37 лет с ДСК: Взгляд изнутри
В минувшую пятницу открыли после модернизации всем известный завод ДСК. Вместе с главой республики, новым директором предприятия символически запустила новую производственную линию старейшая работница ДСК, начальница производства Маргарита Чеснакова.
При слове «старейшая» сразу думается о седовласой старушке, но Маргарита Карибовна сияет яркой улыбкой, аккуратной стрижкой, она энергична, ей не дашь больше 40 лет. У неё трое сыновей, три внука. На ДСК работает с 1988 года.
Увидев её, мы поняли, что не хотим обычный репортаж с «перезапуска» ДСК, а хотим поговорить с этой прекрасной женщиной, которая видела, как менялся завод спустя годы.
Тем более впереди Международный день солидарности и поддержки женщин в их борьбе за права и социальное равенство, то бишь 8 Марта. Какой еще образ подойдёт лучше, чем женщина, руководящая сложными технологическими процессами?
— Я окончила Читинский строительный техникум и вместе с подругой, Ириной Александровной Ланевой, приехала по распределению на совсем новый завод ДСК. (Официально первая очередь Якутского ДСК была принята в эксплуатацию 1 января 1988 г. — А. Я.)
— Нам было по 18 лет, совсем ещё «зелёные», получили направления в местном Минстрое, вышли на улицу, ждем троллейбус. Нет, мы правда ждали троллейбус. (Смеётся.) На улице март, а холод стоял жуткий! И вот стоим-стоим. И вдруг понимаем, что проводов-то нет наверху. В Якутске только автобусы! Прыгнули в 14-й и поехали на ДСК.
— Там нас встретили очень тепло, дали комнату в общежитии на двоих. Познакомили со всем производством. Я практику проходила в Чите, там старенькие, маленькие заводы. А тут такая махина! Оборудование новенькое. Столько работников. И все принимали нас как родных. Начали работать. Я отделочницей. Ирина — машинистом мостового крана. Оклад — 140 рублей! По тем временам сами знаете, что очень даже хорошая зарплата.
— Со всех уголков Союза приезжали ведь работать. До 1000 человек на заводе было. И все друг друга знали. Работали как одна семья. Сейчас такое и не встретишь, наверное, на предприятиях. Все праздники вместе, выезжали на природу, конкурсы с призами. Совхозам помогали, картошку копали. Нас, молодежь, поддерживали, помогали всегда советом, к любому можно было подойти и спросить. Ответственность, дисциплину прививали каждому работнику.
— Про Александра Адольфовича Берша скажу обязательно (директор ДСК с 1990 года по 2015 гг., ушел из жизни в 2022 году. — А. Я.). Строгий руководитель. Хороший человек. Он знал каждого, замечал каждого, всегда можно было к нему прийти, поделиться проблемой, высказать свои пожелания. Он все слышал, все принимал и решал. В 90-е годы почти никто не ушёл только благодаря ему. Переживал он за всех, искал какие-то взаимозачеты, повсюду заказы, хоть маленькие. Отопления в цехах не было, электричество постоянно отключали. Ничего, работали в телогрейках, при керосинках, но работали. Потому что чувствовали эту поддержку, мы знали, что директор, руководители всегда будут за нас.
— С обоими мужьями познакомилась на заводе. От первого брака у меня двое сыновей, уже взрослые, внуков уже подарили. Со вторым мужем тоже сына родили, школу окончил недавно, студент. Квартиру мне выделил завод. Александр Адольфович всегда ратовал, чтобы у работников, особенно молодых, было свое жильё. На заводе и выросла по служебной лестнице. Никогда не стремилась специально, но, видимо, посчитали, что могу. (Улыбается.) Сначала мастер, потом старший мастер, и. о. начальника, и вот теперь начальник производства.
— Пришлось, конечно, научиться ругаться, когда уже функции руководителя появились. (Смеётся.) Мужчинам скажешь раз, скажешь два, они покивают, и ничего. Ну на третий раз уже рявкаешь.
— У меня одна только запись в трудовой. Как-то пришла оформлять кредит. Девушка в банке переворачивает листочек мой в книжке туда-сюда. Спрашивает: «А вы что, больше нигде не работали?». Я смеюсь, да, вот так. Она говорит: «Я уже успела мест пять сменить, если не больше». Ну вот не знаю, наверное, так воспитывали нас. Повторю опять же: хорошо у нас было на заводе, интересно.
— Каждый день новые задачи, решишь одну, новая, так и годы прошли. Я и не заметила, если честно. Понимаете, у нас ведь как: результат своего труда ты видишь. Вот был цемент, была арматура. А потом блоки. И дома на улицах. Может, кто просто бумагами занимается, тем тяжело. А здесь душа радуется, когда понимаешь, что благодаря тебе и твоим коллегам город меняется.
— Если честно, я не хотела идти в строительную сферу. Мечтала стать химиком-лаборантом. Нравилась химия. После 7 класса меня звали в Ленинград учиться по этому направлению. Но не получилось. Я одна дочка, одна внучка. Но маме сказала, что точно не хочу после 8 класса дальше в школе учиться. Согласилась. Но, говорит, только не в строительный. Мама у меня всю жизнь отработала штукатуром-маляром. Работа тяжелая, она не хотела такого для меня.
А я взяла и подала документы в строительный. Первый месяц дома даже не знали, где я учусь. Как-то избегала вопросов. А мы туда с подругой вместе поступили. Она за мной зашла как-то домой, и бабушка к ней подступилась. Ну она и: «Вы не знали? Мы с Ритой в строительном!».
— Звали меня обратно в Читу, но я уже прикипела и к заводу, и к Якутии. Сначала тоже думала, вот, отработаю три месяца. Потом три года. И всё. Замуж вышла, родила.
— Работа сложная, поэтому выходные я всегда стараюсь освобождать. По пятницам домой прихожу — и сразу уборка, готовка на всю неделю вперед. Когда сыновья ещё жили с нами, то на плите порой все конфорки заняты, духовка. Чтобы потом всю неделю не подходить к плите.
— Люблю природу якутскую. У нас есть катер свой, и мы постоянно по рекам уезжаем. В палатках живем, рыбачим, без связи, отдыхаем. Как-то месяц так провели. Сыновья зовут к себе, они не в Якутии живут. Я ездила к ним, конечно, теплее и родные. Но тяжело уже уезжать.
— Когда завод закрывали, сокращали нас, в 2022–2023 годах, я дома сидела, подумывала, может, и правда уехать. Но вот позвали меня обратно. И я только рада снова вернуться в родные стены. Вошла сюда и как будто дома себя почувствовала.
— Оборудование, конечно, совсем другое. Мало ручного труда, много автоматики, многое через компьютер программируется. Будем все учиться, очень любопытно. С одной стороны, хорошо не стоять на месте.
— Я и не знала, что меня позовут вместе с Айсеном Сергеевичем кнопку нажимать. За день только сказали. Волновалась, конечно. И мне сын звонит: «Мама, мы увидели фото у других в статусах, ты почему ничего не говорила?». В новостях тоже многие увидели знакомые, спрашивали. Вот сейчас тоже, наверное, прочитают и позвонят. Да я как-то не хочу хвастаться. Работать нужно. (Улыбается.)
— Впереди грандиозные планы. Собрать коллектив, организовать производство. Приятно, что многие приходят уже знакомые сотрудники, свой завод помнят, сейчас на 90% из предыдущего коллектива работники.
— Будем обязательно привлекать молодёжь, передавать опыт нужно, взращивать новое поколение. Работы много. Заказы уже планируются, вот микрорайон «Звездный» будем застраивать с нашей продукции, «Спортивный». Интересно, в общем. Только вперед! (Улыбается.)
Арина ЯКОВЛЕВА
Фото автора