Главная » 2022 » Сентябрь » 24 » "Каждый геолог мечтает о новом открытии"

"Каждый геолог мечтает о новом открытии"

 

 

Большинство из нас представляют себе геологов бородатыми мужчинами с рюкзаками и гитарами. Наш сегодняшний гость — очаровательная женщина. Знакомьтесь, Лена ПОЛУФУНТИКОВА, геолог с более чем тридцатилетним стажем, заведующая кафедрой прикладной геологии ГРФ СВФУ, кандидат геолого-минералогических наук, доцент.

Помимо преподавательской деятельности, она регулярно бывает в полевых экспедициях и с энтузиазмом рассказывает о том, какие нынче геологи и чем вообще занимаются представители этой профессии в республике.

— Наш геологоразведочный факультет — один из старейших в университете. В 2021 г. исполнилось 65 лет со дня организации геологического отделения инженерно-технического факультета ЯГУ, которое в 1983 г. преобразовано в геологоразведочный факультет. Я работаю на кафедре прикладной геологии. По окончании обучения ребята выходят с дипломами горного инженера-геолога по трем специализациям: геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых; поиски и разведка подземных вод, инженерная геология; геология нефти и газа. На факультете также есть кафедра геофизических методов поисков и разведки МПИ, выпускающая инженеровгеофизиков. И большая кафедра недропользования, на которой ведется подготовка по специальностям «технология и техника разведки МПИ» с квалификацией горный инженер-буровик (бурение скважин на твердые полезные ископаемые), «нефтегазовое дело» (бакалавриат) и «технология бурения нефтяных и газовых скважин» с квалификацией горный инженер.

— Все группы укомплектованы?

— Конкурс при поступлении, к сожалению, небольшой. Современных абитуриентов, видимо, пугают трудности технических специальностей. При таком положении дел многие думают: если поступить легко, то и учиться легко, но у нас очень много специфических дисциплин, сложная терминология и связь со многими фундаментальными дисциплинами. Геолог — специалист универсальный: надо обязательно разбираться в химии, знать математику и физику, владеть IT-технологиями, знать основы экономики и права. Кстати, поэтому у многих геологов есть второе образование — экономическое. Одно время многие выпускники получали второе высшее образование по направлениям «Экономика предприятий и организаций». Особенно девушки.

— Вот как раз хотела спросить. Много девочек в профессии?

— На факультете, конечно, преобладают мальчики, но в каждой группе есть девушки. Были даже группы, когда половина состава была из девушек. При виде их у меня возникала мысль: куда же я отправлю вас всех на практику, как помогу в трудоустройстве? Да, девушке, чтобы проявить себя в профессии, нужно иметь пробивную силу, активность, что скрывать, на работу девушек берут не так охотно, как ребят.

 — Ну да, семья, декрет, дети и т. д.

— Не только в этом дело. К примеру, небольшие компании на практику берут только ребят, потому что для девушки надо организовать отдельные бытовые условия или запроектированные работы предусматривают длинные и тяжелые переходы с тяжелыми рюкзаками. Большинство девчонок, которые работают в геологии, ездят в поле в молодости, в первые годы. Набираются опыта, а потом уходят на камеральные и аналитические работы, компьютерное моделирование. Но, конечно, есть и те, кто в полях по 10–15 лет, за их плечами не одно месторождение, подготовлены отчеты, проекты.

— Сколько каждый год выпускается геологов?

— В этом году на геологоразведочный факультет на бюджетные места поступило 146 первокурсников, из них 46 — по специальности «прикладная геология». На защиту диплома выходит примерно 60–70%. К сожалению, достаточно много первокурсников имеют слабую школьную подготовку и им очень сложно войти в ритм университетского обучения. С первого курса наряду с общеобразовательными дисциплинами, такими как математика, физика, химия, информатика, у них идут и профессиональные дисциплины: общая геология, инженерно-геологическая графика. После первого курса и первой учебной практики отчисляется достаточно много ребят. Кто-то не справился с обучением, кто-то понял, что будущая профессия слишком сложная как в профессиональном, так и в бытовом плане. Но к пятому курсу те, кто прошел все испытания, у кого за плечами две учебные и две производственные практики, подходят к написанию дипломного проекта уже осознанно, со знанием дела… Вообще, производственные практики — хороший старт для дальнейшей профессиональной деятельности, достаточно часто ребята устраиваются на работу уже на 4–5 курсе в организации, где проходили летние производственные практики, и в дальнейшем их приглашают на постоянную работу уже как молодых специалистов.

— Уходят, потому что боятся лишений и неудобств, полгода на вахте?

— В том числе. Хотя в наше время на месторождении живут в достаточно удобных вагончиках, есть интернет, организованы бытовые условия. В таком поселке на золоторудном месторождении Кючус я была летом этого года, в составе геологического отряда ИГАБМ СО РАН. Работы там проходят вахтовым методом, по 2–3 месяца. В геологоразведочных предприятиях в зависимости от вида проводимых работ, например, геологосъемочных или поисковых, условия не такие комфортные. Конечно же, профессия геолога предполагает работу в сложных климатических условиях с повышенной физической нагрузкой, от этого никуда не денешься.

— Когда открыли месторождение Кючус?

 — Оно известно достаточно давно. Открыто еще в 60-х годах прошлого века центральной поисково-съемочной экспедицией Якутского ТГУ. Это очень интересное и достаточно сложное с геологической точки зрения месторождение. Золотосодержащими минералами являются арсенопирит и пирит, т. е. золото трудноизвлекаемое. Возможно, поэтому это одно из крупнейших золоторудных месторождений нашей республики так долго ждало своего часа. В 2021 году победителем аукциона на лицензию по освоению месторождения стало ООО «Белое золото», и сейчас там проводится целый комплекс геологоразведочных работ.

— Насколько богато месторождение Кючюс?

— По официальным данным запасы золота для открытой отработки С1 составляют 71 т золота и для подземной добычи по С2 — 66 т. Если, как говорится, все пойдет по плану, в ближайшие годы регион, где располагается месторождение, ждут большие перемены. Ведь разработка такого крупного месторождения требует развития инфраструктуры, энергообеспечения, логистических путей, и, конечно же, это новые рабочие места для молодых специалистов разных профессий: геологов, горняков, энергетиков и т. д. Подготовка таких специалистов ведется у нас, в институтах и на факультетах Северо-Восточного федерального университета.

— Все выпускники трудоустраиваются?

— Востребованность геологов по республике, да и в стране в целом достаточно большая. Наша республика обладает богатой минерально-сырьевой базой. В настоящее время на территории работает целый ряд крупных горнодобывающих компаний, много средних и малых предприятий. Геолог нужен везде.

— Что еще есть в республике кроме алмазов, нефти, газа и золота?

— Серебро, сурьма, олово, редкие земли, да вся таблица Менделеева. Очень много комплексных месторождений. Кроме этого, современные требования экономического и технологического развития требуют увеличения добычи новых видов минерального сырья, значит, будет изменяться структура минерально-сырьевой базы. А одна из главных задач геологии — воспроизводство минерально-сырьевой базы, т. е. проведение большого объема прогнозных и поисковых работ.

— С чего начинаются геологоразведочные работы?

— Первый этап геологоразведочных работ — это региональные работы и геологическая съемка. Это комплексное изучение недр и прогноз на наличие полезных ископаемых. В результате составляются геологические карты различных масштабов.

— Исследования проводятся при помощи извлечения проб при бурении?

— Нет. Бурение проводится при более детальных работах, уже на перспективных площадях, рудопроявлениях и месторождениях. При геологосъемочных работах проводят геологические маршруты, во время которых происходит постоянное наблюдение и фиксация всех геологических объектов, явлений и процессов. Отбираются образцы пород. Проводится геохимическая и геофизическая съемка. Существует целая систематика геологических критериев и факторов, которые прямо или косвенно указывают на возможность обнаружения различных полезных ископаемых. Обращают внимание на выходы скальных пород, в горных районах часто наблюдения ведут по руслу ручьев. Постепенно складывается картина. Это достаточно сложный и кропотливый труд. Степень профессионализма геолога-съемщика оценивается именно умением собрать нужную информацию, проанализировать эту информацию и выдать прогноз о наличии на территории полезных ископаемых. В этом состоит творческое начало профессии геолога… Ну и уже потом начинаются поисковые работы, при которых ведутся горные выработки, бурятся скважины, проводят детальные геохимические и геофизические работы. Так, этап за этапом геологи доводят месторождение до стадии разработки.

— На какую глубину максимально могут пробурить скважину, чтобы взять пробу?

— Это зависит от вида полезного ископаемого или от задачи, которая стоит перед геологами. Например, знаменитая Кольская сверхглубокая скважина глубиной более 12 км, но это экспериментальная работа. Обычно на рудных месторождениях глубина от 100 до 800 м. Для нефтегазовых месторождений бурят совсем подругому. Для меня это фантастика. Глубина, технологии, как говорится, это отдельная песня.

— Много белых пятен у нас на территории республики?

— Есть, конечно. Это труднодоступные северные районы, высокогорные. Там, где геологоразведочные работы проводились многие десятилетия, конечно, и изученность лучше, но все равно еще много неизученных территорий.

— Разведка проводится за счет государства или частными компаниями?

— Есть Федеральный закон «О недрах», согласно которому региональное геологическое изучение недр, поиски и оценку месторождений полезных ископаемых проводят за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Компании проводят поисковые работы в рамках полученных лицензий за счет собственных средств.

— Вы что делаете в полях?

— Для проведения полевых работ организуются отряды на базе факультета или Института геологии алмаза и благородных металлов. Это научно-исследовательские экспедиции, в их состав входят научные сотрудники института, преподаватели, студенты. Несколько лет работали на месторождениях, расположенных в Оймяконском районе (Бадран, Малый Тарын, Базовское). В прошлом году ездили в сторону Южного Верхоянья, а вот в этом году на север, на Кючус. Наша задача — научное сопровождение геологоразведочных работ, т. е. это определенные специфические вопросы, которые не решаются в рамках типового комплекса. Например, уточнение рудоконтролирующих структур и морфологии рудного тела, метасоматическая зональность вмещающих пород, минералого-геохимические особенности.

— Открываете сейчас новые минералы?

— Конечно, природа многогранна. Например, этим летом сотрудники ИГАБМ СО РАН: к.г-м.н. Галина Анисимова, к.г-м.н. Лариса Кондратьева и Вероника Кардашевская (наша выпускница) зарегистрировали новый минерал. Анализ руд проводили на электронном микроскопе, обращали внимание на микроскопические включения, анализировали их химический состав, и вот, пожалуйста, теперь есть новый минерал амганит. Так что все возможно.

 

Виктория БУШУЕВА.

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb