"Заключенные в СВО нужны. Они переступили черту дозволенного" - источник
Военком граждан больше не принимает
С 21 сентября в коридорах республиканского и городского военкоматов столпотворение и шум. Приходят добровольцы, подходящие под теорию пассионарности Гумилева; студенты с документами, чтобы получить отсрочку; женщины с «бронью» своих мужчин. Охраняют военкоматы полицейские. Увы, встретиться лично с военным комиссаром республики Александром Авдониным и военным комиссаром Якутска Евгением Крупенковым не удалось. Оба прекратили прием граждан, а на все наши пожелания встретиться в дежурке отвечали: «Нет возможности!».
Но на текущей неделе военный комиссар республики Александр Авдонин сообщил СМИ следующее:
— Призыву подлежат все граждане, которые состоят на воинском учете, не имеющие законных оснований для предоставления отсрочки. В первую очередь мы призываем граждан, которые закончили военную службу, встали на воинский учет и имеют наиболее подготовленные навыки военной службы. Без специальной военной подготовки мы граждан никуда не отправляем. Оповещение и сбор проводятся в Якутске, дальше будем отправлять ребят к соединениям воинской части, установленным штабом Восточного военного округа. Отмечу, что солдаты-срочники не отправляются для участия в специальной военной операции. Адвонин также уточнил, что при необходимости те, кто отслужил более трех лет назад, будут проходить подготовку в воинских частях и восстанавливать боевые навыки. Все мобилизованные граждане приравниваются к военнослужащим по контракту и получают денежное довольствие, которое в зависимости от должности и воинского звания составляет от 205 тысяч рублей в месяц. Также на них распространяются все социальные льготы военнослужащих. Кроме того, распоряжением главы региона социальную поддержку будут оказывать членам семей граждан, призванных к мобилизации.
ЧТО БРАТЬ С СОБОЙ?
В городском военкомате «ЯВ» сообщили, что на повестках черным по белому написано, что должен с собой брать мобилизованный. Это паспорт, военный билет, водительское удостоверение, копии СНИЛС, медицинской страховки, ИНН, данные банковских реквизитов. Мобилизованный должен быть одет по погоде, необходимы средства личной гигиены и сухой паек на одни сутки. «Никакие бронежилеты или термобелье покупать не нужно!» — подчеркнули в военкомате. Однако, как показывает практика, хорошие вещи с собой лишними не бывают. В специализированных военных магазинах Якутска закончилось практически все. Разобрали спальники, рюкзаки, вещмешки, разгрузки. Кое-где остались берцы, как демисезонные, так и зимние, от 39 до 46 размеров, но объем не велик — по пять–десять пар каждой модели. Имеется камуфляжная одежда на осенний и зимний сезоны от 46 до 60 размеров, но тоже по два–три комплекта. Бронежилетов и касок нет. Средняя цена на зимнюю обувь — пять тысяч рублей. Стоимость зимнего комплекта спецодежды начинается от шести тысяч рублей. Все зависит от производителя и материалов. Частные магазины спецодежды готовы сделать оптовую закупку, но если будет спрос у населения.
***
27 сентября в республиканской Общественной палате состоялось совещание, на котором было принято решение: «оказать содействие мобилизованным бойцам, организовать проводы и установить сэргэ в Республиканском сборном пункте». Так, на базе Общественной палаты создан Координационный центр по связи с жителями республики, призываемыми в рамках частичной мобилизации на военную службу, который будет работать по трем направлениям.
С 26 сентября был открыт пункт приема и обработки посылок для мобилизованных бойцов из Якутии, расположенный по адресу: ул. Орджоникидзе, 10, 2 этаж, актовый зал. Пункт приема будет работать ежедневно, без выходных. Аналогичные пункты будут развернуты во многих районах республики. Также Общественная палата республики составила краткий перечень необходимых принадлежностей для мобилизованных бойцов.
Сюда вошли: спальник маленький; балаклава; коврик; жгут кровоостанавливающий (либо турникет по 2 шт. на каждого); пластырь; перекись водорода; лекарство от простуды и поноса; термоноски; зимнее термобелье; фонарь налобный красного цвета; нож складной.
Аптечка: 1. Жгут турникет. 2. Гемостатическая губка. 3. Противоожоговые салфетки. 4. Спиртовые салфетки. 5. Порошок Целокс для остановки кровотечений. 6. Ампулы с обезболивающим (кеторолак), дексаметазон, кордиамин (эти три ампулы закрепить между собой скотчем, чтобы не разбились). 7. Шприц. 8. Стрептоцид. 9. Покрывало спасательное 160х210 см. Но, помимо рекомендаций Общественной палаты республики, что нужно собрать в сумку мобилизованному бойцу, в социальных сетях появились сообщения о «народном» сборе одежды и обуви бойцам. К примеру, было объявление об отправке мобилизованным якутянам вязаных носков, в которые можно положить записку или конфету.
ПОВЕСТКА ЗА ПОДПИСЬЮ ЗАХАРОВА
В распоряжении «ЯВ» оказалась повестка, которая была направлена одному из призывников, правда, на ней стояла подпись не действующего городского военкома Евгения Крупенкова, а бывшего — Афанасия Захарова. Но насколько эта повестка легальна? Можно ли ее обжаловать?
Анна ПОПОВА, юрист:
— Конечно, можно! Это вам подтвердит любой юрист. Очевидно, что это были бланки. Подписывать повестки о частичной мобилизации должны были с 21 сентября, а бывший военком уже как месяц сидит в СИЗО.
«ПРИЗЫВНИКИ НЕ УСПЕВАЮТ ОФОРМИТЬ ДОВЕРЕННОСТЬ»
Юрист Тамерлан ВАСИЛЬЕВ обозначил «ЯВ», что многие мобилизованные столкнулись с большой проблемой: они не успели оформить генеральную доверенность по управлению имуществом на своих родных. По словам юриста, эта возможность есть в войсковых частях, но мобилизованные якутяне получают массовые отказы.
Тамерлан ВАСИЛЬЕВ, юрист:
— Республиканским властям нужно изыскать средства, чтобы оформить в частях генеральную доверенность солдат, которые попали под мобилизацию. Изыскать — имеется в виду оплатить услуги нотариусов на местах (Хабаровск, Благовещенск и т. д.) либо отправить своих нотариусов, которые могут поехать. Сообщение об этом мы опубликовали во вторник в своем телеграм-канале, и спустя несколько часов появилась информация об организации дежурств нотариусов республики в выходные дни для мобилизованных граждан.
Из официального сообщения:
— Уважаемые граждане, получившие повестки в связи с призывом на военную службу по мобилизации! Для вас нотариусы республики работают в выходные дни. Вы можете получить квалифицированную юридическую помощь вне очереди. При совершении нотариальных действий нотариусы применяют льготы в размере 100 процентов при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера. Телефон горячей линии для консультаций по вопросам режима работы нотариусов +7-924- 568-88-28.
ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ
В Общественной палате республики совместно с уполномоченным по правам человека Якутии и Комитетом матерей солдат и матросов республики будет организован прием заявлений по вопросам частичной мобилизации, адресованный в военный комиссариат и военную прокуратору Якутского гарнизона. Письма принимаются по адресу: ул. Курашова, 24, этаж 4, каб. 401, где юристы будут оказывать содействие в грамотном оформлении указанных заявлений. Также заявления можно направлять на электронный адрес почты oprs11@mail.ru. Консультацию можно получить по номеру 507-363.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Кроме того, будет организована работа по оказанию психологической поддержки семьям мобилизованных граждан и населению республики. Предварительная запись на психологические госуслуги в рабочие дни осуществляется по тел. 31-91-09. Круглосуточные и экстренные службы принимают с любых телефонов анонимно на русском и якутском языке. Республиканский телефон доверия: 8-800-100-35-50. Всероссийский детский телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122.
