Дай! Дай! Дай! Депутаты решали, кому нужнее
На этой неделе случилась очередная двухдневная пленарка IX заседания Ил Тумэна, в повестку которой вошло 50 вопросов. Депутаты обсудили параметры бюджета Якутии на три года, в ходе дискуссии решили, что пора уже спускаться с небес на землю и перестать транжирить миллиарды, когда в стране нестабильное экономическое положение. И долго делили кусок шкуры неубитого медведя: кому и сколько честнее дать денег ко второму чтению?
Деньги, как обычно, остро и срочно нужны всем. А всем не достанется, как в мультике, где делили апельсин. К тому же выяснилось, что ко второму чтению все изменится. Верстать особо нечего, пока не сформирован федеральный бюджет. Во вторник после утверждения Евгения Слепцова депутатом взамен ушедшего в Совфед Сахамина Афанасьева выбрали шестерых мировых судей. В связи с этим новолюд Василий Николаев рассказал будоражащую воображение историю о том, как он 1,5 года ездил без прав, даже не зная об этом, и отсидел за это в каталажке двое суток. И поинтересовался, сколько было рассмотрено административных дел по лишению водительских прав. А то, может, лишенцев больше? Ведь не знал он 12 лет назад, что его права аннулированы.
BACK IN USSR
На трибуну вышла министр здравоохранения Лена Афанасьева.
Александр Иванов:
— В улусах нехватка врачей! С сомнительными дипломами работают узбеки и киргизы. Сколько специалистов сейчас не хватает?
Лена Афанасьева:
— По врачам у нас 78% укомплектованности. И это считается не так плохо. Другое дело, что по всей республике неравномерная укомплектованность. В Арктической зоне — 50%. По среднему медперсоналу ситуация не такая плохая — 92%, — но в иных районах у нас то профицит, то дефицит. Сейчас, когда выпускники поступают в мединститут, мы заключаем с ними договоры: если они на целевом наборе, то обязаны будут вернуться туда, с кем у них договор. Мы четко отслеживаем, куда пошли наши выпускники-целевики. 80% из них уже устроились на работу. Почему не 100%? Некоторые ждут своей аккредитации, может пройти до года.
Александр Сусоев:
— 100% все равно не доезжают! К нам в Кобяйский должна была приехать девушка, но вышла замуж и уехала в Мирный. Как вы ведете контроль? В СССР партия куда сказала, туда и ехали. Вы говорите про дисбаланс. А что нужно сделать, чтобы так сделать {вернуться к практике распределений}? Еще: в своем северном округе я в командировке встретился с медицинским десантом. Но люди спрашивают: «Что дальше? Лекарств и специалистов по-прежнему нет!».
Лена Афанасьева:
— Когда студент окончил учебу, возникает много нюансов. Да, люди приходят и просят открепить. Мы серьезно работаем с медицинскими организациями, потому что решением Минздрава РФ укомплектованность — это KPI (ключевые показатели эффективности. — Прим. ред.) главного врача. Бывают случаи, когда открепляют, но тогда главврач должен знать, за счет чего он будет восполнять эту штатную единицу. Но контроль жесткий! Мы четко посмотрели, что среди эти 20%, кто еще не выехал, львиная доля проходит аккредитацию, а есть те, кто идет дальше учиться. Да, есть люди, которые не возвращаются. Минобразования требует от них возвращения денег за обучение. Теперь о распределении: это очень хорошая вещь! Мы обдумали с нашими ветеранами и пришли к выводу, что там, где меньше {кадров}, туда должен распределять Минздрав. Сейчас обсуждаем создание Центра развития компетенций. По лекарствам: в этом году с августа была некая напряженка. На бюджет 2025 года заложено 1,5 миллиарда рублей на лекарства, но наша потребность значительно больше — на 4,8 миллиарда! Мы подали заявку, она находится на уточнении в правительственной комиссии.
ДЕНЕГ НЕТ. НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ
Главный вопрос повестки — параметры бюджета Якутии на будущий год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Известно, что будет включен жесткий режим экономии. На комитетах уже постановили, что никаких мегастроек и инвестпроектов в республике начинать не будут — нам бы достроить то, что уже начато. А вообще — затянуть всем пояса!
И. о. министра финансов Иван Алексеев вышел к трибуне. Когда спикер Алексей Еремеев зачитал длинный список нардепов, желающих задать вопрос, стало понятно, что будет жарко.
Иван Луцкан:
— Мы неоднократно ставили вопрос по лекарственному обеспечению, санитарной авиации, вы пообещали, что ко второму чтению эти средства будут доведены в полном объеме. Но в СМИ пишут, что вы доводить не будете. Хочется услышать четкий ответ.
Иван Алексеев:
— На вопрос по обеспечению бесплатными лекарствами. Если брать цифры 2023 года, на это направление было предусмотрено свыше трех миллиардов, на этот год — 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Плюс 500 миллионов мы предусмотрим ко второму чтению. Мы знаем потребность на 2025 год. Действительно, к первому чтению было предусмотрено мало денег, мы признаем этот факт. В рамках второго чтения мы эту сумму будем максимально увеличивать. Предупреждая следующие вопросы: почему у нас произошел ряд снижений? У нас по всем 27 госпрограммам к первому чтению сумма меньше, чем текущий бюджет, — 26 миллиардов 689 миллионов рублей. Дело в том, что сейчас идет формирование федерального бюджета. В этом проекте дотация на выравнивание распределена по всем субъектам Федерации в объеме 70%. 30% — это нераспределенный остаток, который до конца этого месяца раздадут регионам. У нас дотация на 2025 год составляет 44 миллиарда рублей. Для сравнения: в этом году на сбалансированность было предусмотрено 66 с лишним миллиардов. И есть понимание, что ко второму чтению эта сумма до нас будет доведена.
Нюргуяна Заморщикова:
— У нас каждый год растут тарифы на ЖКУ. Если посмотреть на регионы, тот же Татарстан, они работают по субсидиям с федеральными органами власти очень плотно. А мы?
— И мы тоже работаем! У нас с прошлого года существенный дефицит по субсидиям, которые мы выплачиваем нашим предприятиям — поставщикам теплоэнергии, связан с ростом тарифов. В этом году дефицит порядка 15 миллиардов, а в следующем году к первому чтению мы заложили даже меньше, чем в этом. Та же субсидия для населения. Чтобы люди платили не по экономически обоснованному тарифу, а по тарифу, который ниже, если говорить простым языком. Даже в Якутске мы платим 50–60% от экономически обоснованной цены. А в Арктической зоне — вообще 6% от действительного тарифа. Остальную сумму в виде субсидий направляем поставщикам. Мы неоднократно обращались, чтобы нам эту субсидию учли в иных межбюджетных трансфертах из федерального бюджета, но положительного ответа со стороны федеральных министерств нет.
Сергей Сивцев:
— Транспортная доступность для жителей Арктики. Сколько денег предусмотрено на субсидированные билеты?
— На первое чтение (внутрирайонные и межрайонные перевозки) и до аэропорта Якутска у нас средства в данный момент не предусмотрены! Мы эти средства будем закладывать в рамках второго чтения. Суммы и потребности нам известны. Эти проблемы для нас являются приоритетными.
Василий Николаев:
— Цены на все виды работ, услуг и товары растут семимильными шагами. Насколько инфляция учитывается при проекте бюджета на следующие годы? Вы, как финансист, что предлагаете по эффективному управлению бюджетом республики?
— Инфляция предусмотрена в соответствии с индексом потребительских цен. В текущем бюджете он составляет 5,7%. Но надо понимать, что есть реальная инфляция, есть средняя, а есть индекс, отражающий среднее изменение цен. Меры, которые принимаются правительством в частности, — ужесточение денежно-кредитной политики. Например, недавно ключевая ставка была увеличена до 19%. В эту пятницу — очередное заседание ЦБ. И есть мнение, что ключевая ставка увеличится.
Василий Егоров:
— Идет СВО, многие ребята сейчас будут возвращаться. Мы не справляемся! Какую работу вы ведете?
— У нас финансирование мероприятий, связанных с СВО, осуществляется через резервный фонд республики. Здесь такие крупные блоки: выплаты по линии Министерства труда и соцразвития (матпомощь военнослужащим и их семьям, выплаты раненым, семьям погибших). Второе направление — снаряжение. Третье — восстановление нашего подшефного города. Это значительные суммы резервного фонда. Я сознательно не озвучиваю цифры. Ряд цифр — для служебного пользования. Плюс у нас выплата командировочных волонтерам и тем, кто восстанавливает город, бесплатное питание для детей, проезды, повышенные стипендии. Суммы очень большие! Это миллиарды рублей! На следующий год мы не собираемся уменьшать сумму финансирования. И, если мы не сможет финансировать все это через госпрограммы, будем выделять деньги из резервного фонда.
Гаврил Парахин:
— «Второе чтение будет, придут деньги»! — вы так говорите. Но был парламентский час. Инклюзивное образование. Был зампред Семенов. И он сказал, что потребность — два миллиарда. Я не увидел в документах! Учителя ОВЗ получают копейки! Туалетов и учебников не хватает! И еще: 300 миллионов на 21 вид спорта будет ко второму чтению?
— Пообещать, что увеличим то или иное направление, я не могу. Мы на следующий год на увеличение зарплат предусмотрели свыше 18 миллиардов рублей. Это работники здравоохранения, образования, соцсферы, культуры и т. д. У нас на следующий год предусмотрено увеличение на 16,5% работников, которые получают зарплаты на уровне МРОТ. А также на так называемую «прочую» категорию мы предусмотрели увеличение на 5,7% с 1 января 2025 года. Все это влечет увеличение расходов на практически 19 миллиардов!
«ОНИ ЛЕТАЮТ В КОСМОСЕ!»
Владимир Поскачин:
— Начали строить с 2019 года Арктический центр, «Олонхоленд». Правда ли, что сумма «Олонхоленда» составит 30 миллиардов? Не слишком ли дорого? И что такое гранты ВИСу? Объясните по-человечески!
— Арктический центр строится в рамках концессионного соглашения, у нас будет финансирование и со стороны республики, и со стороны концессионера. Чтобы продолжать строительство в рамках закона, мы предоставляем гранты концессионеру. Капгрант — выплаты концессионеру.
— А за что? — с удивлением не унимался главный возмутитель спокойствия парламента.
— За строительство объекта.
— Ясно. То есть я ничего не понял. Не понял четко.
На помощь пришел спикер Еремеев:
— Капгрант — это выплаты концессионеру. Все!
Когда министр ушел, страсти продолжали бушевать. Депутат-новолюд Николаев не удовлетворился заложенными деньгами на инфляцию в размере 5,7%:
— Этого недостаточно! Дорожает всё и в разы! Раньше на тысячу рублей можно было купить продукты, сейчас тот набор за тысячу уже не купишь! Министр сказал, что бюджет на 2025 год будет в размере 2024 года. По строительному сектору у нас существенные риски остановки объектов. Себестоимость работ, товаров и услуг растет очень сильно. Люди не готовы работать за те деньги, за которые работали в прошлом году. Люди в коллективах остро требуют роста зарплат. Людям не хватает денег! Люди увольняются, чтобы получать пособия! Те суммы, которые заложены из-за инфляции, заведомо невыполнимы!
Елена Атласова обратила внимание, что проект бюджета сбалансированный и что из всех расходов 49% (144 миллиарда 199 миллионов) идет на курируемую ею социалку. Но посетовала, что по сравнению с 2024 годом на социалку идет уменьшение почти на два миллиарда. И на 2025 год вообще не предусмотрены обязательства на единовременную выплату взамен земельного участка, рождение первого ребенка, региональный маткапитал на второго ребенка и выплату молодоженам, вступившим в брак до 25 лет.
— Это новые меры поддержки, которые были объявлены в Год семьи и детства! — жаловалась депутат.
— И мы не увидели в бюджете средств на поддержку молодых и многодетных семей! Нет, в частности, на выплату ЖКУ 30%, бесплатного проезда и бесплатного питания детей из многодетных семей. Да, какие-то вопросы решены, но в то же время запланированных средств на следующий год мы не увидели.
Атласова потребовала финансирования в полном объеме, как и в 2024 году. В общем, как сказано выше, все надежды избранников обращены на второе чтение.
Владимир Фёдоров:
— Бюджет сложный — 291 миллиард 284 миллиона 875 рублей. И точка — три. Как это было высчитано вплоть до точки — три? Сегодня 29 программ не подготовлены и нуждаются даже в реструктуризации. Например, программа Аллаиховского улуса сплагиачена, переписана с программы Ямало-Ненецкого округа. Даже не постеснялись убрать название региона! Плагиат прямо с введения! Они настолько все списали, что указывают, что нужна переработка леса! Какой лес в Аллаихе? Министру Арктики надо ставить двойку! С куратором из правительства надо провести профбеседу. А муниципальным служащим надо задуматься над тем, чтоб они как минимум эти документы читали! Сплошное шапкозакидательство: в Абыйском улусе видение аж до 2050 года! Мы эти программы на трехгодовой-то срок не можем утвердить с индексацией. Ну кто-то их должен остановить! Мыслят глобально, всемирными масштабами! Например, стать для Китая основным поставщиком туристической продукции! Надо на землю опускать! Уважаемое правительство! Осаживайте глав, которые летают в космосе! И тогда программы будут реализованы! Мы по бедности, напомним, находимся на 70-м месте в стране! Почти на самом последнем! Прекратите роскошь: дворцы, стадионы! Не то время!
Критик власти новолюд Александр Иванов в кои-то веки похвалил правительство за то, что наш регион имеет самые большие субсидии из федерального бюджета, хотя является самым маленьким по численности:
— Хотя мы и даем преференции промышленникам, но, как нам объяснили, нам возвращается и возвращается. Но мы не научились тратить заработанные деньги! Нас обвиняют в том, что мы — бюджетники, паразитируем на бюджете. Нахлебники. Но мы сами муниципалитеты превратили в то, что у них деньги находятся только на содержание — на тепло и зарплаты. И всё! Никакого развития у нас нет! То же самое борьба с бедностью: сказали, что увеличивается на 18 миллиардов. И тут же сказали, что это зарплата бюджетников. Но это не борьба с бедностью! Многочисленные созданы ГБУ! Они сидят на бюджете. Не лучше бы эти деньги отправить на развитие? За каждым ГБУ есть помещения, которые мы отапливаем! Платим миллиарды! Мы субсидиями тратим на ЖКХ, энергетику где-то 90 миллиардов! Помимо школ тратим на эти помещения, которые у нас есть по всей республике. Если мы упраздним всякие ГБУ, освободится столько рабочих мест, которых не хватает! Пусть в эти здания придут предприниматели, которые будут платить аренду! На 300 миллионов строим коровники. Покупаем коров с надоем 6–7 тысяч литров в год. И кормим их нашим некачественным сеном, поэтому надои падают до 1,5 тысячи! Корма нормальные сделать надо! По Татарстану средний надой — 13,6 тысячи литров в год. Отстать можно в два раза, но не в десять же раз!
Василий Егоров:
— Идет СВО больше двух лет. Нет семьи, которой бы не коснулось СВО! Многие дети, жены остались без отцов и мужей. А матери и отцы — без своих сыновей. Мы, участники СВО, не понимаем, почему еще проводятся праздники? Ысыахи? Как будто войны и горя нет? Каждый день погибают молодые ребята! Люди становятся инвалидами! На пограничных территориях дети и студенты не учатся. Там никаких праздников нет. От лица участников СВО считаю неуместным проведение зрелищных мероприятий! Тем более за счет госбюджета! Эти средства лучше направить нашим ребятам на СВО! И на поиски пропавших без вести! Выделить деньги на помощь семьям, на реабилитацию. На лечение раненых, инвалидов. Патриотизм проявляется в делах!
Владимир Поскачин продолжал историю с «Олонхолендом»:
— Нигде сумма на Арктический центр не отражена. Почему нельзя было объявить сразу тендер? Дать местным работу? Почему в ГЧП надо было с такими кабальными условиями? Разбираться должны все, кому дорога наша государственность. По инвестпрограмме на село — всего 593 миллиона на три года. Или газификация села — 1 миллиард. И ысыах обязательно надо делать! Как говорит Ольга Валерьевна {Балабкина} — это релаксация, в том числе и воинов. Если сейчас уже ничего нельзя поделать, то в будущем такого нельзя допускать. По мосту тоже сумма невнятная. Было 220 миллиардов, сейчас сколько стало? 140 миллиардов? Зима на носу — сваю забили. Это как? Качество моста какое будет, если зимой строить? Пример — наш медцентр, который ввели в 1992 году. Уже 32 года работает. Ни одного капремонта не было. Это — качество! Двери и окна не меняли даже! Не хвалю буржуев, но построили очень хорошо. А Арктический центр надо было замораживать, когда война началась.
Светлана Давыдова обратила внимание на то, что за последние десять лет на капремонт объектов здравоохранения, касающихся круглосуточного пребывания, почти не выделяются деньги. Ранее выделяли по 20–30 миллионов в год, а сейчас на три года заложено всего 40 миллионов: «Это объекты повышенной опасности! Хотя бы надо предусмотреть 70% от требуемого объема». 353 миллиона нужно на развитие биобанка республики! Сейчас по этой статье — ноль».
Виктор Федоров:
— Доходы демонстрируют рост, безвозмездные поступления оказались ниже прогнозируемых. Ожидаем поступления ко второму чтению. Эффективность налоговых льгот вызывает серьезные вопросы. Я обратился к министру финансов с просьбой представить детальный анализ предоставляемых льгот. Особое внимание уделять льготам по налогу на имущество, а также льготам для недропользователей. Кроме того, требуется провести тщательный анализ результатов действия льготного режима для территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Дефицит бюджета — 2,7 миллиарда, что кажется не так уж много. При этом у нас госдолг — 72 миллиарда. Значительная часть этой суммы — кредиты, взятые под высокие проценты. У нас масса малонаселённых пунктов, само существование которых вызывает вопросы. Томпонский улус, село Развилка — 12 человек, от Теплого Ключа 166 км. В селе имеется котельная, электростанция. Четыре человека в котельной, четыре на электростанции, остальные — члены их семей. 12 человек работают сами на себя. А государство тратит порядка 18 млн руб. ежегодно на их содержание! Или 125 тысяч на человека. Субсидии должны быть адресными! Мировая практика показывает на примере Аляски и Канады, что децентрализованное тепло- и энергоснабжение — правильный путь развития системы ЖКХ. Каждый дом отдельно отапливается. Так же и социальные объекты каждый со своей энергетикой. Большинство населенных пунктов Аляски изолированы от крупных электросетей. Для решения вопроса необходимо реформировать ГУП «ЖКХ» в холдинговую структуру, передать обслуживание котельных на муниципальный уровень и оставить на обслуживании ГУП «ЖКХ» только 12 арктических улусов! Расходная часть показывает, что значительная часть направлена на образование, поддержку муниципалитетов и ЖКХ. В будущем у нас денег останется только на оплату труда и зарплаты бюджетникам.
Согласно принятому в первом чтении законопроекту доходы бюджета на 2025 год составят 291,3 миллиарда рублей, в 2026 году — 312 миллиардов рублей, а в 2027 году — 307,8 миллиарда рублей. Расходы запланированы на уровне 294 миллиардов рублей в 2025 году, 314,4 миллиарда в 2026 году и 310,2 миллиарда в 2027 году.
Михаил РОМАНОВ