В Якутии вновь заговорили об открытости и доступности судебной власти
Помнится, в начале 2000-х годов в Якутске впервые заговорили о прозрачной деятельности судов. Никогда ранее об открытости судов речи не велось, сами журналисты мало знали о своих правах, а судьи не желали видеть на своих процессах представителей СМИ. В те годы в городе был солидный пул журналистов, регулярно посещающих судебные процессы и пишущих на острые темы, но они периодически сталкивались с конфликтными ситуациями и нарушением своих профессиональных прав. Даже бывали случаи, когда между журналистами и судебными приставами происходили чуть ли не драки. Было всякое...
На этой неделе проблема открытости, прозрачности, доступности судебной системы обсуждалась на круглом столе в Верховном суде республики. Председатель Совета судей Игорь Верхотуров четко пояснил, что ключевой показатель открытости и гласности судов — это присутствие журналистов в судебных заседаниях, получение ими информации и ее распространение. Журналист, освещающий судебный процесс, выполняет свой общественный долг, донося информацию до населения.
Игорь ВЕРХОТУРОВ:
— 5 декабря 2019 года на заседании Совета судей была утверждена концепция информационной системы до 2030 года. Было отмечено, что целью информационной политики судебной системы является обеспечение прозрачности и доступности информации для общества, укрепление доверия к правосудию и формирование правовой культуры. Во исполнение этой концепции Советом судей республики в июле 2023 года была создана Объединенная пресс-служба судов Якутии, утверждено ее положение. Конечно, не в каждом суде есть штатная единица пресс-секретаря, но в каждом суде сейчас есть ответственное должностное лицо по взаимодействию со СМИ. Конечно, определенные проблемы существуют, не всегда в судах в полной мере обеспечивается требование об открытости и гласности судопроизводства. Обращу ваше внимание на базовое постановление пленума Верховного суда РФ от 13 декабря 2012 года № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации деятельности судов». В этом пленуме подчеркнуто, что присутствие журналистов на судебных заседаниях в целях получения сведений по делу является законным способом получения информации при осуществлении профессиональной деятельности журналиста, в связи с чем не допускается чинение препятствий и отказы в доступе в зал судебных заседаний по мотивам профессиональной принадлежности, отсутствия аккредитации или по иным основаниям, не предусмотренным законом.
ФОТО И ВИДЕО
Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются журналисты в судах, — это проведение фото- и видеосъемки. Некоторые судьи разрешают щелкать фотоаппаратом, а вот другие... Послушаем, что сказал по этому поводу Игорь Верхтуров:
— Фотосъемка, видеосъемка, киносъемка, а также трансляция по радио или телевидению хода судебного разбирательства могут осуществляться с разрешения суда. Представители СМИ, желающие осуществлять фото-, видео-, киносъемку открытого судебного разбирательства, должны обратиться к суду с соответствующей просьбой или заявлением. Ходатайство журналиста подлежит обязательному рассмотрению с учетом мнения всех участников процесса. При принятии решения суду следует исходить из того, что такая фиксация возможна по любому делу за исключением случаев, когда она может привести к нарушению прав и законных интересов участников процесса. Это право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т. д. Если суд придет к выводу, что фото-, видео-, киносъемка не приведут к нарушению прав участников процесса, то он не вправе запретить их только по причине субъективного, немотивированного нежелания участников процесса такой фиксации. Если стороны по какимто субъективным и немотивированным причинам не хотят сниматься, то суд не вправе отказать журналисту. Это очень важный момент. Мы ориентируем судей на эти требования. В любом случае, если у вас, журналистов, возникнут подобные проблемы, рекомендую сразу обращаться к представителям пресс-службы судов, чтобы эту проблему купировать. Любой отказ в заявлении о фиксации должен быть мотивированным!
ЕСЛИ СТОРОНЫ ССЫЛАЮТСЯ НА ТАЙНУ СЛЕДСТВИЯ
Часто на судебных процессах, касающихся избрания меры пресечения, адвокаты или же сами гособвинители, не желающие, чтобы журналисты присутствовали на заседании, утверждают, что раскрытая в суде информация навредит так называемой тайне следствия. Но так ли это? Или же это уловка, чтобы спровадить журналиста за двери?
«Вопрос об открытом или закрытом режиме судебного процесса решается судьей до начала судебного разбирательства либо в ходе рассмотрения дела. Во время процесса судья устанавливает, имеются ли в материалах дела сведения, которые составляют какую-либо охраняемую законом тайну. Это может быть государственная или коммерческая тайна; речь идет о несовершеннолетних или же касается преступлений, связанных с половой неприкосновенностью. В этих случаях процесс всегда закрытый. Что касается всех остальных категорий, то прямого указания в законе, что процесс должен проходить в закрытом режиме, нет. Что касается тайны следствия, то нельзя по одному лишь немотивированному ходатайству следователя отказать журналисту в присутствии. Конечно, следователь не заинтересован, чтобы информация о первоначальных следственных этапах была общедоступной, но решение судьи должно быть мотивированным. Как правило, процессы об избрании меры пресечения проходят в открытом режиме, и само по себе присутствие журналистов в суде не нарушает права участников процесса, но все должно быть мотивировано», — было сказано на круглом столе.
МОЖНО ЛИ ФОТОГРАФИРОВАТЬ В КОРИДОРАХ СУДА?
Этот момент крайне острый, потому как судебные приставы, ссылаясь на какие-то свои внутренние регламенты, запрещают журналистам прикасаться к телефонам в коридорах суда. Нельзя — и точка! Но на встрече со СМИ было четко сказано, что судебные приставы не могут запрещать проводить фото- и видеосъемку в коридорах суда. У них нет на то полномочий. Но в то же время журналистам были даны рекомендации — не вступать в конфликтные ситуации с судебными приставами, во время проведения фото- и видеосъемки рядом должен находиться представитель пресс-службы, а также представителям СМИ нужно быть аккуратными, чтобы в кадры не попали лица, не имеющие никакого отношения к делу.
Также на круглом столе журналистам посоветовали не забывать о статусе подозреваемых и обвиняемых. «Нельзя ни в коем случае говорить о подозреваемых и обвиняемых как о лицах, совершивших преступления», — было подчеркнуто на встрече.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА