Заходите в воду по колено, а дальше и не надо
На единственном официальном благоустроенном пляже в 202 микрорайоне в жаркие дни яблоку негде упасть. Поэтому часть горожан предпочитает ему другие неофициальные места для купания, коих в нашем городе и пригородах, как выяснилось, довольно много. Мы решили посетить наиболее популярные в народе «купалки» и посмотреть, насколько опасно там купаться.
ТУЛАГИНО
В селе Тулагино несколько пляжей. Один из них считается вполне официальным, но он еще закрыт. Находится практически в центре. Съезд на пляж перед школой направо. Перед ним есть таблички, предупреждающие о запрете купания. Сам пляж выглядит довольно прилично. Огороженная территория. Перед входом стоят санитарные точки. На берегу установлено десяток столов и скамеек. Мусора практически нет, буквально пара бумажек и банок. Видно, что территорию убирают. Рядом построено три новых туалета. Дно песчаное. Вода чистая. За одним из столов сидит семья с детьми. Отдыхают. Купаются. И еще одна палатка с людьми на берегу. Захожу в воду, с удовольствием брожу, охлаждаюсь....
На территории работают предприниматели с прокатом сап-бордов. Подходим к одному из них, чтобы выяснить, заработал официально пляж или нет, есть ли разрешительные документы...
Дьулустан, предприниматель:
— Нет. Пляж пока официально не открыт. Мы ждем тех, кто арендовал этот участок, чтобы заключить договоры на аренду и прокат сап-бордов. Говорят, что официальное разрешение на открытие будет на следующей неделе. Они приезжают сюда. Вот туалеты построили, столы и скамейки поставили, прибрались, обустраиваются потихоньку.
— Люди купаются?
— Да, купаются. Берут в аренду сап-борды. В выходные народу больше, но и в будни есть.
— Сколько аренда?
— 300 рублей за полчаса, 500 рублей в час. Обязательно проводим инструктаж, выдаем спасательные жилеты.
ТУЛАГИНО — ДАМБА
При нас здесь никто в воду не лез. Однако приехал местный житель с лодкой на машине. Видимо, собрался рыбачить. Вода чистая, прозрачная, дно песчано-земляное, а вот берег оставляет желать лучшего. Видно, что сюда приходят купаться коровки. Ну хоть пологий и довольно мелко.
203 МИКРОРАЙОН
Песчаный пляж. Довольно чисто, но местами попадается редкий мусор. Народу много, некоторые подъезжают на машинах почти к самой воде, дети вовсю плещутся, но купаться там я бы все-таки не советовала. Причина: местами торчащая из грунта арматура, бревна, бетонные плиты, оставшиеся после строительства опоры ЛЭП, и т. д. То есть, что еще там на дне, вообще неизвестно. На берегу есть вышка, с которой за купающимися наблюдают в бинокль. Это радует.
ЗЕЛЁНЫЙ ЛУГ — СТРЕЛКА
Заезд на «пляж» напротив Вечного огня. Ну что сказать, народу здесь, конечно, много. Мы встречаем и тех, кто уже искупался и идет домой. Много заводей. На берегу одной из них отдыхают две девушки, приехавшие на велосипедах. Несколько рыбаков со спиннингами. В отдалении замечаем целую группу детей в одинаковых футболках. Видимо, какой-то дневной лагерь вывел детишек к несанкционированному водоему, что, конечно, в корне неправильно. Вода прозрачная, потому что проточная. Дно песчаное. Заходить в воду не рискую, так как на берегу есть мусор и в некоторых местах даже блестит стекло. Очень не хочется на что-нибудь напороться в воде.
СЕРГЕЛЯХ
Здесь мы посетили сразу два места.
Первое — это бывший официальный городской пляж. Заезд на повороте Сергеляхское шоссе, 5, напротив Медцентра. От дороги совсем недалеко. К пляжу ведет оставшаяся с советских времен бетонная дорога. Это из хорошего. Дальше ужас. Три старинные кабинки для переодевания. Внутрь лучше не заглядывать, используются не по назначению. Песчаный пляж весь завален мусором: бутылки, банки, бумага, целлофан, шины, даже пара металлических бочек присутствует. В воду лучше не соваться. Дно непонятно какое. Тем не менее здесь в будний день не меньше десятка отдыхающих в разных компаниях. Спрашиваем, как водичка. Нормально, говорят. То есть уже купались.
Второе — микрорайон ДСК. Этот пляж еще ужаснее. Причем про мусор даже говорить нечего. Бутылки, банки, стекла, санточка на берегу. Но! Самое страшное в воде. В ней плещутся порядка десяти ребятишек. Без присмотра (!). Самому старшему примерно 10 лет, остальные младше. На берегу из взрослых один мужчина. Еще парочка прячется с чем-то горячительным в ближайших кустах.
