Главная » 2025 » Апрель » 14 » Вдоль склона сопок

Вдоль склона сопок

Продолжаем цикл своих материалов по краеведению и топонимике долины Туймаада и окрестностей (порой довольно-таки отдаленных). В прошлом выпуске мы рассказывали о находке камня с иероглифами у СНТ «Сатал» (и «ЯВ» был немного причастен к этому событию), а также о мархинском озере Байаан. Есть небольшой должок перед читателями: как-то давно в наших прогулках дошли мы до Молотовской пади и обещали пойти дальше под сопками и в глубь в тайгу. Вот и походим сегодня.

Ытык-Быраан близ Молотовки отличается от всех остальных даже по виду

У Голубевской (Спасской) пади сопки невысокие, и саму падь толком и не видно 

СНОВА У МОЛОТОВКИ

До Молотовской пади легко добраться от села Кильдямцы. Сама Молотовка интересна тем, что здесь выявлены исследователями Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН А. Костиным и В. Трунилиным вулканогенные образования, т. е., говоря проще, следы вулканической деятельности. Везде там выходы и разброс по окрестностям скальных пород со следами воздействия высоких температур — бледно-красного и кирпичного цвета вулканического туфа, ранее принимаемого за горельник, образовавшийся в результате сгорания углей и плавления вмещающих пород. При этом уголь в этих некогда расплавленных красных туфах местами сохранился не сгоревшим до сих пор.

Почва местности на нескольких карьерах имеет кирпично-багровый окрас и по большей части лишена растительности, что придает некий особый, можно даже сказать, «марсианский» вид ландшафту. Однако есть там и следы былой древней жизни. В ожелезненных пепловых туфах присутствуют разноразмерные, четко очерченные остатки флоры юрского и мелового периодов — листьев и стеблей папоротников, захороненных во время извержения. Попадаются даже фрагменты окаменевших кораллов и другие палеонтологические диковины.

От Молотовской пади идти вдоль подножия сопок до города всего несколько часов. Пройдемся и мы там.

Места малолюдные и живописные. Мало где в нашей долине встретишь меньше антропоморфного влияния на природу.

Конечно, не так уже, как всего несколько лет назад, когда там было еще чище. Близ самой пади за сопкой Ытык-Быраан (Священная сопка) на Суруктаах-Туруук (Скала-с-писаницей) зачастили туристы и зеваки — уже на многих деревьях у первобытных писаниц вяжут тряпочки, оставляют прямо в нишах каменного останца килограммы дешевого пластикового бисера и протухающие там дары — жареные караси и прочее, что даже лесное зверье не решается съесть.

Ну а так нет особо свалок и скопищ мусора. Стрельбище, правда, рядом. И летом теплицы разбивают у пади.

Антенны станции «Вена», 70-е гг.

34-метровая вышка с приборами у лесной научной станции

Кусок вулканического туфа на Молотовке современные охотники превратили в «капище» для даров

ПО ПУТИ К СПАССКОЙ ПАДИ

Если идти на юг вдоль сопок (летом удобно на велосипедах) к Голубевской пади, то можно заметить у склона на старой высокой лиственнице гнездо беркута. Пару лет назад оно было потрясающе большим, но тогда же обвалилась нижняя ветхая часть гнезда. Сейчас хоть не так бросается в глаза. Каждый год высиживает птенцов, из которых всегда выживает один. Это практически единственное место гнездования беркута в нашей долине. Есть еще одно, но существует мнение, что вскоре беркуты окончательно покинут долину под давлением человеческого фактора.

У Голубевской пади растет раздвоенная лиственница — тилийэ үүммүт тиит. Говорят, что давным-давно культивировали это дерево кильдямские шаманы. Расщепили крону молодой лиственницы, чтобы позже вырастить дерево с раздвоенным стволом, якобы имеющим силу возвращать в мир живых умерших. Рядом находится беседка с навесом, где путник может передохнуть.

Топоним «Голубевская падь» прижился уже в советское время. Это следующая от Молотовки крупная падь. Кто такой был Голубев, для нас осталось тайной — может быть, кто-то из читателей нам подскажет?

Старое название — Спасская падь, якуты называли, транслитерируя, Ыспааhап хаспаҕа. Происходит название от речки Спасской (приток Мархинки), которая течет почти от давно заброшенного селения Спасское, далеко на сопке. Собственно дорога наверх в одноименной пади и вела к Спасскому селению.

Путь наверх ответвлялся. Налево дорога вела к развалинам станции «Вена» системы тропосферной радиорелейной линии связи «Север»/«Горизонт». Система была создана и построена в период с 1966 по 1970 годы и в настоящее время заменена спутниковой связью. Последние станции системы были закрыты в 2003 году, общая протяжённость линий составляла 13 200 км. В начале эксплуатации системы в 60-х была предпринята попытка организовать обслуживание станций линии гражданскими связистами. Но из-за тяжелых социально-бытовых условий в местах дислокации было решено привлекать военнослужащих. Так, «Вену» обслуживала в/ч 74184. Офицеры жили в Жатае, приезжали на станцию, как на работу, с утра и до вечера.

«Вена» была закрыта окончательно летом 1998 года. Помню, проходил мимо в июле — часовой был, но большую часть оборудования уже вывезли оттуда.

Теперь это место раз-два в год посещают местные велосипедисты в своих походах. До 2004 года были прекрасно видны на горе два огромные антенны.

Ответвление дороги наверх направо ведет к лес­ной научной станции «Спасская падь» ИБПК СО РАН. Основана в 1952 году красноярскими учеными из Института леса и древесины АН СССР. Передана якутским биологам лишь в 1991 году.

Основные темы исследований станции сейчас — микрометеорология, экофизио­логия, экология и лесное почвоведение. На базе этой станции в свое время была также создана региональная, а затем и глобальная сеть мониторинга потоков влаги, тепла и углекислого газа в восточном полушарии. Станция до недавних пор была международной, и в ней постоянно находились зарубежные исследователи, в основном из островных и прибрежных стран. С этой целью была установлена в окрестностях станции 34-метровая вышка с приборами. Приборы оценивали роль мерзлотных лесных экосистем в глобальном изменении климата на планете.

Отсюда не так далеко и заброшенное селение Спасское. Говорят, что лет сто назад, в ранние годы советской власти, жил там в часовне столетний святой старец-отшельник, который лечил молитвой и касанием рук. Якобы две стены часовни были из камня-песчаника выложены в 1880-х гг. Торцевые стороны, крыша и шатровая колокольня были, мол, деревянные. Об этом рассказывали мне в 80–90-х гг. старые лесники дядя Вася Сидоркин (у него участок был на Аппааны у Кенкеме) и Иван Полторуха (он был лесником на Суптургане). Оба деда «сидели» сперва в колымских лагерях Дальстроя и досиживали срок на лесоповале «Аппааны». Оба божились, что часовня та на Спасском сгорела, видать, в 40-е еще, но стены каменные они де застали. Пока не рухнули со временем и они. В лагере «Аппааны» (по другому «Аппа Анна») многие доходяги мечтали найти того отшельника-столпника, чтобы получить от него отпускание грехов и исцеление душевное и телесное.

Земля слухами полнится также, что там близ часовенки Спасской где-то у участка «Звездочка» еще до основания Вилюйской колонии прокаженных в какой-то короткий период находился лепрозорий. Мол, погост на Спасском — это кладбище для тех несчастных больных.

Раздвоенная лиственница у Спасской пади 

Гнездо беркута на многовековой лиственнице 

Владимир ПОПОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb