ешь». Мы подняли архивные данные, чтобы изучить годовой состав пищи у якутов. К примеру, Александр Миддендорф приводит такой список: 20–30 фунтов (9–10 кг) фамильного чая, 40–80 фунтов (18– 36 кг) белого сахара, 5 и более ведер водки (61,5 литра), 30 и более пудов (480 кг) конины, 20–30 пудов (320–480 кг) коровьего мяса, 10–15 пудов (160–240 кг) масла топленого, 5–7 пудов (80–112 кг) масла якутского, 25 пудов (400 кг) творога-простокваши. Это в 1842 году на зажиточную семью из пяти человек. Нынче такая же семья 36 кг сахара съест не за год. А вот Ричард Маак описывает среднестатистическую семью из пяти человек, проживающую в 1859 году в Сунтарском улусе Вилюйского округа так: в год это хозяйство употребляло рыбы 14 пудов (224 кг), мяса семь пудов (112 кг), хлеба (зерно, ячмень) — шесть фунтов (2,7 кг), заболони древесной — 9 пудов (155,7 кг). То есть оладьи испокон относились к обрядовой пище, но со временем у народа саха произошла какая-то трансформация, позволившая считать, что оладьи — это чисто якутский тип питания. Ничего подобного! По данным Вацлава Серошевского, в последней четверти прошлого века средняя семья из четырех-пяти человек съедает растительных продуктов (заболони, кореньев, ягод) от 10 до 100 пудов (160–1600 кг!), а молока свежего и снятого — от 140 до 200 пудов (2240–3200 кг). Так что в корне неверная поговорка о том, что якобы якут траву не ест. Много мы травы ели. Посмотрите на фото саха прошлого столетия, вы не увидите ни одного человека с лишним весом. Также очень много потреблялось в пищу рыбы — в два-четыре раза больше, чем мяса. Водки выпивали три литра в год, я считаю, это мало. И такой углеводной вакханалии, как сейчас, попросту не было! Были углеводы естественного характера, тот же кумыс, к примеру, и то их немного употребляли. Раньше Якутия была одним из регионов долгожительства, сейчас эта тенденция идет к снижению: износ организма обгоняет возраст. Сегодня мы наблюдаем у населения большую белковую недостаточность, железодефицитную анемию, дефициты магния, витамина Д и других групп витаминов. Нужно на всех уровнях поднимать вопрос по поводу возращения якутов к генетически обусловленной пище, на законодательном уровне ограничить рекламу доставки быстроуглеводной пищи. Любой мало-мальски раскрученный блогер немедленно начинает рекламировать фастфуд, тем самым формируя неправильное пищевое поведение нации, начиная с малых лет. Считаю, что нужно вести работу по популяризации этнической кухни не только в ресторанах, но и в стритфудах.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ
Анастасия САВВИНА, врач-диетолог Республиканского центра общественного здоровья и медицинской профилактики, кандидат медицинских наук:
— Наши предки были охотниками, собирателями, скотоводами и ели натуральную цельную пищу, рыбу и мясо. Именно к этой пище в течение тысяч лет приспосабливались наши гены, и это и есть пища, совместимая с нашим организмом. Пища эта была очень питательна, богата белками (20–25%), животными жирами (50–55%), витаминами, минералами и содержала умеренное количество более сложных, трудноусвояемых углеводов — нерастворимой клетчатки (20–30%). Якутия до первой половины ХIХ века славилась долголетием своих жителей. По данным исследователя Льва Львова (1974), люди, перешагнувшие рубеж долголетия, придерживались определенной культуры питания: умеренность в еде, разнообразие рациона, скудость жиров, большое содержание растений в пище. Наш народ в массе своей был хорошо сложенным, физически крепким и чрезвычайно выносливым. Начиная с первой четверти ХIХ века стало наблюдаться резкое падение кривой роста: 90-летний дед был высокого роста, 60-летний сын — среднего, а 30-летний внук — ниже среднего роста. Так сработал закон генетической дегенерации или так называемый закон трех поколений. Свою роль в этом сыграли алкоголизация населения и табакокурение.
****
В докладах участников круглого стола сделан акцент на масштабное проведение госполитики в области здорового питания, создание фундаментальной и прикладной научной базы с учетом региональных особенностей, развитие собственного агропромышленного и перерабатывающего комплекса, при этом объем и структура производства местных продуктов питания должны рационально сочетаться с завозом из других регионов страны и ликвидировать зависимость от экспортного продовольствия.
****
По данным Росстата, на 1 мая 2024 года численность населения (постоянных жителей) Якутии составляет 971 996 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет — 96957, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет — 114 939, молодежи от 18 до 29 лет — 116 397, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет — 418 201, пожилых людей от 60 лет — 211 895, долгожителей старше 80 лет — 13 608.
Из них якуты — 485 026 (49,90%), русские — 367 414 (37,80%), эвенки — 21 384 (2,20%), эвены — 15 552 (1,60%), татары — 8 748 (0,90%), другие национальности (не менее 0,5% каждая) — 52 488 (5,4%). Средняя продолжительность жизни в РФ и в РС(Я) мужчин — 65,57 лет и 67,67 лет соответственно, женщин — 77,77 и 77,60.
Яна НИКУЛИНА
Фото автора