ПРИГОРОДНОЕ. ШЕСТАКОВКА
Протока в Пригородном — это в принципе один большой пляж. Здесь и купаются, и рыбачат. Проезжая мост реки Шестаковки, замечаю в кустах два кресла. Стоять! Пойдем, глянем. Спускаемся на берег. Там отдыхает семья с детьми. Отец семейства закидывает спиннинг, старшие девчонки проверяют сеть в небольшой заводи. Берег, конечно, не блистает чистотой. Спуск к воде есть, но зная, что это протока, купаться здесь не рискнула бы, так как на воде видно воронки течения. Очень и очень опасное место! Тем не менее люди здесь купаются. По крайней мере, намерения семейства, судя по разговору, не только порыбачить.
ПЕТУХОВКА
Вода уже спала, и в некоторых местах есть где спуститься к воде и поплавать. Мусора немного, но, думаю, это потому, что все смыло паводком и просто еще не успели сильно намусорить. Течение очень сильное. Это протока. Один из самых опасных неофициальных пляжей. То тут, то там стоят машины, проезжают велосипедисты. Цель понятна. Отдых, купание.
ХАТАССЫ
Здесь вода уже достаточно сильно упала. На противоположном берегу обнажились песчаные косы. На берегу одной стоит лодка. На ней приплыло семейство с детьми. Все плещутся в воде. С нашей точки видно, что только один ребенок в жилете. Остальные без, но вроде как под присмотром взрослых учатся плавать. На нашем берегу отдыхает пара. Мужчина устраивает небольшие заплывы рядом с берегом. Не рискует сильно удаляться. Течение сносит махом. Женщина или нас стесняется, или не рискует заходить в воду. Я бы тоже не стала. Очень глубоко, вода холодная, и течение соответствующее.
ОКТЁМЦЫ
Здесь, по слухам, где-то должен быть официально разрешенный пляж. В попытках его найти натыкаемся на целую россыпь туристических комплексов. Они все расположены в удалении от воды, и только один находится на берегу. К сожалению, с персоналом поговорить не удалось. Все беседки и будка на въезде пустуют. Идем на пляж. Небольшой, но уютный. Дно хорошее, песчаное, причем на достаточно долгую глубину. Вода чистая, прозрачная. На берегу стоит вышка и лежит надувная горка. То есть здесь при работе туркомплекса есть наблюдатели за купающимися, по крайней мере, те, кто следит за катающимися с горки. Итог: купайтесь в 202-м!
На всех перечисленных точках очень много мусора, сильное и опасное течение, дно не исследовано и есть вероятность порезаться как на берегу, так и в воде. Но самое главное — ни на одном из этих пляжей нет спасателей, которые смогут прийти на помощь в ситуации, если кто-то начнет тонуть. Около всех этих водоемов, спусков установлены таблички с предупреждением о небезопасности купания в необорудованном месте и что оно на данном участке запрещено.
За соблюдением этих требований должны следить представители ГИМС, но, пока мы объезжали пляжи, ни одного человека в форме не заметили.
Чем, собственно, занимаются те, кто, по идее, отвечает за безопасность граждан на воде? Этот вопрос мы задали Виталию ОСИПОВУ, старшему государственному инспектору, руководителю Якутского отделения № 1 Центра ГИМС Главного управления МЧС России.
— Везде по акватории мы размещаем информационные стенды, что купание запрещено. Работаем с округами, администрацией. Сейчас на территории республики проводится месячник по безопасности на водных объектах. На данный момент проводится акция «Вода — безопасная территория». Это каждая последняя неделя месяца.
— В чем она заключается?
— Мы проводим совместное патрулирование с сотрудниками ПДН, ГО и ЧС, транспортной полицией территории 203 микрорайона, пригородов Петуховка, Даркылах и т. д. Сейчас проводятся Игры «Дети Азии», и все сотрудники дежурят круглосуточно. В черте города три поста: озеро Сайсары, Белое озеро и 202-й и 203 микрорайоны. Каждый день на этих постах по два инспектора.
— Во время объезда пляжей мы видели много детей, купающихся без присмотра взрослых.
— Чтобы такого не было, мы распространяем информацию в СМИ, социальных сетях, чтобы дети были под присмотром взрослых. Родители несут за них ответственность. Проводим лекции в садах и школах. Разговариваем с детьми, чтобы у них на подсознательном уровне отложилось, что нельзя заходить в воду без родителей. Также проводим совместное патрулирование с сотрудниками ПДН на выявление купающихся несовершеннолетних. Если есть, то доставляем в отдел, и ответственность несут родители.
— Штраф?
— За купание в несанкционированном месте штраф от пятисот до полутора тысяч рублей, при повторном нарушении — постановка на учет в ПДН.
— Если кто-то видит детей в воде без присмотра, что делать?
— Звонить в 112. Они передадут в Службу спасения координаты, и инспекторы выедут на место. Если факт нахождения будет зафиксирован, то материалы будут переданы в ПДН.
— Сколько сотрудников ведут патрулирование и когда?
— Во время акции каждый день выезжаем в рейды, в обычные дни — три раза в неделю. Сотрудников, к сожалению, не хватает охватить все объекты. Слишком их много. Хорошо, что уже несколько лет нам помогают волонтеры.
— ???
— Общественники Всероссийского общества по безопасности на водных объектах. Администрация города выделила им спасательные средства, вышки, плавсредства и т. д. Они оборудовали два поста. Один в 203 микрорайоне, второй — в Пригородном. Помогают нам не только во время рейдов, но и просто дежурят на пляжах. Наблюдают за людьми, при необходимости приходят на помощь. Речка у нас большая. Воды много. Водных объектов очень много. По мере своей возможности мы патрулируем и проводим профилактические работы. Мы не сидим. Инспекторы работают. Самая большая проблема — это, конечно, дети в воде. Даже если они со взрослыми. Родители, бывает, отвлеклись на шашлык, беседу, а ребенок ушел к водному объекту. Вокруг куча людей, а они не обращают внимания на это. Уход под воду происходит мгновенно. Спасатель с вышки как раз смотрит за всеми. Он видит сверху исчезновение ребенка, и очень много случаев, когда именно спасатели предотвращают утопление.
— Что еще может произойти на реке? К чему надо быть готовым, что не делать, как себя вести?
— Пожалуйста. Например, наши сотрудники в районе Петуховки в прошлые выходные дни оказали помощь около тридцати человекам только за один день. Вытащили с косы. Это несанкционированный водный объект, купаться запрещено. Там очень сильное течение, но люди все равно купаются. С косы человека подхватывает и тащит. Кажется, что берег рядом, вроде до косы доплыву. В итоге заканчиваются силы, и начинается паника. Все. Сбивается дыхание, после чего человек себя уже не контролирует. А это плачевная ситуация. Во время патрулирования, если человек показывает, что терпит бедствие, машет руками, мы обязательно подойдем, окажем помощь. Доставим на берег. Если без жилета, то проведем профилактическую беседу.
— Если вас рядом нет?
— Когда человека подхватывает сильное течение, силы на исходе, нужно просто лечь в дрейф и потихоньку подгребать к берегу. Не надо бороться против течения. Если есть люди вдоль береговой линии, спокойно запросить о помощи. Есть суда — подойдут, окажут помощь.
— Лечь в дрейф — это как? Лечь на спину?
— Да, спокойно расслабиться. Ноги, руки меняем. Вас все равно речка тащит. Вода держит. Ногами подгребли, руки отдыхают. Потом руками немножко. Не надо паниковать. Дышим спокойно, не сбиваем ритм и в то же время подгребаем к берегу. Хоть к одному, хоть к другому. Даже если ты на другой стороне окажешься, твоя жизнь будет спасена. Или на другую косу выкинет. Почему-то у большинства заложено, что откуда в воду зашел, туда и должен выйти. Не надо так думать. Успокоились, сконцентрировались, дрейфуем, выплываем. Прибьет к берегу. Ну пройдешь несколько километров до места стоянки ногами, но живой. Если не уверен в своих силах, не заплывай далеко. При патрулировании мы сразу видим, где наши «клиенты». Если человек находится далеко от берега, мы даже не ждем сигнала, сразу видно: «клиент» наш. Подходим. Вытаскиваем. Был случай в 203-м микрорайоне. Видим, что девушка далеко плывет, уже на середине фарватера. Подходим, а она просто уходит под воду, и волосы, как водоросли, поднимаются. Мы ее за волосы подхватили, подняли на борт, а она даже руку поднять не может. Настолько уже обессилела. Довезли до берега. Не было бы нас... Также свои силы надо рассчитывать, не только когда вы входите в воду, но и особенно когда бросаетесь кого-то спасать.
— В смысле?
— Были случаи, что молодые люди один за вторым пошел, третий — за вторым. Оказали помощь, а сами погибли. Когда человек оказывает утопающему помощь, он должен быть уверен, сможет это сделать или нет. У утопающего срабатывает инстинкт самосохранения. Он царапается, кусается, хватается за все, за волосы, тянет под воду, может хоть что сделать. Женщины с длинными ногтями сильно царапаются. Был случай, когда мужчина просто «отключил» женщину, чтобы не сопротивлялась, и вытащил за волосы. Спас. Опять же, индивидуальные средства спасения не просто так придумали, круги, жилеты. К примеру, на пляже каждые десять метров есть круг, есть конец Александрова, спасательный инвентарь. На несанкционированных пляжах бросаешься спасать кого-то, по пути хватай что под руку попадется, круг, жилет чей-то, да хоть пятилитровку, что угодно, что может помочь удержаться на плаву и тебе, и спасенному.
— Еще примеры.
— Случай. Третьи камни. Группа молодых людей пошла купаться, подростки. Игрались, игрались. Их было пятеро. Не поняли, как одного не стало. Приехали компанией, следите друг за другом. Особенно если с вами дети. Когда мы идем по реке и видим, что на берегу располагается компания, жарят шашлыки, отдыхают, а с ними дети, обязательно подходим, разговариваем. Когда с вами дети, вообще не стоит пить. Или, как минимум, назначать трезвого ответственного человека, двух, чтобы следили за детьми. В компании ведь всегда есть трезвый дежурный водитель. Все происходит мгновенно. Страшно видеть, как работают психологи. Я к воде уже так отношусь: зайдешь по колено — и потом уже дальше и не надо.
Виктория БУШУЕВА
Фото Андрея АРХИПОВА