***
Вторую неделю в Якутии проводится частичная мобилизация. Со сборного пункта — спорткомплекса «50 лет Победы» — ежедневно отъезжают автобусы с мобилизованными мужчинами, направляясь в поселок Кангалассы, куда с прошлой недели был переведен Республиканский сборный пункт. Кто-то из призывников уезжает на подъеме, в приподнятом настроении, а у других в глазах грусть и смятение.
«УРУЙ АЙХАЛ!»
Во вторник в сборном пункте в Якутске (спорткомплекс «50 лет Победы») мобилизованных было не так много, как в предыдущие дни. На входе у сборного пункта стояла компания молодых мужчин от 27 до 40 лет. Мужчины были слегка подшофе, смеялись, шутили. Вчера им были выданы повестки, а сегодня уже в путь.
— Не знаем, куда нас вечером направят, то ли в Хабаровск, то ли в Уссурийск. Едем с боевым настроем. Взяли с собой еду, воду, одежду. Всё есть.
— Вы были готовы к мобилизации?
— Да, были готовы, — пытаются перекричать друг друга парни. — Всё будет хорошо! Мы все отслужившие. Не прячемся, не пытаемся убежать. На работе пообещали, что место за нами сохранят. Мы вернемся! Уруй Айхал!
***
27-летнего Владислава Нартахова провожали друзья. Вчетвером они сидели в зале провожающих сборного пункта. Рядом небольшая собранная сумка. Владислав — человек военный, проходил службу по контракту, был командиром отделения.
— Сказали, что сегодня нас отвезут во Владивос- ток, а дальше куда — уже не знаю. Я спокоен, никакого страха у меня нет. Старший брат у меня тоже служит по контракту.
— А как мама вас отпустила?
— Нормально. Спокойно.
***
В этот же день на сборном пункте находилась семья, провожающая своего сына, брата 29-летнего Александра. На глазах у матери слезы.
Елена Юрьевна, мама:
— Сегодня сын пошел на работу, туда же пришли сотрудники военкомата. Вручили ему повестку, сказали, что на сборы три часа. Сейчас по дороге сюда купили телефон-деревяшку, продукты, хоть какую-то одежду, обувь. Ничего не успели. Как долго он будет, куда везут — не знаем. Для меня это ужас!
«НАШЕГО УЖЕ ПОСЛАЛИ НА ПЕРЕДОВУЮ»
Анна проводила родного племянника на прошлой неделе. И уже вчера, в среду, ее родственника отправили на передовую.
— 22 сентября в Усть-Мае вечером после работы ему вручили повестку, а в 5 утра его и других таких же мобилизованных на автобусе направили сначала в Амгу, а потом уже на РСП в Якутск. В Усть-Мае сказали, что они пройдут медкомиссию в Амге, но там лишь приклеили на автобус листок «команда № 1» и отправили в город. На РСП в Якутск они прибыли в 19 часов. Здесь их автобус и личные вещи обыскали, и всё. В 21 час четыре автобуса отправили в грузовой отдел аэропорта: транспорт повторно обыскали, но уже с металлоискателем и собакой. После они прошли пункт досмотра, их погрузили в автобусы и отвезли к самолету. Мы думали, что в Хабаровске перед отправкой в воинскую часть мобилизованные проходят медкомиссию, но в субботу командир части сообщил, что медкомиссию должен был проводить местный военкомат, то есть в Якутии, а раз они попали в часть, значит, здоровы. Учебка длилась всего три дня, а не десять дней, как нам говорили. В субботу в четыре утра их привезли в воинскую часть «Млечник». До шести утра их под дождем распределяли, а после обеда вывезли на полигон. Он нам звонил в воскресенье и попросил купить ему тактическую форму, обувь, наколенники, также сказал, что нужен бронежилет.
— Зачем? Мобилизованных ведь всем обеспечивают.
— Ну вроде как все есть. Но бронежилеты без боковых пластин, каски на передовой выдают пробитые, после кого-то. Он нам рассказал, что «юдашкинская» военная форма очень холодная и неудобная. Когда сообщил, что нужен бронежилет, мы бросились его искать. Самый дешевый «броник» стоит 80 тысяч рублей, самый дорогой — 300 тысяч, и то в Якутске их нет. Мы хотели всё купить в Хабаровске. Даже нашли человека, который обязался купить всё необходимое и после отвезти в часть, но не успели. Во вторник утром племянник позвонил и сообщил, что учебка завершилась, а в обед рассказал, что их в ближайшее время отправляют на передовую. В среду рано утром их перебросили, куда — не сообщил. Опять же мы столкнулись с проблемой, что с собой он не взял СНИЛС, медицинскую страховку, ИНН. Эти документы необходимы при подписании контракта, поэтому я советую всем мобилизованным взять с собой хотя бы их копии.
ОШИБОЧКА ВЫШЛА
За это время с начала частичной мобилизации в России выяснилось, что под призыв попали тысячи россиян, не подлежащих требованиям мобилизации. С минувших выходных в обществе начались волнения, и Якутск не стал исключением. Региональные военкомы с «особым усердием» принялись выполнять поставленную перед ними задачу, конвейером забирая буквально всех. И неподходящих по возрасту, и тех, у кого имеются хронические болезни, и тех, кто никогда не держал в руках оружие. В социальных сетях появились сотни сообщений со всей России, что чьего-то отца, мужа, брата, сына, не подлежащих требованиям мобилизации, выдернули из семьи и отправили на военные сборы. Женщины забили тревогу, требуя Министерство обороны России внести ясность и исправить ошибку. Именно с этих дней появилось в обиходе выражение «ошибочная мобилизация». И здесь Якутск не стал исключением. Более 120 якутян были признаны ошибочно направленными.
Под раздачу попал и наш ранее не служивший коллега-журналист Станислав Софронов. Как только в обществе поднялся шум, что на военные действия забирают всех без разбора, Минобороны России отчитало военных комиссаров «за усердие». В Хабаровске выяснилось, что Станислав вошел в так называемую группу «ошибочно мобилизованных», и в прошлую субботу он вернулся обратно в Якутск.
Станислав СОФРОНОВ:
— Всё ведь произошло очень быстро. Меня направили первой волной. Ладно, думаю, видимо, такая у меня судьба. Но в Хабаровске уже начали смотреть каждого конкретного призывника. Меня отфильтровали, потому как я ранее не служил. Среди якутян, которых мобилизовали вместе со мной, были полицейские, росгвардейцы в отставке. Но в военной части сразу сказали, что призыву не подлежат офицеры старше 50 лет; многодетные отцы, у которых четверо и более детей, а также те, кому не позволяет состояние здоровья. У некоторых, кстати, были на руках амбулаторные карты, свидетельствующие о наличии заболеваний. В Хабаровске спрашивали: если вы хотите добровольно отправиться на службу, то мы вам это позволим. Так как меня сразу отфильтровали, я не стал этому противиться.
ШТАБ ОШИБОЧНО МОБИЛИЗОВАННЫХ
В Якутии создан штаб по возвращению ошибочно мобилизованных. Он находится в Якутске на улице Аммосова, 18, 2-й этаж, кабинет 2.4. Телефоны: 8 (4112) 34-28-84, 8 (4112) 42-39-27.
***
Нам удалось найти добровольцаякутянина, принимавшего участие в сентябре в военных действиях в «харьковском направлении». 53-летний Анатолий — по специальности строитель. Недавно вернулся со СВО.
— Я не военный. По специальности строитель. В июле ушел, вернулся в сентябре. Сначала нас доставили во Владивосток в 150-ю бригаду морской пехоты. На следующий день мы выехали в Улан-Удэ, а уже оттуда нас повезли в Ростов-на-Дону. На проезд ушло два дня. Что меня сразу удивило, среди добровольцев в основном все были пожилые мужчины. Мой возраст 50+ считался средним.
— Анатолий, сколько длилось обучение?
— Три–четыре дня интенсивного обучения. На полигоне стоят инструкторы по направлениям: тут медицина, там гранатомет, здесь пулеметчики. На полигоне проходишь все основы: как пользоваться снайперской винтовкой, как кинуть гранату, как стрелять из пулемета, как окопы выкапывать, как оказать себе и товарищу первую медицинскую помощь и т. д. Всему этому досконально обучают. Мы-то не в первый раз автомат в руках держим, служили раньше. Было тяжело, но я думал, что будет хуже. Сразу несколько человек отсеялись по здоровью.
— А почему на медкомиссии сразу не были выявлены больные?
— Добровольцы не проходят медкомиссию, поэтому на учебке отсеиваются те, кому не позволяет здоровье. Учебка ведь для того и проводится, чтобы люди могли перенести физические тяготы. Мы думали, что хуже будет, но марш-бросков не было. Когда приехали в Ростов-на-Дону, подписали контракт. Если ты находишься на территории России, то по контракту добровольцам выплачивают буквально по рублю в день. Если воюешь на Украине, то уже сумма нормальная. Через Белгород мы приехали на Украину, и там уже нас раскидали кого куда. Меня распределили в водители взводно-материального обеспечения. Там уже все позиции обозначены, окопы выкопаны. Если, к примеру, близко находится деревня, то можно в этих домах переночевать, а так живешь в окопах. Боеприпасы, еда — всё есть! На избыток. Хочу зенитку, бери! Хочу большой пулемет, бери! Обеспечение отличное. Теплые куртки, шапки, обувь... Когда наши с одной позиции выезжали, в это время я был на другом объекте, и все мои вещи остались. Вернуться обратно нельзя, и мне сразу выдали одежду и обувь. Когда едешь вдоль российской границы, местные жители и «гуманитарии» всем помогают. То сигареты подкинут, то еду. Но чем дальше заезжаешь, то там уже отношение людей немного другое. Уже нет привычного положительного участия к тебе. ОМОН, Росгвардия стоят на блокпостах, а добровольцев — «барсиков» («БАРС» — бойцы армейской резервной службы. — Е. Ч.) — ставят вперед. Но, опять же, нас прикрывают: и коптеры, и ракеты. Нас не дают разбивать, не дают убивать, у нас разведка хорошая. Под Харьковом в окопах мы были 16 дней. Когда обстрел начинался, в первое время залезать в окопы было как-то неудобно, но потом уже привыкли. Под голову простынь положишь и спишь. Но мобилизованных на передовую не пустят. Это 100%.
— Откуда такая уверенность?
— Там есть кому воевать кроме мобилизованных.
— Сейчас частная военная компания «Вагнер» во главе с ее создателем Евгением Пригожиным вербует заключенных из российских колоний. Зачем? Они там нужны?
— Вот они там нужны. Понимаете, эти люди совершили преступления, в своем сознании они переступили черту дозволенного, поэтому нажимать на курок им будет не тяжело. У них высокий инстинкт самосохранения, им, по сути, терять нечего. Они идут туда зеками, без имени и репутации, а рассчитывают вернуться героями, которым положены льготы и выплаты.
— Насколько затянется этот военный конфликт? Как по вашим ощущениям?
— Третья мировая уже идет. Там столько иностранных наемников, вы даже не представляете! Когда закончится этот военный конфликт, зависит от политиков. Но успокою матерей и жен, что потери у Российской армии минимальны.
Екатерина ЧЕМЕЗОВА
Фото Петра БАИШЕВА