Дедушкина икона
Уважаемые читатели, присылайте нам фотографии старинных и интересных вещей, хранящихся в ваших семьях, с описанием и историей на наш электронный ящик ya-vecherka@yandex. ru или приносите их к нам в редакцию. Давайте продолжим вместе создавать наш виртуальный музей. Наша сегодняшняя гостья — горожанка Мария Иванова.
— Мария, здравствуйте. Вы принесли с собой показать икону в металлическом окладе. Расскажите историю предмета, пожалуйста.
— Здравствуйте. Бабушка рассказывала, что родители ее были донскими казаками. Семья Шипицыных. Дед Иннокентий был батюшкой православным. Их с бабушкой сослали сюда. Отстроили дом. По семейным слухам, где-то в районе кинотеатра «Центральный». Затем дед, будучи попом, был арестован. Дом отобрали и бабушку Марию с пятью детьми переселили в засыпную землянку на улице Ломоносова (за автовокзалом, на месте нынешнего бассейна «Чолбон»). Скорее даже, это была небольшая юрта-балаган. Как я помню, в конце 70-х, основа юрты была якутская — столбы, врытые в землю, и потолочные балки. Стены стояли внаклонку из поставленных бревен. И все это было обмазано глиной, смешанной с известняком. А по уличной стене были завалинки, засыпанные землей. Сложно представить, как бабушка умудрилась в то время выжить и прокормить такую ораву детей. Постоянно что-то шила, соседи и добрые люди помогли и землянку эту в порядок привести, и едой помогали. Дед отбыл в лагере десять лет и вернулся домой. Только вот прожил недолго, его опять по доносу о том, что он все еще является верующим православным, закатали по новой. Из второго лагеря в живых он уже не вернулся. Говорили, что его даже не довезли до второго лагеря, а утопили в проруби на Лене. Так что его я уже не застала вообще, видела только на фото.
Моя мама родилась уже после того, как деда забрали во второй раз. Бабушка так и жила в этой землянке до конца своих дней. Трое ее сыновей воевали на фронте в ВОВ, один дошел до Берлина, второй прошел всю японскую войну. Все вернулись живыми домой. Хоть у нас с мамой была квартира, которую ей выдали на работе, лето я любила проводить с бабушкой в землянке. Помню удивительно уютный запах этого домика, в котором всегда было прохладно летом, белую печку, обмазанную известняком, обязательно с кроличьей лапкой вместо веника рядом на железном листе, прибитом к полу. Полы, кстати, были положены прямо на землю. А в красном углу всегда стояла маленькая икона. Та самая, о которой сейчас мы ведем речь.
Господь Вседержитель
В православии Иисус Христос олицетворяет собой образ Пантократора или Спаса Вседержителя. Сам Всевышний наделил его властью судить людей по деяниям их, посадив на Небесный Трон.
Икона «Господь Вседержитель» напоминает верующим о важности добрых деяний и о том, что всех ожидает Небесный суд, во время которого каждому воздастся по заслугам. Лик Иисуса призывает вести жизнь праведную и размеренную, свободную от греховных мыслей. В народных представлениях икона Христа Вседержителя является сильнейшим оберегом от мирских и дьявольских напастей и бед. Тем, что направляет душу на путь праведный.
— А давайте рассмотрим подробнее икону. Судя по канону и надписям, это икона Христа Вседержителя.
— Да. Вот. Похоже, что она самодельная. Во всяком случае, мы так считали издавна. Вот взять нимб. Вместо привычного круга с крестом или зазубренной сферы можно видеть нечто похожее на лепестки ромашки.
— О-о-о, нимбы вокруг головы богов, сфинксов, грифонов и правителей известны еще со времен античности. Вокруг голов древнеегипетских и древнегреческих божеств изображали свечение в виде лучей или круга. Разновидности нимба были и вокруг голов персидских божеств, например Митра, Зерван. Но, признаюсь, этот «растительный» нимб на иконе действительно не совсем обычен, насколько я знаю.
— Потом, в отличие от других икон, здесь мы видим довольно грубую чеканку на металле.
— Я тоже обратил внимание на это. И даже подумал было, что это лагерное творчество. Но, во-первых, как бы дедушка смог вынести на волю икону из лагеря? Во-вторых, металл очень напоминает старое серебро. По свойствам это серебряный оклад. А вот посмотрите: внизу есть клейма.
— Это, наверное, ИХ — Иисус Христос.
— О, нет. Там, похоже, выбито «И. Кол», а затем буква «К», обведенная кругом. «И. Кол» — это, скорее всего, инициалы мастера-изготовителя. Скорее всего, артельного мастера XIX века. «К» в круге — клеймо пробирного мастера. А вот впереди деформированные знаки. Это же «84» — дореволюционная проба серебра. Так называемая золотниковая проба.
— Вот оно что. Значит, оклад серебряный. Бабушка так и считала.
84-я проба
Проба 84 не означает, что перед нами серебро очень низкого качества. Цифра имеет отношение к золотниковой системе проб, которая была введена в царской России в 1798 г. Ее действие продолжалось до 1927 г., когда ее заменили метрической. В основу построения системы был взят русский фунт, состоящий из 96 золотников. Золотник в те времена использовался в качестве единицы измерения массы, он весил более 4 г. Нетрудно перевести золотниковую пробу в знакомую и удобную для нас метрическую систему мер. Для этого надо золотниковую пробу разделить на 96 и умножить на 1000. Произведя нехитрые действия с цифрами 84, 96 и 1000, получим результат 875 — современная проба серебра.
Сейчас больше применяют в ювелирке 925-ю пробу серебра. В 875-й пробе понятно, что доли меди больше. Но это обуславливает свои плюсы. Прежде всего, медь придает прочности серебряным сплавам. Изделия получаются крепкие, что позволяет применять материал для предметов, которыми пользуются каждый день. Сплав обладает высокой устойчивостью, не истирается, что обеспечивает длительный срок службы изделий. Они долго не теряют привлекательный внешний вид. Вещи устойчивы к механическим воздействиям, на них не образуются царапины. Изделия хорошо поддаются мытью и чистке, не боятся потускнения. Но есть и некоторые минусы. Считается, что сплав 84-й пробы не подходит для изысканных ювелирных украшений. Из-за большого содержания меди серебро имеет желтоватый оттенок. Работа не всегда получалась аккуратной из-за прочности и твердости металла. Все это мы наблюдаем на данной иконе.
— Итак, Мария, факт, что икона изготовлена до 1927 года. Притом из серебра. Судя по всем попавшимся на глаза свидетельствам, работа эта артельная, прошедшая пробирного мастера. И сам киот (оклад), и плаха, и ткань красного цвета (естественным образом выцветшая) на тыльной стороне. То есть живописное изображение и символика на окладе канонические, признанные церковью. Притом вариаций канона может быть великое множество. Скорее всего, ваша семейная реликвия относится к XIX веку. И, скорее всего, это половина венчальной пары икон ваших дедушки и бабушки.
— То есть изначально была и еще вторая икона? И как вы считаете, нужно ли ее реставрировать?
— Правда, второй иконы могло и не быть. Родители жениха и невесты могли благословить молодых и одной иконой. Реставрация — это уже на свое усмотрение. Однако, на мой личный взгляд, икона прошла через столько переездов и испытаний, что следы, оставленные временем и, можно сказать, сменой эпох, достойны сохраниться, как и сама реликвия. Благодарю за возможность лицезреть вашу во многом уникальную икону. Другой такой, по крайней мере, я не видел.
Венчальная пара
И в наши дни если вы соберетесь венчаться, то в церкви вас обязательно попросят принести с собой венчальные иконы — пару. Издревле для таинства супруги использовали иконы, которыми их благословляли родители на брак. Но сейчас подобный ритуал скорее редкое исключение, нежели правило. И венчальную пару каждый выбирает для себя — лишь бы иконы Христа и Богоматери. В старину же чаще всего применяли иконы Господа Вседержителя и Казанской Божьей Матери. В таком качестве отлично подходят писаные иконы с серебряным окладом. Такие изделия можно с гордостью передать по наследству детям и внукам. Именно с образов батюшка начинает таинство. Это символизирует, что Богородица и Спаситель являются свидетелями всего происходящего и в дальнейшем будут покровительствовать супругам. По окончании церемонии жениху вручается образ Христа, а невесте — Девы Марии. С ними они выходят из церкви, и считается, что святые будут хранить брак, засвидетельствованный перед Богом и заключенный на небесах.
По возвращении домой венчальную пару не ставят в общий красный угол, где уже находятся другие иконы, принадлежащие членам семьи. Для них отводится свое собственное место. Именно с этих образов начинается собственный иконостас супружеской пары, и они в нём занимают главенствующее место.
Венчальная пара — это своеобразный символ благословления семьи и знак, что их брак действительно заключён на небесах. Фактически это единственное зримое подтверждение и напоминание о таинстве венчания. Если углубляться в традицию, то ранее такого понятия, как «венчальная пара», не существовало. Венчались молодые с той иконой, которой их благословили родители. Она была одна, и это мог быть любой образ. Но все же при таких обстоятельствах икона Господа Вседержителя была популярнее всех остальных.
Владимир ПОПОВ