Главная » 2022 » Июль » 16 » В Якутске открылся кризисный центр для детей и подростков

В Якутске открылся кризисный центр для детей и подростков

 

В Якутске на днях открылся кризисный центр для детей и подростков. При слове «кризисный» невольно возникает ассоциация с приютом. Но это не так. Данный центр будет оказывать психологическую и психиатрическую помощь. Он находится в центре города, по адресу: Орджоникидзе, 33. Приём здесь ведут ведущие специалисты психоневрологического диспансера.

Мы решили узнать, на какую помощь могут рассчитывать в новом центре родители и дети и как туда можно записаться. Как только заходишь в помещение кризисного центра, то сразу натыкаешься на стол специалиста, который выдаёт справки для абитуриентов. Сейчас как раз идёт горячая пора медосмотров. И эта «заветная бумажечка», что ты не состоишь на учёте, как нельзя кстати. А тут эту справку можно получить быстро и без длинных очередей. Временный пункт выдачи справок открыли как раз для удобства поступающих, и он перестанет функционировать, как только завершится приёмная кампания.

Проходим далее в кабинет врача-психиатра Валерии БЕРЧИТОВОЙ, где она подробно рассказывает о работе нового центра.

— Это кризисный центр для подростков в возрасте от 12 до 17 лет, которые, скажем так, находятся в трудной жизненной ситуации. Здесь они получат квалифицированную психотерапевтическую помощь. Также наш клинический психолог Катерина Васильевна Острохонская проводит диагностику и занятия по арт-терапии, занятия с метафорическими ассоциативными картами. На выбор они могут рисовать на холсте, на бумаге, с помощью гуаши, карандашей, фломастеров или масляных красок. В общем, кто во что горазд и как умеет. С помощью определенных заданий будет проводиться углубленная диагностика. Если, допустим, ребенок немногословен и не хочет говорить о каких-то проблемах, то арт-терапия поможет ему раскрыться.

— Можно и стены тогда здесь разрисовать в веселеньких тонах. А то тут как-то немного пустовато как будто.

— Стены украсим картинами детей. Мы покрасили их в спокойный лавандовый цвет. Всем коллективом выбирали. Сюда еще должны привезти мебель, технику. Тут должно получиться, согласно моей задумке, очень комфортное пространство для детей.

— До этого центр функционировал где-то или это совсем новое направление работы ЯРПНД?

— Подростков принимали в поликлинике в диспансерном отделении ЯРПНД. Наблюдались у подросткового врача-психиатра.

— А точно на учёт не возьмут тех, кто обратится в кризисный центр? Обычно этого боятся многие родители.

— На самом деле попасть на учёт в ЯРПНД не так уж просто. Иногда бывают даже такие ситуации, что человек хочет, чтобы его взяли на учёт, а у него нет показаний для диспансерного наблюдения. Такое редко, но бывает. То есть здесь должны быть определенные показания. Если человек хочет просто посещать психиатра от консультации до консультации, то, конечно, без проблем. Если он социально не опасен, в том числе и для самого себя, то его и не возьмут на учёт.

— По каким вопросам чаще обращаются к вам?

— Так как это кризисный центр, дети к нам обращаются с депрессиями, парасуицидальными попытками, но именно от родителей зачастую основная жалоба в том, что ребенок ленится. Например, не моет посуду, не заправляет кровать, не убирает комнату, нет мотивации учиться.

— И что, сразу к психиатру из-за этого надо обращаться?

 — На самом деле у ребенка могут выявиться затяжные депрессии. Некоторые сравнивают прокрастинацию с ленью. Хотя ребенок понимает, что ему надо что-то делать и хочет это делать, но не может себя должным образом настроить на рабочий лад.

 — Как помочь ему выйти из такого состояния?

— Здесь нужна дифференциальная диагностика и консультация других специалистов. Часто дети жалуются на отсутствие энергии, что не могут нормально выспаться. Особенно школьники. Очень важно пройти дифференциальную диагностику у педиатра, эндокринолога, психиатра и невролога. То есть нужно выявить, чем вызвана астения: возможно, это связано или с депрессивным расстройством, или же дефицитом витаминов и минералов. Например, дефицит витамина Д3, железа (ферритина в частности), магния проявляется именно так.

— Мне кажется, все подростки ленятся. Поэтому родители и ругают часто именно из-за неубранной комнаты.

— Здесь, конечно, важно относиться к своему ребенку с поддержкой. Не ругать, а пытаться найти с ним диалог. Ведь ситуация со стороны родителя может выглядеть иначе, чем со стороны ребенка. Для родителей очевидно, что они многое делают для ребенка. Допустим, оплачивают обучение, репетиторов, покупают какие-то гаджеты. А ребенок это воспринимает как само собой разумеющееся и, наоборот, видит только негатив со стороны родителей. И если этот момент вовремя не прояснить, то может возникнуть недопонимание.

— Увы, как раз из-за нехватки времени обычно и не общаются многие родители с детьми.

— А нужно постоянно общаться, о чувствах, об эмоциях. Вообще, я заметила, что у нас очень распространено такое состояние, как алекситимия. По простому выражаясь, сложность в идентификации своих чувств и эмоций. Последствия этого — низкая эмпатия. Эмоциональная холодность на переживания другого человека.

— Поддаётся только медикаментозному лечению?

— Если проблема только в алекситимии, то лечение проходит посредством психотерапии. Это нужно диагностировать, корректировать. Проблема только в том, что она часто связана с другими расстройствами тревожно-депрессивного спектра.

— Как распознать, что у ребенка есть какие-то проблемы? На что обратить внимание, чтобы забить тревогу?

— Во-первых, конечно, нужно обратить внимание на то, с какой периодичностью это происходит. Нет ли у ребенка мрачного, пессимистичного настроения на постоянной основе. Также реагируем на любые изменения в поведении: стал ли более конфликтным? Появилась ли какая-то зависимость (например, компьютерная или пищевая)? Агрессия? Нарушение сна?

— Сколько примерно длится лечение?

— У всех курс лечения индивидуален. Речь именно о психотерапии. У нас есть контрольные тесты, на которые мы и ориентируемся во время своей работы. Я обычно своим пациентам предлагаю пройти Госпитальную шкалу тревоги и депрессии HADS, шкалу депрессии Бека, Торонтскую алекситимическую шкалу TAS-26 и потом смотрю результаты в динамике.

— Обычно говорят, все наши фобии родом из детства. Потом это сильно нам мешает во взрослой жизни. Как избавиться от них?

— Фобия — это когда у вас возникает панический, смертельный страх перед чем-либо. До такой степени, что вы боитесь умереть из-за этого. Так что вы скорее говорите не о фобическом страхе, а о повышенном уровне тревожности. Вообще, эволюционно так сложилось, что тревога, наоборот, помогала человеку выживать. Всегда выживал более тревожный человек, который, условно говоря, задвинул камнем вход в свою пещеру, чтобы его не съел саблезубый тигр. В отличие от нетревожного человека, который в это время гулял в поле. Поэтому можно сказать, что мы потомки тревожных людей. И тревога у нас в крови, просто она у кого-то больше выражена, а у кого-то меньше.

 — Не стоит с ней даже бороться тогда?

— С тревогой бороться на самом деле бесполезно. С тревогой нужно подружиться. Если она влияет на качество жизни, то нужно найти способы, как её можно принять и немного усмирить. Я обычно предлагаю своим пациентам комплекс упражнений, который называется страшным словосочетанием «прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону». Но на самом деле это достаточно простая техника расслабления. Она основана на том, что психическая тревога и телесное напряжение взаимосвязаны. Наверное, вы замечали, что когда испытываете тревогу, внутри всё сжимается, начинаете ходить из угла в угол. Прелесть этого метода заключается в том, что человек учится осознанному расслаблению. То есть когда он начинает тревожиться, вместо того, чтобы концентрироваться на чувстве тревоги, он, наоборот, расслабляется. А расслабленное тело чисто физически не может испытывать тревогу. Нужно понимать, что наше внимание — это тоже энергия. И то, куда направлено наше внимание, там мы, по сути, и есть. В ситуации, когда вы испытываете тревогу, необходимо отвлечься на что-то другое и по возможности расслабиться.

— Тема, конечно, страшная, но не могу не спросить про попытки суицидов. Много таких пациентов сейчас среди подростков?

— Чаще, конечно, это не истинные суицидальные попытки, а парасуицидальные. Демонстративная оценка, привлечение внимания. Дети хотят, чтобы их пожалели. Опять всё упирается во внимание родителей. Как правило, это дети как раз таки с алекситимией. Как им кажется, они испытывают смесь эмоций: то ли страх, то ли злость, то ли грусть. Но дети не до конца понимают, какую эмоцию испытывают на самом деле. И из-за проблем с идентификацией эмоций возникает проблема с их выражением. Впоследствии они могут прибегать к каким-то самоповреждениям. Проявления разнообразны: кто-то выдергивает себе волосы, ресницы, брови, кто-то наносит порезы. И после того, как они осуществили этот процесс, чувствуют некое облегчение.

— Если подростки проходят лечение в кризисном центре, то вы оповещаете школу об этом?

— Мы не рассказываем о своих пациентах в школе, эта информация является врачебной тайной, и её разглашение преследуется по 178 статье УК РФ. Даже если кто-то состоит у нас на диспансерном учёте. Такие данные можно представить только по официальному запросу МВД или прокуратуры.

 — Как к вам попасть?

 — Запись осуществляется через участкового врача в диспансерном отделении. Направление может также выписать любой врач стационара.

— То есть по самообращению не принимаете?

— Нет. Потому что нужно знать нозологию, диагноз. Дети сами не могут обратиться, так как, по законам РФ, до 18 лет ответственность за них несёт родитель или иной законный представитель. И потом, на первый приём мы всегда приглашаем кого-то из родителей. Важно знать, поддерживает ли он ребенка. И при необходимости с родителем тоже можно провести какую-то психотерапевтическую беседу.

— Какой можете дать совет родителям подростков?

— Будьте терпеливее со своим ребенком. Вспомните себя в подростковом возрасте. Ведь что нас раздражает в других людях? Это как раз те качества, которые мы в себе игнорируем или просто не замечаем. Будьте добрее к детям. Относитесь к ним с любовью. Ведь никто, кроме наших детей, не любит нас безусловной любовью. Дети любят родителей просто потому, что они есть. Поэтому желаю всем терпения и взаимопонимания друг с другом!

 

Надежда СИВЦЕВА.

Фото:https://snob.ru/

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb