Главная » 2025 » Май » 25 » Кто летает и ползает в Якутске

Кто летает и ползает в Якутске

Если где-то на Зеленом лугу вы увидите кого-то с сачком, бегающим за бабочками, знайте, это не сумасшедший или впавший в детство человек — это энтомолог. Может, это даже наш сегодняшний гость Альбина Бурнашова, старший научный сотрудник отдела зоологических исследований Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, кандидат биологических наук.

Несколько десятков лет она занимается изучением бабочек. Причем изучать их она начала не с самых интересных и красивых, а с незаметных бледных ночных мотыльков. Вообще, к Альбине Петровне мы изначально обратились с просьбой рассказать, нашествия каких насекомых в этом году можем ожидать в окрестностях Якутска, в итоге узнали много интересного о том, кто нас окружает, летает и ползает.

— Альбина Петровна, в разные годы у нас бывают нашествия то оранжевых бабочек, то волосогрызок, то шелкопряд по дорогам ползает и выедает леса. Какая напасть может ожидать нас в этом году?

— Начнем с того, что большинство насекомых (85%. — В. Б.) на территории Якутии относятся по численности к редким. Они в большинстве своем не дают никаких массовых вспышек размножения. То, что мы называем нашествием, это часто естественные процессы, массовый вылет. На улице потеплело, и скоро полетят бабочки и волосогрызки. Но это их нормальная численность. Просто вид массово вылетает в какой-то один теплый благоприятный день, и их сразу становится много и заметно. В том же примерном количестве они вылетают каждый год без существенных вспышек численности. Если бы это был график численности, то он был бы равномерным.

— Все равно кажется, что нашествие. Иногда оранжево-коричневых бывает о-о-очень много.

— Это бабочки из рода Ванессы, или многоцветницы черно-рыжей. Они зимуют в виде имаго…

— Это как?

— Одни виды могут зимовать в виде куколок, вторые — на стадии яиц, а Ванесса зимует в виде бабочек. Прячутся на зиму в разных укрытиях и вылетают первыми. Иногда даже могут по снегу появляться, в оттепели, и это тоже бросается в глаза.

— Уже летают.

— Да, они яркие и сами по себе заметны. А большую часть видов насекомых, даже если и дадут какой-то всплеск, мы и не заметим. Опять же вспышки мы отмечаем у тех видов, экологию которых мы знаем.

— Шелкопряда бывает очень много. По дорогам ползают, люди ведрами с деревьев собирают.

— Шелкопряд — вид, который способен давать вспышки массового размножения, относится к карантинным вредителям. Периодичность вспышек шелкопряда составляет примерно 10–12 лет и зависит от климатических и других факторов. Нужно, чтобы все совпало: жара, засуха, глубокий снег для благополучной зимовки гусениц, чтобы у их естественных врагов-энтомофагов была низкая численность. Если всё сойдется, тогда они и могут дать вспышку массового размножения.

— В этом году зима была теплой, снег неглубокий. Наверное, не будем ждать их нашествия?

— Не будем. Тем более что вспышка уже была недавно, и в 2021–2022 гг. в окрестностях Якутска проведена авиаобработка. После этого они не должны так быстро нарастить свою численность.

— Хотелось бы, деревья жалко.

— Да, в случае неоднократного объедания шелкопрядом деревьям наносится существенный урон. Поэтому плохо, когда новый очаг возникает на месте старого.

— А может быть несущественный?

— Да, лиственница хороша тем, что она каждый год сбрасывает хвою и наращивает новую. Поэтому последствия повреждения шелкопрядом на этой породе не так сильны. В отличие от пихты, ели и сосны, т. е. тех деревьев, которые хвою ежегодно не возобновляют.

— По поводу саранчи… В Якутске ей делать нечего, зелени совсем нет. А в окрестностях бывает нашествие?

— Да, на аласах по Вилюйскому тракту и в других местах временами бывают локальные повреждения. Но зона самой высокой вредоносности, конечно, это заречье, Лено-Амгинское междуречье. В этой зоне часто отмечались вспышки массового размножения.

— Когда в последний раз было нашествие саранчовых?

— С конца 19 века и по настоящее время на территории Центральной Якутии было зафиксировано более 16 вспышек. В 21 веке самая крупная вспышка была в 2004 г. в северной части Лено-Амгинского междуречья. Последняя, но уже более локальная вспышка — 2022 год. Наиболее вредным для сельского хозяйства видом саранчовых является белополосая кобылка. К потенциально вредным видам также можно отнести сибирскую кобылку и краснобрюхую травянку.

— Еще интересно было бы узнать про ос. Иногда их бывает чересчур много. Это тоже зависит от климата?

— Скорее всего. Хотя, кроме климата, у популяции есть своя регуляция, свои болезни, враги. В повседневной жизни это очень настойчивые насекомые. Строят свои гнезда из года в год на одном и том же месте. У нас в одном углу над гаражом семья несколько раз пыталась обосноваться.

— У нас также. Мы несколько раз с одного и того же места в теплице убирали начальную стадию плетения гнезда, и осы опять там же начинали плести. Настырные очень.

— Мой коллега Анатолий Попов, научный сотрудник, кандидат биологических наук, говорит, что это гнезда складчатокрылых ос. В интернете можно посмотреть способы, как с ними бороться. Например, ошпарить кипятком или побрызгать дихлофосом, предварительно одевшись поплотнее, так как осы могут успеть вылететь и ужалить. А так без острой необходимости гнезда тоже уничтожать нельзя, если только сплели гнездо рядом с домом или там, где точно очень мешают. Не забываем, что они участвуют в процессах опыления, и если на них не нападать, то осы ничего плохого человеку не сделают.

— Какие виды бабочек у нас в Якутске самые распространенные?

— Начиная с весны вылетают Ванесса черно-рыжая и крапивница, по расцветке тоже похожая на Ванессу. Также достаточно многочисленными бывают пеструшки спирейные. В июне на сухих лугах летают разные виды чернушек. Шашечница пестрая достаточно многочисленная и распространенная. Белянка репная, бабочка из семейства белянок, похожа на капустницу, и их часто путают. Летает в июне. Дает два поколения. В конце июля вылетает второе поколение. Ее гусеница питается на крестоцветных растениях: сурепке, дескурайнии, желтушнике и др.

— То есть культурные растения она не трогает?

— Может немного подъедать культурные крестоцветные: капусту, репу, редьку. Но репница вредит в меньшей степени, потому что ее бабочка откладывает яйца поодиночке, а не группами, как капустница.

— А капустниц у нас много? Я всегда, глядя на белых бабочек, думала, что это капустница. Они очень похожи.

— Капустница в основном отмечается с юго-запада. Но может и залетать, потому что этот вид достаточно агрессивно расширяет свой ареал. Да, они очень похожи, по внешнему виду достаточно сложно отличить. И все по ошибке белянку репную, или репницу, называют капустницей.

— А что за голубые бабочки летают?

— Это голубянки, они летают в основном в июле. Связаны с бобовыми растениями и обитают в местах, где они растут. Если на участке есть горох, не удивляйтесь, что залетают. Любят луга, где растут мышиный горошек (такое изящное растение с фиолетовыми цветочками), клевер, люцерна, эспарцет. Это кормовые растения их гусениц. В городе по асфальту вряд ли будут летать, но на дачах, где есть насаждения, появляются. Вспомнила, в центре города часто находят и приносят к нам пушистых коричневых гусениц — это медведицы.

— Они чем питаются?

— Много чем, они полифаги. Могут питаться листьями шиповника, березы, смородины, одуванчика, теми же бобовыми, особых предпочтений нет. К тем, у кого есть хорошо цветущие клумбы, в сумерки прилетают «колибри», так в народе прозвали бабочек из семейства бражников. Часто фотографируют и снимают на видео бражников подмаренникового и среднего винного. Они такие толстенькие и любят кормиться, зависая над растением, крылья мелькают так часто, что и не видно их, за эту манеру их так прозвали.

— Сколько у нас вообще в республике видов бабочек?

— Примерно 895 видов.

— От чего зависит их численность?

— Большинство якутских видов исходно не­многочисленные, наши условия не дают потомству стопроцентно выживать. Лишь некоторые виды имеют потенциал давать вспышки.

— Оранжевые, которые сейчас полетели, могут навредить сельхоз­угодьям?

— Нет. Они могут не­множко повреждать ивняки. Но понятие «вред» имеет экономический характер, а ива не относится к ценным древесным породам…

— Ну да. Сорняк же…

— Да. Мы ее как деловую древесину не используем, и поэтому вкладывать средства в борьбу с этим видом нет смысла. Другое дело — лиственница. Именно поэтому шелкопряд и считается более вредным видом, с которым проводят борьбу, истребительные мероприятия.

— Еще одна беда огородников — это муравьи. Они еще и тлю разносят. Что с ними делать? С муравьями и с тлей?

— Я не смогу подсказать эффективных средств, так как сама жертва, они и у меня на смородине тлю рассадили. Выбирала, покупала в магазинах для дачников препараты, но все равно избавиться не смогла. Может, потому что легкие какие-то меры выбираешь, менее агрессивные средства.

— А тлю можно вывести, которая с прошлого года в почве сидит? Землю обработать чем-то перед посадкой?

— Рекомендуют механические меры борьбы, то есть вырывать/обрезать и выбрасывать/сжигать растения, где расположены колонии тлей. Химию рекомендуют использовать до цветения и после сбора урожая, то есть они оставляют след на плодах, а это вредно для человека. Одновременно сохранить урожай и вытравить вредителей очень сложно. Как вариант перед посадкой можно пролить землю горячей водой с марганцовкой. Или до урожая какой-то химией обработать.

— Но химия все равно останется в земле. Мы же специально выращиваем свои овощи, чтобы в них гарантированно не было химии.

— Да, и получается, все равно что-то вносишь.

— Что вы выращиваете в огороде?

— Есть черная смородина, цветы, грунтовые маленькие томаты. Ну, у меня не очень большое хозяйство, так как летом приходится уезжать в командировки. Поэтому выбираю то, что требует минимального полива и ухода.

— Почему решили заняться бабочками? Они же не все красивые.

— Да, как раз некрасивые и незаметные бабочки остаются малоизученными. Я еще в студенчестве начала заниматься бабочками, изучала семейство пядениц. Они относятся к ночным бабочкам, тонкие, в основном серенькие и невзрачные, но в Якутии их около 170 видов. Потом уже на работе взяла и другие семейства.

— Вы сами бабочек ловите для экспонатов?

— Да, ловлю, вот мое орудие труда — сачок.

— То есть вас можно увидеть где-то с сачком в поле?

— Вполне, с коллегами и на автобусе ездим с сачками. Выезжаем часто в наш ботанический сад. Где мы только не работаем: и на Зеленом лугу, и по Вилюйскому тракту, и возле птицефабрики работали, и в Мархе участки были...

— На Зеленом лугу все вами перечисленные виды можно поймать?

— Не все, но большинство.

— Интересная у вас профессия — бегать с сачком за бабочками. Не жалко их потом накалывать иголкой?

— Не особо. Мы стараемся большие серии одного вида не делать. На стенде, если приглядеться, можно увидеть, что некоторым экземплярам десятки лет. Есть и 1963 года. Жизнь бабочки короткая, и если в год пять штук поймаешь, то не страшно.

— Лекции читаете будущим коллегам?

— Нет, не читаю. Раньше занималась со школьниками в экологических лагерях.

— Вы говорили, к вам обращаются за консультациями. Кто?

— Горожане, жители Якутска приходят. Приносят в баночках насекомых. К примеру, приносят клопа и просят определить, вреден он или нет, нужно ли протравить или что предпринять. Бывает, находят в запасах круп личинок или жуков.

— Редкие виды приносили?

— Школьники недавно поймали и передали для коллекции института совку голубую орденскую ленту. Немного крыло повреждено, так как птица на нее напала. Но это редкий и ценный для нашей коллекции вид.

— То есть у вас не было и жители принесли?

— Да. Школьники.

— Куда в командировки ездите? Что находите? Изучаете?

— Планово ездим в Горный улус проводить мониторинг сообществ насекомых, которые восстанавливаются после крупных лесных пожаров 2021 года. Нынче будет четвертый год работ.

— И как быстро восстанавливаются?

— В первый год было совсем мало живности. Потом начали появляться кустики иван-чая, злаки, и насекомые тоже понемногу восстанавливаются.

— После пожара кто сначала появляется?

— После пожара там-сям остаются островки растительности, и оттуда по чуть-чуть начинало идти расселение. В первый год было много пауков. К примеру, раньше были разные препятствия в виде густых зарослей, сейчас поверх­ность стала площе, проще, и всё заполняют жужелицы, хищные жуки, опять же вездесущие муравьи. В первый год отмечали, что их численность на фоне остальных насекомых стала высокая. Первыми занимают территорию хищники.

— Чем интересны такие исследования?

— Хотя на мониторинговые исследования уходит много времени и труда, интересно анализировать факты и получать новые закономерности. Во-вторых, много новых знаний, потому что исследования восстановления энтомофауны на территории, где пролегает многолетняя мерзлота, ранее не проводились. Подобные работы проводились на пожарищах в европейской части России, но это совсем другое.

— Здорово.

— Конечно, сукцессии растительности на гарях в Якутии уже изучались, а вот именно сообщества насекомых мы рассматриваем впервые. Все результаты, которые получаем, очень интересные. Если в будущем на другом месте будет пожар, трижды тьфу, то восстановление энтомофауны, думаю, будет протекать так же.

— И какая разница восстановления насекомых в наших условиях?

— У нас процессы восстановления идут медленнее, у наших насекомых другая биомасса, в целом низкая. В других регионах насекомые могут дать несколько поколений за одно лето, у нас таких видов мало, поэтому темпы другие.

Виктория БУШУЕВА

Популярное
Комментарии 0
avatar
Якутск Вечерний © 2025 Хостинг от uWeb