Главная » 2024 » Май » 18 » Как изменится Залог

Как изменится Залог

Гуляя в Залоге, погружаешься в атмосферу начала прошлого столетия. Никакой машины времени не надо. С каждым годом — в деревянной, разумеется, его части — все только и ветшает, а бывает, что вспыхивает пожар, уносящий с собой то или иное здание, возможно, представляющее историческую ценность. Вместе с тем уже несколько лет существует проект «Старый город — 2», предполагающий, что на этом месте появится привлекательная туристическая инфраструктура, заблестят общественные пространства, да и просто будут стоять красивые и ухоженные деревянные дома.

С 2016 года основными вопросами и продвижением проекта занимается Якутское отделение ВООПИиК. В частности, силами его членов были сделаны обмерные чертежи некоторых объектов в Залоге. Чтобы, если что, как говорится, можно было восстановить. Его председатель Руслан Васильев — человек информированный, к нему-то мы и обратились с вопросами о том, когда на этом месте в Залоге будет «город-сад». И будет ли. Встретились мы в действующем Старом городе у памятника Аржакову рядом с балаганом, который Руслан Васильевич называет «Степной думой». Лучшего места для подобной беседы, наверное, и не найти. В старом Старом городе говорить о новом Старом городе.

— Кстати, о месте встречи. Почему вы называете балаган «Степной думой»?

— В Старом городе это единственная якутская юрта-балаган. Такая юрта принадлежала общественной организации «Якутская степная дума», которая была создана 27 января 1827 г. постановлением Якутского областного правления. В феврале 1827 года в Якутске состоялись выборы главного родоначальника и заседателей Степной думы. Это стало важнейшим событием в предыстории представительной власти в современной Якутии. Деятельность Якутской степной думы вышла далеко за рамки, предусмотренные Уставом об управлении инородцев. Это собрание превратилось в действенный орган национального самоуправления, который провел значительные мероприятия и оставил глубокий след в истории якутского народа. Само здание до наших дней не сохранилось. Только известно, что Степная дума располагалась в якутской юрте-балагане. Конечно, то, что мы сегодня видим, — это какая-то фантазийная архитектура, искажающая исторический облик. Видимо, поэтому изначально это восстановленное здание Степной думы задумывалось как общественное место, но превратилось в место юбилеев и веселых вечеринок. Сейчас городские власти готовятся провести ремонт и восстановить классический якутский балаган. И это правильно, будет что показать туристам и гостям столицы. Есть идея при поддержке Минпреда создать ТИЦ и экскурсионное бюро, которые крайне необходимы Якутску.

— Перейдем к цели нашей встречи. Какая ситуация сейчас с Залогом, то есть с проектом «Старый город — 2»?

— На сегодняшний день проектом «Старый город — 2» начала заниматься архитектурная компания из Якутска «Зодчий». То есть если ранее был конкурс об общей концепции этого места, то сейчас речь идет уже о детальном проекте. О мастер-плане.

— То есть и о проектно-сметной документации и так далее?

— Да, это и зонирование территории, то есть что и где будет располагаться. В одном месте, например, будет что-то связанное с ремеслами, а в другом — музей или общественное пространство. И когда предприниматель заходит, то он уже четко знает, что в этом месте будет. Чтобы не получилось, как в Старом городе, где все дома — сплошные рестораны. В общем, там должна быть и какая-то историческая часть у каждого объекта.

— Компания советуется с ВООПИиКом или с общественностью при разработке проекта?

— Да, в «Квартале труда» проводились сессии, обсуждали, спорили, и что-то в итоге вырисовывалось. К тому же Агентство развития территорий разрабатывает КРТ (комплексное развитие территорий) и оценивает стоимость каждого будущего объекта, поскольку в перспективе речь идет о расселении людей.

— Вот подошли к серьезному вопросу.

— Из нашего опыта, а мы со многими встречались в Залоге, большинство привыкли там жить и не хотят переезжать, например, «на квартал» или в «Звездный». Так вот, администрация, учитывая этот момент, выделила дополнительную территорию, примыкающую к охранной зоне «Старого города — 2», для постройки на ней многоэтажного жилого дома, куда людям будет предлагаться переехать из своих домов. Это территория расположена там, где уже идет многоэтажное строительство на другой стороне улицы Ярославского.

— Уже какие-то договоренности с жителями достигнуты, хотя бы предварительные?

— Когда будет готов план КРТ, пройдет согласование с жителями. Им будут предлагаться квартиры. А тем, кто жить там не захочет, будет выплачена компенсация.

— А те собственники, что живут в новых домах в Залоге?

— На сегодняшний день есть постановление правительства РС(Я) от 26 августа 2021 г. № 312 «Об установлении объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения «Жилой дом А. В. Скрябина — первого якутского хормейстера», расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Чепалова, 4, и «Дом, в котором в 1889 г. родился и жил Чепалов Владимир Николаевич (1889–1919) — один из первых якутских большевиков, активный участник трех русских революций и Гражданской войны в Сибири, член партии с 1906 г.», расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Чепалова, 5, и утверждении особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данной зоны». В постановлении все прописано, какие они могут быть по высоте, из каких материалов. И постепенно к этим нормам там все будет приводиться. Самые проблемные места находятся ближе к улице Чернышевского, где дома коттеджного типа. Там посложнее ситуация, будем с ними работать, чтобы они наружный облик привели в соответствие с требованиями, наличники на окна поставили. Людей же нельзя «ломать», но наружный вид немного изменить нужно.

— Сроки хотя бы примерные имеются?

— Мы привыкли к таким широким масштабам... 2032 год — это год четырехсотлетия Якутска. И я думаю, что к этому сроку власть и бизнес должны все сделать. Если говорить о финансовой стороне дела, то только на реализацию мастер-плана Якутска выделяется 450 миллиардов рублей. Это целевые деньги, которые надо осваивать. То есть изменения должны произойти кардинальные. Если ранее была сложность с финансированием, то здесь просто дают деньги. Город кардинально изменится в лучшую сторону.

— Надо осваивать, пока дают. Важно, чтобы дошли по назначению.

— Добро дано президентом В. В. Путиным, вышло постановление правительства РФ о целевом финансировании. А тут уже общественный контроль должен быть (смеется). А вообще, как только мастер-план «Старого города — 2» будет принят и утвержден, сразу начнутся работы, поскольку уже конкретные деньги будут. Под строительство той же самой многоэтажки. К тому же в разрабатываемом проекте есть все линейные инженерные коммуникации — их финансирование тоже берет на себя государство. В общем, все это сейчас высчитывается — сколько нужно на все это денег от государства.

— А предприниматели?

— А предприниматели уже будут иметь необходимые коммуникации.

— Но объекты возводить сами?

— Да, конечно. Предприниматель берет определенную территорию и восстанавливает исторический дом. Если на этом месте стоит «новодел», то тогда он по обмерным чертежам восстанавливает один из тех объектов, которые ранее существовали в Якутске, например, связанный с какой-то исторической личностью. Восстанавливает и переносит этот дом на взятую им территорию в Залоге. Но коммуникации уже будут готовы. И так, я считаю, появляется интерес между государством и предпринимателями. Тут, конечно, еще дело вот в чем. Одно дело — построить высотный дом, который после окончания строительства тебе сразу отбивается. Продал квартиры, и всё. А здесь речь идет о небольших объектах, например, небольшая гостиница — мест на семь. А предприниматель вложит миллионов тридцать. И представь, сколько по времени эти семь кроватей будут отбивать вложенные деньги. Поэтому должны быть созданы определенные условия, чтобы бизнесу было интересно в Залоге.

— К вопросу о ресторанах-барах. Их открывать более выгодно.

— Конечно. А если сравнивать наш Старый город, который есть, и Старый город в Залоге, то существует определенная разница. Здесь у этой территории нет хозяина. Поэтому каждый частный объект живет как бы сам по себе. И никому ничего не скажешь. Вот, например, вывески висят. А ведь это «старый город», и все оформление должно, ну если мы говорим о начале 20 века, соответствовать тому времени. А у нас кто во что горазд. И собственникам ничего не скажешь. И они правы: это их частная территория.

— И как будет?

— Мы наводим порядок. Скоро выйдет постановление правительства об этой территории, где будут прописаны регламенты.

— И они должны будут повиноваться? Частная собственность все-таки.

— Если будет охранная зона, то, конечно, придется.

— А разве так можно? Ведь они стали частной собственностью до того.

— Сперва будет предупреждение. Потом, возможно, штрафы за порчу вида. Это все не сразу. Не так, что придут и скажут: «Завтра все поменяй!».

— А это не будет очередное «закошмаривание» бизнеса?

— Все-таки у этой территории есть определенные условия. Это визитная карточка Якутска. То есть нельзя сидеть здесь в таком бардаке, какой есть сейчас. Должна быть управляющая компания, которая следила бы за общей территорией. Какое-то общественное мнение нужно поднимать, если что-то не так. И возникнет ответственность. Ведь мы же говорим о социально ответственном бизнесе.

— Какие дома вы хотели бы увидеть в первую очередь на этой территории?

— К сожалению, сегодня сгорел дом последнего дореволюционного главы Якутска Павла Юшманова. А ведь уже было под него место в Залоге, сделали обмерные чертежи. И инвестора нашли, который готов был подписать концессионное соглашение. Но вот пожар. Тем не менее созвонился с инвестором, и он все равно готов выполнить обещанное. По обмерным чертежам восстановить и использовать тот материал, который сохранился. Спасибо музею «Дружба», где сохранились наличники от этого дома. Таким образом, некоторая историчность этого дома все-таки останется. Далее альма-матер наших творческих людей — здание художественного училища, дом в котором проживала Софья Петровна Сидорова, председатель Президиума Верховного Совета Якутской АССР (1938– 1947). Сейчас там уже идут работы силами самого ЯХУ с привлечением выпускников разных лет. Территорию очистили, убрали старый забор и «новоделы». А еще есть одна изюминка всего заложного микрорайона — усадьба Кершенгольц. Это классическая усадьба, которая сохранилась в своем первозданном виде. Это дом, где жили сами Кершенгольцы, второй доходный дом и амбар. И всё это надо сохранить! Чтобы они не пропали, не сгорели.

— Что касается общественной инфраструктуры, какие предпочтения? Рестораны вы не очень жалуете.

— Как ни крути, такие заведения тоже должны быть. Но не в каждом доме. А так, сувенирные лавки, небольшие гостиницы, места, где можно побыть с детьми. Еще хотелось бы, чтобы появились такие места, где могли позаниматься папа с сыном — ремесленные мастерские, к примеру. Этого в городе не хватает. Вот Дворец детского творчества возьми — там одни «танцы, кройка и шитье». Где мужчин выращивать? А так было бы здорово: есть мастер, есть инструменты. Или мастерская по работе с бивнем мамонта, где можно попробовать это ремесло и сделать небольшой сувенир. В общем, такое интерактивное действо. Привыкли мы к телефону, а здесь можно от него оторваться. И главное, что все это туристическая территория. А туризм — это экономика, новые рабочие места. Поэтому нужно подходить ко всему этому более многогранно.

И. БАРКОВ

Фото автора

 

 

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb