Завтра Вербное воскресенье
Немного отступим от традиционной культуры якутов и коренных малочисленных народов Севера и обратимся к православным обрядам, а также народным представлениям, с ними связанным. В той или иной степени они сопровождают почти все народы Якутии в течение как минимум нескольких столетий. В наступающие выходные ожидаем Вербное воскресенье. Что же это? Не все из нас веруют. Но многие интересуются.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Это воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в град Иерусалим. Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками в Иерусалим из Вифании, где он воскресил Лазаря. Они собирались отпраздновать в Иерусалиме Пасху. На подходе к граду Иисус увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда Христос въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Спасение Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье» и «Вербница».
ДЕНЬ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛАЗАРЯ
Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, тоже считается праздничной. Она называется Лазаревой. Считается, что Христос воскресил Лазаря. На нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья. Рвут вербу, готовят соответствующую пищу. Канун Вербного воскресенья в некоторых местах праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с песнями выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Верба красна, бьет не напрасно». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших наутро поздравлять с праздником.
ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ
В этот праздник нельзя ссориться, нецензурно выражаться, желать зла, думать о плохом. Считается, что в Вербное воскресенье нужно отложить все важные дела, нежелательно выполнять работу по дому. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать. Не разрешается заниматься тяжелым физическим трудом. Народные поверья утверждают, что не следует в этот день расчесывать волосы. Хотя и приходится Вербница на время Великого Поста, но, исключая вино и мясные блюда, разрешаются рыбные блюда, выпечка и сладости.
ВЕРБА
С вербой (ивой) связаны пословицы: «Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме». Это осенняя примета. Старики говорят, что и вправду можно так толковать раннюю изморозь и иней на ивняке. «Увидел на вербе пушок — и весна под шесток». И в самом деле, даже у нас в Якутске и окрестностях на иве (та же верба и тальник) уже с неделю, если не больше, почки распускают пушок. Торчат на ветвях будто замерзшие малюсенькие зайчики. Многие считают появление этих «зайчиков» наступлением нового сезона — весны. Но в иной морозный год пушок даже к Лазареву дню не вылезает. Тогда верующие рвут ветки заранее и ставят дома в банку с водой. Ива — такое растение, что воткни палку во влажный песок — корни пустит да зазеленеет. В воскресенье верующие несут ветки в церковь. Там их обрызгивают святой водой, читают над ними молитвы, потом уносят домой да хранят в красном углу у иконы или за иконой довольно продолжительное время. Что же хотят люди от древа, пробуждающегося первым ранней весной? Иве испокон веков придавали множество магических свойств. Еще из дохристианских времён в народе сохранились представления о том, что ветви ивы способны хранить дом от проникновения зловредных духов. Поскольку ива растет преимущественно в сырых низменных лугах, то ей приписывали способность управлять стихией воды — вызывать на засеянные различными культурами поля дождь, отвращать от поля разрушительный град, прекращать бурю.
$IMAGE3$
Так, например, древние евреи приносили в свои молельные места вместе с листьями пальмы и ветви вербы и начинали бить ими об пол, пока не опадали все листочки, сережки и пушинки. Якобы эта церемония способствовала в их жарком сухом климате появлению дождевых облаков, богатых будущих урожаев зерновых, овощей и фруктов. В русском народе до принятия христианства сама ива считалась обителью добрых духов, размещавшихся на ее ветвях. К большим ивам приходили и молились, просили у духов каких-либо благ. Кладоискатели из ивовых веток делали тот самый лозоходческий прибор, который сейчас экстрасенсы называют «рамка». Считалось (особенно на Волге), что все клады охраняют черти — например, злобный подземный дух Ползень со своими слугами (войско из давно умерших кладоискателей и разбойников), шестирукий дух Тыр, беспокойные подземные духи шоршуны. Чтобы отпугнуть и в случае чего одолеть всю эту нечисть, и применяли ивовые и осиновые (осина и тополь тоже относятся к ивовым) «рамки». Легкое хлестание ивовыми прутами по телу считалось благотворным деянием, поправляющим здоровье и изгоняющим от хворого человека ухватившихся и ездящих на нем бесов. Знахари и другие знающие водили веткой ивы с завязанными на ответвлениях лоскутками ткани и волосами вдоль тела обратившегося к ним без собственно стегания. Это считалось более мягкой формой правежа (поправки) здоровья. Лично мне эти манипуляции с ивовой ветвью напоминают применяемый с теми же целями якутским шаманом так называемый айыы дьалбыыр — ивовая ветвь с тремя ответвлениями, перевязанными в семи местах волосами белого цвета из конской гривы.
В начале ХХ века на фотографии В. И. Йохельсона мы видим колымского якута Куонаанойуун, который был слепым белым шаманом. Он не владел шаманским костюмомкуму и даже никогда не имел в своем распоряжении бубна. Считался очень сильным шаманом, излечивающим чуть ли не любое тяжелое заболевание, хотя утверждал, что у него нет идолаэмэгэт. При камлании он использовал за неимением бубна в качестве верхового животного для путешествий по сферам Трёх миров в поисках украденных душ своих пациентов ветку ивы с тремя ответвлениями, завязанными в семи местах пучками конской гривы белого цвета. Он называл эту ветвь (по сути миниатюрную версию культового дерева арык мас или даже Мирового Древа) не иначе, как дьэлбиир. Этой же ветвью Куонаан-ойуун якобы рассекал, как волшебной плетью, демонов, возбудителей болезней. А моления у дерева древних народов напоминают местные культы шаман-деревьев.
ЭПИЛОГ
Все эти языческие, иудейские, христианские представления, суеверия, приметы, аналогии издавна и до сих пор бродят в умах и мыслях обывателей. Кто-то выбирает из всего разнообразия какие-то свои соображения, другой тут же раскладывает на весеннем снегу дары духам — по тридцать оладий, ячейку куриных яиц и килограммы сливочного масла (кто их надоумил к совершению таких новодельных языческих обрядов?), тут же безжалостно рвет целый веник ивовых веток и несет их в церковь на освящение, а потом забирает домой. Если действовать по принципу «все так делают, и я сделаю», не зная и не задумываясь о том, зачем то или иное религиозное действие совершается именно таким образом, то чего ожидать в результате? И нужна ли этому человеку данная церемония? Ради Бога, справляйте необходимые обряды, но не рвите, пожалуйста, все тальниковые ветви под окнами домов, как я наблюдал это в прошлом году. Все-таки какое-никакое, а озеленение.
Владимир ПОПОВ.