Виртуальный музей горожан: семейные реликвии
Сегодня тема рубрики коснется летнего праздника ысыах, а также различных этнографических предметов, сохранившихся издавна в семье горожанина Виктора.
1992
Горожанин Виктор П., 57 лет: «Не ахти какая древность, но у меня сохранилось не так уж и много семейных реликвий. Одна из них — это подаренный моему отцу в 1992 году чороон. Дарили торжественно на ысыахе в его родном районе за заслуги и в связи с 70-летием Якутской республики. Вероятно, чороон чуть старше того года, когда подарили. Мне этот сосуд нравится, потому что мастера по дереву все больше делали излишне стилизованные под сувенирку деревянные кубки с нехарактерными для традиционных чороонов узорами (что-то типа сердечек и прочего) и часто еще и покрывали лаком. А сейчас и вовсе больше делают керамические чорооны. Этот же чороон выполнен согласно канонам и с минимальным применением станка. Ну разве что кольца вокруг на токарном станке, видимо, сделали. А может, и выточили весь чороон на станке, но поверху прошлись вручную ножом и придали традиционный вид. Опять же, орнамент здесь узнаваем — я немного разбираюсь в этом. Есть такие: дьаргаа в виде борозды, кэрдиис ойуу в виде мелкого зигзага, тараах ойуу в виде зубьев гребешка, тангалай ойуу в виде закруглений, арочный узор биэ эмийэ (буквальный перевод «кобылье вымя»), сарбынньах ойуу — перевернутый арочный рисунок, ынах ойуу — узор в виде коровы. Раньше у нас были и старинной работы чорооны, но они, к сожалению, не сохранились.
Любопытно, что мой троюродный брат Николай был экономистом, специалистом по экономике так называемых китайских стран. Это, помимо КНР и Тайваня, в ту пору еще и колонии Гонконг и Макао, городгосударство Сингапур, а также Индонезия и Малайзия, где среди богатых граждан традиционно в течение веков очень высок процент этнических китайцев-хуацяо. Николай подолгу жил в этих странах все 80-е. Зная мой интерес к Востоку, он однажды, как раз тридцать лет назад, привез и подарил мне старую китайскую курильницу из светлого металлического сплава. Как бы миниатюрную копию древнекитайских триподов (сосудовтреножников), называемых дин. Тогда я и обратил внимание на внешнюю похожесть этого ритуального сосуда с якутским чорооном. Если не учитывать материал предмета, крышку, фигурки драконов на поверхности и фигурные ручки, то дин действительно очень похож на чороон». Действительно, уже давно есть мнение, что чороон похож одновременно на древний китайский ритуальный трипод-дин, бытовавший больше двух тысяч лет назад, и на сосуды, изображенные в руках древнетюркских статуй, называемых «каменными бабами», в монгольских степях. Неужели чороон имеет настолько давние истоки?
Что такое Чороон Чороон — это старинная ритуальная посуда для питья кумыса, например, на ысыахе. Представляет собой кубок из березовой древесины характерной «пузатой» формы с раструбом по венчику. Ножек может быть одна или три. Выполнены они бывают в виде конуса, если ножка одна, или конских ног. Не редко ножек четыре, словно у настоящего коня, вернее, кобылицы.
Считается, что чем больше орнамента имеет чороон, тем он почетнее. Современные культурологи и этнологи в конструкции чороона видят разграничение на Верхний, Средний и Нижний миры. Три ножки, говорят они, символизировали три компонента души (ийэ-кут, салгын-кут, буоркут). Однако такие выводы видятся все-таки натяжкой. Так какой же прототип мог быть у чороона? Керамическая посуда? Бронзовые триподы? Ладно, если керамика могла быть связана с ритуалом кумысопития, то тема древних металлических курильниц как будто не так близка. Необходимо искать ритуальную посуду, близкую по семантике к сосуду для кумыса или молока. Чороон — символ изобилия молочной продукции.
И на что внешне похож чороон? Как оказывается, некоторые родственные якутам тюркоязычные народы Сибири вырезали с ритуальными целями шкуру с вымени крупного рогатого скота, обрабатывали, сушили и получали ритуальный кожаный сосуд в виде вымени. Соски служили ножками. Внешне сосуд напоминал наш чороон. Горноалтайцы называли такие сосуды борбый. В конце неолита на протяжении первой половины II тысячелетия в бассейне реки Хуанхэ в Китае жила группа народов, объединенных в археологическую культуру Луншань. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, культивировали пшеницу и просо, применяли гончарный круг. Самое главное, имели глиняные сосуды в виде вымени с тремя сосками-ножками. В плане генетики — гаплогруппа представителей культуры Луншань начиналась на N1, как и у якутов. Достоверно утверждать о преемствен- ности форм чороона от энеолитических сосудов не- возможно. Однако можно принять гипотезу о том, что сосуд с кумысом представлялся древним людям выменем изобилия. И, возможно, первоначально и делался, как и у алтайцев, из кожи вымени коровы или кобылицы.
Другие экспонаты Виктор П.: «От семьи матери достался мне вот такой небольшой туесок для собирания ягоды. Сколько себя помню, туесок этот был у нас дома и выглядел уже не новым. Вроде бы сшила его наша бабушка Татьяна, умершая еще в 50-е годы. В детстве меня часто возили на малую родину отца в Заречье, в 60-ти км от села Майя, на сенокос. Однажды ближе к осени выдался свободный день. Шел пешком один по проселочной дороге. Смотрю — синие, белые и черные крупные бусины там сям лежат в пыли. Подобрал. Потом поводил руками в пыли и нащупал случайно мелкую вещь. Поднял. А это зеленый человечек. Как будто из пластилина, но твердый. Бронза в окиси. За спиной была проушина, как на пуговице. Я, конечно, сунул в карман и сохранил до сих пор. Это ведь интересно — старинная пуговица в виде человека. А вот бусины я рассыпал обратно на ту же дорогу, что и подобрал. Спрашивал без подробностей о своей находке у отца про ту местность, а он сообщил, что там в старину была захоронена наш предок — Кривая Удаганка».
$IMAGE6$
Действительно, любопытный экземпляр шаманской висюльки. Скорее всего, это эмэгэт — шаманский дух в виде человекообразной фигуры. Нашивали на груди шаманского или удаганского костюма. Проушина на спине фигурки отсылает к эпитету человека — арҕаhыттан тэhииннээх — имеющий поводья. Это означает, что действиями доброго человека руководят светлые божества айыы. Также шаманыойуун и удаганки имели на своих плащах-куму специальным образом прикрепленные медные кольца, за которые при помощи поводьев удерживали камлающего колдуна, находящегося в глубоком трансе, помощники-кутуруксут.
Виктор П.: «Еще одна старинная вещь у меня дома хорошо подходит для загадывания загадок. Этот удлиненный стержень с желобком с рабочей части всегда вызывает недоумение у моих знакомых. Ответы они дают самые разные и почти всегда неправильные: «Это спица для развязывания узлов на металлических тросах или веревочных канатах» или «Снаряд для кровопускания у лошадей или коров». В общем, редко когда кто даст правильный ответ, и то случайно». А мы знаем ответ. Это дореволюционная спица для протыкания и взятия проб сыпучих материалов (мука, крупа) из холщовых мешков. Носили на темляке вокруг запястья приказчики на службе у купцов и торговцев. С декоративного торца такая спица имеет металлическое колечко. Колечко все время гремит — значит, инструмент с собой, не потеряешь.
Уважаемые читатели, присылайте нам активнее фотографии старинных и интересных вещей, оставшихся от ваших предков, родителей, с описанием и историей на наш электронный ящик: ya-vecherka@ yandex.ru или приносите к нам в редакцию. Давайте вместе создавать виртуальный музей.
"ЯВ"