В Якутске проходит выставка долганской и нганасанской культуры
С 24 апреля по 2 июля в Национальном художественном музее республики проходит выставка долганской и нганасанской культуры. Экспозицию привез в Якутск Василий Батагай, главный хранитель фондов Таймырского дома народного творчества, мастер резьбы по кости, аппликации из ровдуги и меха северного оленя.
— Василий Иванович, что вы привезли в Якутск?
— Мы приехали с выставкой двух народов — нганасан и долган. Долганы — самой молодой этнос, проживающий на территории Таймыра. Их численность там примерно около пяти тысяч человек, и в Анабарском улусе республики еще две тысячи. А нганасаны — самый древний этнос. Их всего восемьсот человек. В экспозицию вошли костюмы, предметы этнографии, изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства (изделия из кости). Вся экспозиция связана в диалоге времен. Мы хотели проследить путь творчества самобытных художников, культуру коренных народов, населяющих полуостров Таймыр. Первая часть выставки — предметы этнографии из нганасанской коллекции последнего на Таймыре шамана Тюбяку Костеркина из рода Нгамтусуо. Эти вещи использовались в культовых мероприятиях. Например, металлическая люлька. Когда рождался ребенок, ему давали имя только через год, во время камлания шамана. Чтобы доказать духам, что ребенок родился в Срединном мире, шаман показывал люльку, и божество давало имя.
— А это что за лодочки?
— У всех народов Таймыра были специальные нарты, где хранились идолы, покровители семьи. У нганасан при их перевозке под нарты подвешивались либо металлические, либо деревянные лодочки. А вот колокольчики, которые своим звоном притягивали духов. Наконечник копья использовался во время камлания. Металлическая гагара, птица Нижнего мира, также была атрибутом обрядов.
— Что еще будет интересно увидеть, кроме шаманской атрибутики?
— Далее женские и мужские предметы одежды. Нагрудные детали для женской парки с колокольчиками. Кисетик, где хранился табак или специальная пушица. Нгансаны собирали ее во время цветения ольхи и использовали для разжигания огня. Крюк, который использовали для прочищения курительной трубки и развязывания кожаных ремней. Кресало, которым разжигали огонь. Есть круглое нагрудное мужское украшение, которое сейчас не носят. Детали для упряжи. Нащечники оленя, с нганасанским орнаментом. Спица для ловли рыбы. Она делалась из бедренной части оленя, так как именно этот материал в воде не деформировался и оставался твердым в отличие от бивня мамонта или рога оленя, которые впитывают воду и размягчаются. Кость выдерживает нахождение в воде. Ее смазывали жиром, нанизывали на нее кусок мяса и ловили нельму или налима. Вот орнаментальная мужская прошва (вставка). Нганасанский костюм сборный. Состоит из множества деталей. Сначала шьются мули с орнаментом, потом они вставляются в стык основных деталей и вшиваются в костюм жильными нитями.
— Вижу, что большая часть экспонатов — это одежда...
— Да, парки. Национальная одежда долган. Мы привезли восемь видов. В разных техниках и исполнении. Есть очень старинные парки. Вообще, у нас почти все старинные. Современных парок нет. Самая «юная» — где-то середина XX века, остальные еще старше.
— Откуда они?
— Есть обычай: когда человек умирает, его любимая одежда сжигается. Но, к нашей удаче, не всю одежду сжигали. Во время экспедиций, бывает, нам дарят парки или мы выкупаем, просим отдать. Иногда приносят парки на реставрацию. Так, три года назад принесли две долганские парки. Они лежали у людей в шкафу, где-то моль поела, и их решили выкинуть. Я узнал, и попросили нам их принести. Сейчас будем реставрировать. Иногда сторонним этнографам дарят, а они уже нам приносят. Сейчас у нас около двадцати видов долганских парок. Недавно подарили нганасанскую парку и обувь. Каждая вещь уникальна. И иногда после реставрации парку надевает внучка или правнучка. Представьте чувство, когда надеваешь одежду, которую шила твоя бабушка или прабабушка. Гордость за своих предков.
— Какие материалы использовали для их изготовления?
— По сезону. Мех для зимних. Сукно в летнем варианте. Причем шкура была не абы какая, а годовалого оленя, забитого в определенное время года по сезону. Шкура волка и росомахи использовалась только для окантовки. Женщина могла использовать камус волка себе на обувь.
— Что означают цвета?
— Это палитра тундры. Наши мастерицы брали за основу сочетания цветения тундры. Современные мастерицы используют очень яркие цвета, а в то время были приглушенные тона, приятные для глаз. Всё красилось природными красителями. Лишайник, который растет на камнях. Сначала белый, со временем желтеет. Его кипятили, и он давал цвет. Также в воду бросали кусочки меха с наростов на лапах зайца, и получался желтоватый цвет. Использовали кору. Из подшейного волоса оленя делали белую окантовку. Темные цвета достигались использованием нагара из котлов. Разукрашивали орнамент палочками. Также можно увидеть инструменты, с помощью которых соединялись элементы парки. Предметы рукоделия — наперсток, игольница из кости бедренной части гуся. Главная колыбель мастериц долганского костюма — Волочанка.
— Почему?
— Там проходил торговый путь — Хатангский тракт. Купцы останавливались в поселке, и мастерицы могли выбрать ткань, нити, бисер. В основном самые богато расшитые парки у южных долган.
— Несколько парок украшены русскими платками...
— Платки тоже вошли в состав долганского костюма как неотъемлемая его часть, особенно павловопосадские. Их привозили купцы, обменивали.
— Одна из парок украшена сзади. Это что-то значит?
— Да, это женское металлическое украшение. Его носили только замужние женщины. На нем размещены знаки — дорога мужа и дорога жены, — и они объединены. Во время традиционных танцев, к примеру, на празднике встречи солнца всё это очень красиво звучит. Женская парка называлась в честь орнаментальной прошвы. Хутургу — то есть прямые полосы. Толбон — орнамент выполнен в шахматном порядке. Кыбыты ардай — меховая мозаика, вставленная в стык, и т. д. В центре экспозиции — нганасанский костюм, мужской и женский. Они сшиты из кожи, а не из ткани, с использованием подшейного волоса. Нганасаны использовали природные материалы. Уже потом пришли тканевые вставки, а так все делалось полностью из природных материалов.
— Обувь...
— Есть короткие — унтики, длинные — гуруми. Красные вставки на унтиках говорят о том, что девушка замужем. Также обратите внимание на головные уборы. На женской шапке с боковой части орнамент, он символизирует летний чум. Есть порог, основа очага, символы женщины. Есть шапки бисерные, нитяные, а есть из меха лапок лисы. Одежду всегда старались надевать из однородных материалов: ткань с тканью, мех с мехом, бисер с бисером. Сначала у долган были только суконные парки, бисера не было. Позже начали использовать бисер, но чаще для пошива меховых, так как блеск меха, волоса оленя и бисера очень красиво сочетаются. Потом уже начали использовать сукно и бисер. Есть интересная особенность одежды с бисером. В ней никогда не хоронили умерших. Считалось, что душа не сможет уйти из Среднего мира, так как запутается во всех этих дырочках.
— Помимо одежды, шаманской атрибутики здесь много экспонатов современных мастеров. Я вижу статуэтки, выполненные из рога оленя, бивня мамонта, картины...
— На стенах работы нганасанского художника Мотюмяку Турдагина. Он в основном работал в стиле графики и акварели. Ученые, когда работают с культурой нганасан, всегда обращают внимание на его работы. Также представлен один из первых профессиональных художников коренных народов Таймыра Борис Николаевич Молчанов. У него разные техники: живопись, графика, гравюры, акварель. Но знаменитым он стал благодаря своим ровдужным работам. К сожалению, мы их не привезли. Его работы из ровдуги сейчас выставляются в Норильской галерее в рамках юбилейных мероприятий.
— Статуэтки...
— Мы привезли работы двух мастеров. Это современный художник, мастеркосторез Алексей Чунанчар. В основном работает по оленьему рогу. Его техника отличается тем, что он берет материал и лишь добавляет какие-то детали. Все образы природа создает сама, в итоге получается интересный законченный образ. Это единственный мастер на Таймыре, который работает только с оленьим рогом и именно в этой технике. Следующие работы — Николая Киргизова. Он в основном работает с бивнем мамонта. Его изделия называют фарфоровыми. После полировки их очень трудно отличить от фарфора. Но в этот раз мы привезли обычные работы, без покрытия. Тематика — культура и происхождение долган, семейные композиции, легенды о народе.
— Вы сами тоже мастер по резьбе, работе с ровдугой...
— Да, но сейчас в основном занимаюсь этнографией. Собираю костюмы. Обрабатываю полученные знания, выпускаем брошюры по долганской культуре. Недавно вышла книга «Орнамент — язык предков». В ней собраны материалы по трем экспедициям Таймыра по долганам, нганасанам и ненцам. Книга пользуется большой популярностью, особенно в Анабарском улусе Якутии. Выкупили около ста экземпляров. Саму выставку было сложно привезти в Якутск из-за транспортной логистики. Но мы это сделали в основном для студентов институтов, которые изучают культуру коренных малочисленных народов Севера. Не у всех есть возможность приехать и увидеть своими глазами. А так могут прийти и посмотреть. Надеемся, что поможет в учебе, при написании дипломных работ. Мы собрали всё воедино.
— Почему вы не привезли свои работы?
— Решил, если все будет нормально, привезу в следующем году. Есть договоренность на март 2024 года на фестиваль «Мир Арктики». Помимо презентации своих работ хочу познакомить людей с сувенирной продукцией. Показать, как, не теряя свою аутентичность, ее используют коренные народы Арктики.
Виктория БУШУЕВА.