Главная » 2024 » Ноябрь » 11 » Кэлэ5эй Кээлээни: Скабрезный шаманский дух-проводник

Кэлэ5эй Кээлээни: Скабрезный шаманский дух-проводник

Среди сонма якутской шаманской мифологической демонологии (условно говоря, демоны, а так зловредные духи) есть, по крайней мере, один, который, вероятно, пришел к нам прямо из палеолитической древности. Он известен алтайцам и другим южно-сибирским тюркам, также некоторым монгольским родам, тунгусам и даже палеоазиатам.

(Тимофей Степанов. Камлание. Слева изображение дух Кээлээни. Иногда его называли нагобрюхим)

 

(Колотушка-былаайах, изображающий Кээлээни. Саскылахский музей)

 

(Поперек лица шов)

 

О ШАМАНСКИХ ДУХАХ

Главным духом якутского шамана является эмэгэт. Имеет вид маленького человечка величиною всего лишь с мизинец. Не имеющий эмэгэт не может считаться ойууном. Чаще их двое — дьэс (медный) эмэгэт и күлэр (бронзовый — в монгольских языках «кулэр» — «бронза; бронзовый») эмэгэт. Главная их задача — руководство шаманом при его камлании. В шаманов, призванных верхними духами, эмэгэт внедряется в виде небесного огня, падая сверху на макушку. Это дух предка, тоже бывшего некогда шаманом. К числу остальных духов-помощников относятся кулик (чөкчөҥө), гагара (куоҕас), кукушка (кэҕэ), стерх (кыталык), ушастая пеганка (ньырдаайы) и каменушка (ээбиллэ), при камлании переносящие шаманов через различные непроходимые места Трехмирья. К этим же духам относятся волк, медведь и собака, которые, рыская повсюду, отыскивают причину болезней. Также есть цепные собаки-защитники, рыбы для ныряния в Уу Дьаамы, быки для противостояния врагам, черные бабочки — посланники и другие. Говорится в шаманских мифах якутов, что Первошаман Aaн Yүhэй (тот, который выглядел как человек, но состоял из клубка змей и земноводных), или по-другому Дьааһый (от глагола «зевать»), вырезал из тальника изображения-эмэгэт птиц и животных, сделав их полыми, поместил им души и отпустил оживших идолов. Так появились шаманские духипомощники.

ПРОВОДНИК ОЙУУНА

Неотъемлемая часть каждого камлания шамана — дух Кэлтэгэй (Кэлэҕэй, Кэччэгэй) Кээлээни. Нередко он является с женой, сыном и дочерью. Каждый может подселяться в тело ойууна и заставлять его говорить не своими словами или действовать несвойственно для себя. Зрителю было ясно, когда на сцене шаманского «театра одного человека» появлялось семейство Кээлээни. Ведь вся родня Кээлээни, да и сам он, сильно заикаются. Также ойуун, изображая, что впустил в себя этого духа, кроме заикания также прикрывает один глаз и начинает сильно хромать, припадая на обе ноги (символизирует, что ноги его увязают в тине и жиже Нижнего мира). Кроме того, некоторые шаманы в образе Кээлээни сыпали на зрителей похабными предложениями и шутками, что приводило к некоторой разрядке ситуации, нагнетаемой самим шаманом жутью путешествия по иным мирам и встрече его с представителями потустороннего. Кээлээни на этом пути (в начале путешествия) был скорее забавным и смешным. Нужен шаману этот дух для того, чтобы он сопроводил по следам абааhы, укравшего душу-кут больного. Однако старик Кээлээни, как правило, отказывается помогать ойууну разыскивать духов болезни, ссылаясь на занятость или же намекая на непомерное вознаграждение. Бывает, нарочно вводит в заблуждение, увлекая неопытного шамана в противоположном направлении.

Иногда ойуун ограничивается расспросами у Кээлээни имени виновного духа и путями-дорогами к нему. Но порою Кээлээни выступает проводником к духу. Притом он не умеет укладывать переметную суму и потому порой едет очень медленно, все время поправляя поклажу, — тогда и время камлания затягивается. Чтобы укротить этого духа, заставить показать тропу и даже помочь в сражении со злым духом, следовало знать его полное настоящее имя Бөкчөҕөр-кабыкакэлтэгэй-кээлээни-атыырХара-Баҥа. Притом считается, что Кээлээни живет в Срединном мире Ой саҥай Yтүгэн (не путать с Yтүгэн түгэҕэ — «преисподняя; дно Земли») внутри огромной полой лиственницы. Получается, Кээлээни — предок ойууна. Ведь в дупло-кудьумньу шаманской лиственницы прятали кости шамана при третьем перезахоронении. По шаманским представлениям, Кээлээни происходят от дочерей сумасшедших облаков, спустившихся на землю и зачавших от обыкновенных людей. Родив всех Кээлээни, они спустили их в дупло полых лиственниц. По другой версии, Кээлээни живут на третьем небесном слое, а спускаясь на землю, поселяются в полых деревьях.

У АЛТАЙЦЕВ

У алтайских народов (а их много: куу-кижи, кумандинцы, теленгиты, тубалары, телеуты, чеканцы и т. д.) есть аналогичный дух, называемый Келегей («Заика»). Якуты ведь тоже называют этого духа — Кэлтэгэй (Ущербный) Кээлээни или Кэлэҕэй (Заикающийся) Кээлээни. Алтайский Келегей — духпомощник шамана во время камлания. Согласно алтайским мифам, Келегей обитает на шестом слое неба. Он тоже ужасный заика, который не может толком ничего объяснить, однако глаза его обладают способностью видеть прошлое: он как может объясняет каму (шаману), куда следует идти и кого искать. Причем алтайские камы описывают его как богатыря с железной грудью, железными плечами, черным каменным сердцем и меткого стрелка — помощника кама в сражениях с демонами. Когда он стреляет, то не промахивается, хотя и левша, а его стрела способна пробить насквозь каменную скалу.

К ЭТИМОЛОГИИ

Так получается, термин этот алтайского происхождения? Стало быть, это элемент южного компонента якутского этногенеза? Не совсем. Часть имени, а именно Кэлэҕэй, именно южного. А вот этимология «Кээлээни» и распространенность этого генионима (названия духа) у тунгусо-маньчжурских, палеоазиатских, монгольских народо говорит, что это древнейший термин. Этнолог-бунтарь Семен Николаев — Сомоготто считал, что «Кээлээни» — от чукотского «Келе».

Тюрколог Николай Антонов этимологию слова «Кээлээни» возводил от монгольского «хээл» — «зародыш; плод в утробе», «хээлтэх» — «случать» + «эдьэни, ээни» — «хозяин, владелец; дух». Однако это кажется искуственной конструкцией. Этимолог Гавриил Попов сопоставляет с эвенкийским «гэлэнэ» (сватать), происходящим от эвенкийского же «гэлэ» (просить) или от эвенкийского «кээлуумэ» (прислужник, слуга), что очень близко по семантике. Мы находим и другие параллели. С юкагирским «кэилээни» («красная краска», т. е. менструальные выделения), эвенкийским «кээлээми» (заика), якутским «киэли» и бурятским «хээли» (брюхо; чрево; женское чрево; отверстия на теле шамана). Что «Кэлэҕэй», что фонетические варианты «Кээлээни» содержат основу «кэлэ»/«кээлэ». Видимо, это и есть архетипическое название этого древнего шаманского духа, равно бытовавшего у предков всех перечисленных народов.

КЕЛЕ СОМОГОТТО

В чукотской мифологии собирательное название злых духов, которое также распространяется на духовхозяев, духов — помощников шамана, — келе. Шаманские келе известны под названиями «отдельных духов» («янра-калат»), так как имеют свои собственные, «отдельные» голоса, или «энэныт» или «келе энэныт» (напоминает «Кээлээни»; это слово, по объяснению В. Богораза, объединяет «всякого рода лечебные средства, включая порошки и пилюли»). Шаманские духи обычно изображаются в облике зверей (волков, оленей, моржей, китов), птиц, растений, ледяных глыб и различных предметов обихода: котелков, молотков, игл и т. д. «Отдельными духами» могут быть даже и испражнения. Явившись по приказу шамана, эти келе предстают в образе стариков в коричневой или чёрной одежде, которые очень гордятся своим нарядом. Похоже, что Сомоготто мог быть прав. Существовала с первобытных времен основа «келе», обозначавшая шаманского духа-помощника, и к нему прилагались разные окончания (монгольский аффикс -гэй или -ээни). Заикание, хромота и наличие одного глаза или косоглазие были признаками отношения духа к иной реальности.

Владимир ПОПОВ

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2024 Хостинг от uWeb