Дух огня
Среди неисчислимых мириад духов-иччи (многие из которых имели имена собственные) в якутской мифологии есть и важнее остальных. Например, дух огня Аан Архан эhээ.
Поскольку посредством огня кормят не только его, но и иных иччи и даже творцов-айыы.
ДУХИ-ИЧЧИ
Согласно представлениям якутов, как и других народов Сибири, Срединный мир был населен различными духами-хозяевами — иччи, которые могли делать по отношению к человеку как добро, так и зло, находясь каждый в своей сфере. Чтобы снискать благосклонность иччи, им приносили жертву: хозяину очага — масло, лучшие куски мяса, первую ложку супа; хозяину перевала — монеты, куски ткани, плеть, конский волос и т. д. Хозяйкой Земли выступает Алахчын или Аан Алахчын хотун, известная и под другими именами и эпитетами, например, Аан Аалай хотун — покровительница растительности. Она охраняет благополучие людей и их скота от злых духов — абааһы. Считается, что Алахчын живет в могучего вида старой березе Аар Хатыҥ, поэтому в древности якуты боялись рубить слишком большие березы (на всякий случай и лиственницы), чтобы случайно не навредить милостивой хозяйке. Хозяева леса — это девять братьев и семь сестер Байанай, а хозяйки воды — бабушки Эбэ, а также Синий Огромный Господин Күөх Боллох Тойон. Также почитаются особые духи-деревья, чаще всего лиственницы и березы, имеющие особые знаки или форму ветвей. Своего духа-хозяина имеет каждая травинка, листок и лепесток — это так называемые эрэкэ-дьэрэкэ. Пантеон якутских иччи Срединного мира Ой Саҥай многочислен и разнообразен.
ААЛ УОТ ИЧЧИТЭ
Пожалуй, самым великим иччи, возводимым якутами до степени божества и почитаемым даже чаще них, является Хатан Тэмиэрийэ или Аал (Аан) Уххан: дух огня покровительствует каждой семье, роду, который имеет очаг.
Внешний вид его представляется старцем, сидящим на пепельной постели. У него седые виски, усы, словно торчащие дротики, с большой белеющей бородой-чаҕал, серебряным ликом, в львиной дохе и медных башмаках.
Для духа огня существует до сих пор свой отдельный культ. Сейчас любят раскладывать от девяти до 33 оладушек где ни попадя. В старину при любом торжестве и радостном моменте, да даже собираясь садиться за стол на трапезу, непременным условием было покормить огонь лучшей едой, влить топленое масло (не алкоголь, как это бывает часто сейчас). Равно кормят огонь при удачном промысле, при получении гостинцев от родни и прочая.
По представлениям наших предков (да и сейчас мифологическое мышление никуда не делось у нас), считается что при любом ритуале сиэр-туом, предназначенном божествам-айыы или духам-иччи, следует возжечь огонь и дары (кроме кровавых жертв) направить им через пламя. И даже толук за душу больного шаман иногда отдает злым духам-абааhы посредством духа огня.
Также во время кормления огня ворожили. Испрашивали позволения у духа огня чего-либо, например, купить ли завтра запланированную вещь, пуститься ли в дальнюю дорогу, будет ли охота удачной сегодня. Если во время кормления огонь затрещит, то это означает, что дух огня ответил "нет". Если принял дар спокойно, то, значит, к исполнению задуманного. Либо если человек нерешительно раздумывал над дилеммой, а пламя начало трещать, то следовало это понять, как подстегивание к решительным действиям. А вся причина такого безоговорочного послушания этим "советам" было мнение, что дух огня был всеведущим и относился к праведным людям благожелательно.
Дух огня дружит с творцом-громовержцем Сүгэ Тойон (Буура Дохсун), ниспосылающим гром и молнии, а также покровительствует кузнецам и иччи кузнечного дела Аан Дархан Тойону. Дух огня имеет великую силу изгнания зла и недугов через очищение огнем — аалыас. Обряд аалыас проводится что у якутов, что у южносибирских тюрков при помощи воскурения можжевельника-кытыан и танца с хоболоох дадар ох (ритуальной стрелой с двумя бубенцами). Острием наконечника угрожали злым духам, оперением подметали нечисть и направляли священный дым воскурений во все стороны.
ЗАПРЕТЫ-ХАРАМ
В то же время дух огня может наказать человека с нечистыми помыслами или не воспитанного в традициях предков, прыснув на него трудно поддающуюся лечению кожную сыпь. Считалось, что нельзя бросать в огонь ничего нечистого — мусор, нечистоты. Роженица после родов не имела права подходить к горящему камельку сорок дней. Нарушение всех этих запретов-харам имело печальные последствия для оступившегося от правил.
Особенно не нравятся духу огня шкура и шерсть лисицы. В. Трощанский ошибочно предполагает, что якобы огонь ревнует людей к духу охотничьего промысла Байанаю. Однако А. Кулаковский правильно объясняет, что дары Байанаю передаются тоже посредством огня. А лисья шкура... Лисица считается у якутов, как и во всей Восточной Сибири, нечистым зверем. Это и мускусный запах, и представления о том, что лиса может оборачиваться в демоническую ночную девушку, известную как Кыыдааннаах кыыс Эримэх Куба, она же — Эримэх Күбү, Кыабакылаах Кыыс (девушка в кожаных трусах), а по-шамански Күбүкү. Күбүкү — оборотень, который отнимает у любого живого человека жизненные силы-сүр. Совсем как в азиатских легендах о девятихвостых лисицах.
Также нельзя поправлять поленья батыйей, пешней или любым острым металлическим предметом, иначе можно ранить духа огня.
***
АЛЕКСЕЙ КУЛАКОВСКИЙ О ВСТРЕЧЕ С ДУХОМ ОГНЯ
"Однажды я страдал слуховой галлюцинацией в течение трех дней. В это время, к великому своему изумлению, я услыхал голос духа огня. Надо заметить, что за месяц до этого времени я читал книгу "В области таинственного" Битнера, и мысли мои были довольно долго заняты разными проблемами этой книги. Так вот я, с одной стороны, очень обрадовался самому побывать в области таинственного и пустился в продолжительную (трехдневную) беседу с духом огня. Что же вышло? Дух огня оказался моим благожелателем, давал добрые отеческие наставления, говорил покровительственным тоном и низким старческим голосом (октавой). На вопрос мой: "Когда и кем он создан?" — ответил обидчиво, что ни Бог и никто его не создавали, что он никому не подчиняется и что он имеет самостоятельное бытие с самого начала существования мира. Однажды он сделал мне серьезное замечание, запрещая, если я желаю заслужить его снисхождение, называть его по-русски "дедушкой", советуя звать дедушкой на якутском языке, словом, он оказался чистейшим якутом и обрисовался мне во всех подробностях, каким его представляет якут. Таким образом, под влиянием галлюцинации и расстройства правильного мышления во мне проснулась давно минувшая область "подсознательного", казалось бы, безвозвратно погребенная цивилизацией, и таким образом я искусственно узнал, каким я представлял духа огня в детстве под влиянием воспитывающих меня дедушки и бабушки".
***
ГЕНИОНИМЫ
У духа огня, как мы упомянули выше, очень много имен и эпитетов.
Часто называют Аан Уххан, или Аал Урхан, или Аар Архан. Аан — признак большого почитания. Аал — связано с огнем, пламенем. Аар — могучий, священный. Уххан или Архан на древних языках означает "до; прежний". Это очень архаичные составляющие, указывающие, что дух огня, возможно, был самым первым и самым близким человеку божеством.
Интересно проследить и другое имя (или эпитет) духа огня — Хатан Тэмиэрийэ. Этимология данного генионима (имени духа) до конца не выяснено. Ближайший аналог находим в богатстве слов якутских шаманов, где выражения "хатан тамыйа", "хатан тэмийэ" означают "дай мне покурить", "дай мне курительную трубку" — обращение шамана своему помощнику-кутуруксут. И действительно, что генионим Хатан Тэмиэрийэ, что выражение "хатан тэмийэ" кажутся похожими по звучанию. И схожесть эта неслучайна. "Хатан" переводится как "крепкий". "Тэмий", "тэмиэр", "тамый" являются вариантами звучания одного понятия, означающего "взлететь; вздыматься; воскуриться, клубиться (о дыме)". Какое-то сходство в других языках можно найти лишь в монгольском "тамхи татах" (курить табак). "Татах" имеет якутскую параллель "тардыах", означающую "давай курить". А монгольское "тамхи" соответствует якутскому "табаах", чуть искаженное русское "табак". Скорее всего, "тамхи" родственно с якутским "тамыйа". Согласно старой гипотезе табакокурение могло проникнуть в Западную, а чуть позже и в Восточную Сибирь ранее XVII века, то есть чуть ранее прихода русских землепроходцев. Но даже если и не так, то выражение "хатан тамыйа" и имя духа огня Хатан Тэмиэрийэ могут все же через несохранившуюся форму *тамык (тамхи? табак?) прийти из монгольского языка и означать дым очага.
Владимир ПОПОВ
Иллюстрации Иннокентия ПЕСТРЯКОВА